Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

3-D ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО (ИНСТРУМЕНТ) ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Дергачёв Юрий Дмитриевич.

Детский центр развития «Академия детства», г. Шахты, учитель физкультуры и оздоровительных практик.

 

Каждый человек хочет быть здоровым и интеллектуально развитым. Часто характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд [3, с. 157].  Исходя из этого, условно, можно разделить людей на две большие группы:      

  • люди физически развитые, занимающиеся физическим трудом (работой) – выполнением энергетических функций в системе «человек — орудие труда»; где физическая работа требует значительной мышечной активности(«физики»);
  • люди, занимающимся умственным трудом, объединяющим работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны («интеллектуалы»).

Уже в раннем возрасте можно рассмотреть анатомические, психологические или физиологические особенности человека – задатки –  некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности и  проявляются в склонностях к определенному виду деятельности. Например,  одни дети находятся в состоянии постоянной физической активности: проявляют большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, любят движение (бег, прыжки, лазание); обладают широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладают исключительной физической силой, демонстрируют хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы) [4, с 88-101]. А другие дети  играют в игрушки,  проигрывая в них ситуации, которые они уже видели где-то в своей маленькой жизни (т.е. они уже отдают предпочтение интеллектуальным играм.). Как правило, они  чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующее их занятие, работу; демонстрируют высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); изобретательны в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способны продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения [4, 54–58].

Развивая  задатки и способности (индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности), конечно возможно, что  и  «интеллектуал» может стать великим штангистом, и,  наоборот,  «физик» может стать  великим мыслителем. Но это не меняет природной предрасположенности каждого человека на «любимый» род занятий.

Но современное общество диктует свои законы. Успех в карьере и достижение успеха в самореализации, развитие достойных взаимоотношений, традиций и образа жизни, решение всех финансовых и бытовых вопросов практически невозможны без понятия «гармоничное развитие личности», включающего развитие всех составляющих человека – личностный рост,  интеллектуальное и физическое развитие, т.е. это гармоничное развитие всех основных сфер жизни человека.  Не развивая физическую активность,  интеллектуально развитый человек получает   проблемы со здоровьем.  В то время как у физически развитых людей часто  возникают трудности в решении каких-либо умственных задач.  Исходя из этого, для гармоничного развития личности  в теле человека должно быть всё развито гармонично – сильное  преобладание одной функции человеческого тела над другой должно обязательно компенсироваться. [1, с.1–3; 5, с. 8].  В процессе развития ребёнка необходимо уделять равноценное внимание интеллектуальной и физической функциям организма. В реальной жизни часто происходит следующее: родители и учителя, не разбираясь в задатках и способностях ребенка,  вешают на него своеобразное «клеймо», навязывая будущий вид трудовой деятельности: «ты будешь  спортсменом, или интеллектуалом (музыкантом, художником и.т.д)».  И, исходя из своих желаний,  не учитывая, к какому виду деятельности предрасположен малыш,  продолжают воспитание. Довольно типичная ситуация: ребёнок вырастает, и у него появляются проблемы из-за дисгармонии в развитии. Он не может пойти, например,  с друзьями поиграть в футбол, потому что в детстве мама и папа заставляли много заниматься  музыкой, мечтая вырастить музыканта, в результате чего не сформировались навыки игры и как последствие - низкая физическая активность. И наоборот, человек  приобретает комплексы из-за отсутствия навыков в сфере науки, искусства, ему не хватает интеллектуальных знаний и навыков.  Зачастую данные факторы  создают  реальные психологические проблемы.   Но где же выход из создавшейся ситуации? Задача педагогов – раскрыть способности ребенка, помочь развить их. Однако "разбудить" способности ребенка – не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека [8]. Способности формируются постепенно в процессе грамотной и целенаправленной системы педагогических воздействий - достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей, а также в результате  применения инструментов формирования гармонично развитой личности ребенка, учитывая природные задатки обучающегося [4, с. 43–56].

В данной статье речь пойдет об авторской разработке 3-D интеллектуально-энергетической оздоровительно-реабилитационной гимнастике  как средстве  формирования гармонично развитой личности человека [1, с. 1–20; 2, с. 1–13].

 В результате многолетнего опыта применения практик оздоровительных технологий в профессиональной деятельности,  исследования их влияния на гармоничное развитие организма человека в целом,  была разработана интеллектуально-энергетическая система оздоровления, включающая комплекс специальных интеллектуально–физических упражнений,  сочетающих в себе планомерное и гармоничное развитие  физической и интеллектуальной составляющей организма человека. Методики данной 3-D гимнастики просты и эффективны не только как средство всестороннего гармоничного развития  личности ребенка, но даже в период реабилитации людей после серьезных травм и тяжелых операций (после автомобильной аварии восстановление человека проходит в разы быстрее и эффективнее при применении упражнений 3-D гимнастики, нежели при отсутствии физической активности во время основной терапии ). [1, с. 5; 2, с. 2] В основе системы оздоровления  заложены основы тибетской йоги, цигун, изометрической гимнастики и пластического танца.  Основные характеристики интеллектуально-энергетической системы оздоровления:

  • доступность – выполнять упражнения можно в любом месте, в любой форме одежды, в любом положении тела: стоя, сидя, в кресле или в «маршрутке», лежа на диване или в больничной койке.
  • экономичность – не занимает много времени: полчаса в день хватает для организма в тонусе.
  • универсальность – не только тренирует и дает возможность управлять каждой частичкой нашего тела, но и развивает ум, образное мышление. [1, с. 1].

 Комплекс включает в себя упражнения на движение,  расслабление,  напряжение, растяжение тела.  Тело человека рассматривается  в контексте трехмерного единства мышечно-скелетной, нервной и психической систем, которое постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды. Любое нарушение в одном из этих трех измерений будет приводить к изменениям в других измерениях. Движения в 3-D гимнастике происходят в трех плоскостях, тем самым помогая устранить дисфункции: мышечно-скелетные, нейро-вегетативные, органные, сосудистые, психические.  Методики данной гимнастики направлены в первую очередь на мобилизацию внутренних ресурсов организма к самовосстановлению [1, с. 1–20; 2, с. 1–13].

Данная система оздоровления показана для детей  с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Она является отличным способом научить ребенка расслабляться, фокусировать внимание и регулировать свое настроение. Эти три фактора могут принести большую пользу ребенку с СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности  (сокращённо  СДВГ – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте) проявляется такими  симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. 3-D гимнастика может помочь сбалансировать выработку нейротрансмиттеров в головном мозге и снизить уровень стресса,  сочетает физическую активность с самоконтролем и способствует взаимосвязи разума и тела, что у многих дети с диагнозом  СДВГ  как раз отсутствует. Способность концентрироваться у этих детей на очень низком уровне, неврологи называют это «нейронное торможение» [5, с.10–13].

Учеными доказано, что снижение уровня гормонов нейротрансмиттеров – дофамина, норадреналина и адреналина – создает ощущение спокойствия. Происходит  улучшение настроения, умиротворенность, внутреннее спокойствие и собранность, повышение  уровня кислорода и увеличение объема воздуха в легких, а это означает увеличение притока кислорода к мозгу. Устраняются проблемы внимания, усидчивости и гиперактивности. С помощью данной интеллектуально – оздоровительной системы  ребенок может избавиться от излишков накопившейся энергии, разрушительной для него. Как результат – помощь в достижении  гармонии между умом и телом ребенка и осуществление главной цели –  формирование гармонично развитой, успешной личности человека [5, с. 3-10].

Современные люди любят спешить: быстрому передвижению предпочитают бег, если стремятся выполнять  упражнения,  то так, чтобы они одновременно охватывали всё тело. В интеллектуально-оздоровительной системе предлагается прорабатывать не всё тело целиком и одновременно, а  уделить внимание постепенному развитию и проработке частей тела: например начать с  мелкой моторики пальцев, затем кисти, далее локтя, плеча и.т.д., уделяя внимание и развивая двигательную активность,  гармонично развивая  все суставные соединения и мышцы. Обучение расслаблению, релаксации. Это очень важно в эпоху скоростей, когда человек, надрывая свои силы, стремится к рекордам, теряя здоровье. После активных нагрузок он не может восстановиться,  снять напряжение, полученное в процессе  порой даже сверхусилий, что приводит к нарушениям, как в физическом развитии,  так и в умственной деятельности.

Система 3-D обучает снятию напряжения и скованности тела, уделяя внимание именно процессам и движениям, происходящим внутри тела, снимая блоки и повышая жизненный тонус тела, оздоравливая организм человека, в целом [2, с.12].

 

Библиографический список:

  1. Дергачёв Ю.Д. Книга I по интеллектуально-энергетической системе оздоровления: методическое пособие - Шахты, 2011 г. – 21 стр.
  2. Дергачёв Ю.Д. Книга II по интеллектуально-энергетической системе оздоровления: методическое пособие - Шахты, 2011 г. – 13 стр.
  3. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник, 14 - е изд., стер./под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Лань, 2016 - 672 с.
  4. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: учебное. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
  5. Романцова Е.Б., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие /Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Молчанова И.Н., Фомина А.Г., Чупак Э.Л., Шанова О.В., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е. – Благовещенск, 2009. – 21 с.
  6. Лесли Каминофф.  Анатомия йоги. – The Breathe Trust: Учебное пособие, 2009. – 231 с. [Электронный ресурс]. – URL : http://all-yoga.ru/books/lesli-kaminoff-anatomija-jogi (дата обращения 10.02.2017).