Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

АГРЕССИЯ В СТРУКТУРЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Кононова Ольга Сергеевна.

МБОУДО «Детская эколого-биологическая станция», г. Дивногорск, Красноярский край, педагог дополнительного образования.

 

      Агрессия – проявление враждебности по отношению к окружающему миру или себе (аутоагрессия), выражающееся в причинении вреда объекту или объектам действительности. Агрессия свойственна всем людям, т. к. все люди в той или иной степени в процессе жизни в социуме вступают в конфликты с другими людьми и даже с собой. Но не каждый человек обладает агрессивностью. Учась управлять своей агрессией, в т. ч. подавлять её, придавать социально приемлемые формы (занятия спортом), человек учится сосуществовать с другими людьми. Агрессивность в качестве характеристики поведения и/или черты характера школьника часто встречается у школьников с девиантным поведением, т. е. поведением, отклоняющимся от норм и правил, принятых в человеческом обществе. Девиантное поведение отличается от поведения делинквентного – совершения существенных проступков и правонарушений, бродяжничества, хулиганства, а также криминального поведения – сознательного совершения правонарушений и преступлений. Девиантным является не только агрессивное поведение, но и отказ от своего «Я» – поведение аддиктивное (пассивное, зависимое – добровольная алкоголизация, наркотизация и т.д.), девиантная виктимность (жизненная позиция жертвы, не сопротивляющейся ничьей  агрессии, испытывающей потребность в ней) [5]

Таким образом, потребность школьников в самоутверждении, гипертрофированное стремление к выражению и защите своего «Я» школьников с девиантным поведением чаще всего и являются причиной их агрессивных проявлений. Что является причиной подобной девиации? Девиантное поведение возникает как следствие различных нарушений психического и психосоматического здоровья школьника, социального здоровья среды его воспитания. Рассмотрим некоторые причины девиантного поведения на примере опыта работы детского объединения дополнительного образования.

  1. Девиантное поведение – проявление психических (болезнь Аспергера, или синдром РДА, шизофрения), психосоматических (ДЦП, эпилепсия) заболеваний, психопатий (гебоидный синдром), которые частично или полностью наследственно обусловлены, иногда возникают вследствие тяжёлых перинатальных травм головного мозга. Поведенческая девиация часто сочетается с умственной отсталостью, которая  не является заболеванием, т. е. не прогрессирует. Агрессивное поведение школьников, страдающих такими расстройствами, поддаётся лишь частичной комплексной коррекции, включающей медикаментозное лечение нарушений деятельности ЦНС, психотерапию, в т. ч. гипноз, и т. д.) [1].
  2. Девиантное поведение – проявление акцентуаций темперамента и характера, которые являются врождёнными, но не болезненными чертами личности школьника. Акцентуации характера – варианты характерологической нормы, не являющиеся стабильными на протяжении всей жизни человека (в отличие от психопатий). Крайние проявления акцентуированности личности возникают лишь при социально-психологическом неблагополучии, например, при воспитании в асоциальной среде.

 А. Е. Личко выделяет 12 типов акцентуаций характера [3], которые часто проявляются в подростковом возрасте, т. е. представляют собой варианты неблагоприятного протекания пубертатного криза. Гипертимные (шумные, неусидчивые) школьники часто проявляют вербальную и физическую агрессию в процессе осуществления своих грандиозных планов, которым часто сопротивляются окружающие (так, Вадим Д., являясь лидером в эколого-социальной деятельности детского объединения, систематически проявляет агрессию – вербальную и физическую – в отношении товарищей по ДО, которые не разделяют его планов – не участвуют в сборе вторсырья и т. д.; если же он находит единомышленников (в т. ч. с помощью педагога), проявления агрессии исчезают). Их агрессивность корректируется в процессе активной созидательной деятельности, позволяющей таким школьникам самоутвердиться общественно одобряемыми путями. Школьники с астено-невротической и психоастеничесой акцентуациями характера проявляют вербальную агрессивность в случае переутомления, которое наступает в процессе любой деятельности весьма быстро; физическая агрессивность таких школьников выражается в разбрасывании вещей и т. п. при нервном истощении (так, агрессивное поведение Анастасии К. становится выраженным в случае необходимости длительного сосредоточения на создании поделки из природного материала и т.п., но при последовательном игнорировании её агрессии педагогом и обучающимися (с которыми педагог провёл беседу о необходимости помочь девочке) Анастасия полностью прекратила агрессивные выходки, а созданная ситуация успеха в творчестве помогла ей повысить уровень сосредоточенности на объекте деятельности, улучшить саморегуляцию).

Агрессивность является одной из основных черт эпилептоидных школьников, которые часто проявляют потребность в истязании слабых и т. д. Эпилептоидная акцентуация характера хуже других поддаётся коррекции, т. к. эпилептоидные школьники замкнуты, уверены в собственном превосходстве над окружающими, у них ослаблено чувство самосохранения; их психические процессы ригидны, вследствие чего они крайне злопамятны и мстительны (так, Дмитрий К. в течение учебного года не только проявлял физическую агрессию непосредственно после конфликта, но и планировал месть обидчику, осуществляя её в самых неожиданных ситуациях – во время индивидуальной работы, на прогулках и экскурсиях; снизить уровень его агрессивности позволили только систематические беседы с другими детьми: они проявляли повышенную уступчивость в отношении мальчика, не давая повода для конфликта; имея высокие умственные способности, он понял, что теперь его поведение выглядит нелепо, и агрессивные вспышки стали случаться реже).

  1. Девиантное поведение – следствие социального неблагополучия школьника воспитание в агрессивной, или, напротив, в эмоционально холодной среде, вследствие чего возникает педагогическая запущенность, ЗПР, постоянные трудности в учении, травмирующие самолюбие школьника; для такого школьника агрессия – единственный известный и доступный путь самоутверждения, она носит демонстративный характер (так, Виктория Т., переживая постоянные ссоры родителей друг с другом, в которых винила отца, проявляла выраженную вербальную агрессию по отношению к мальчикам, мужчинам). Приёмы коррекции агрессивности таких школьников разнообразны, но, к сожалению, не достигают цели при постоянном нахождении школьника в психотравмирующей среде.

Причины, вызывающие девиации поведения, часто сочетаются (например, умственная отсталость вследствие перинатальной травмы головного мозга, приведшей к развитию резидуальной энцефалопатии, в сочетании с педагогической запущенностью, воспитанием в антисоциальной среде и вседозволенностью в семье и школе приводят к развитию агрессивности как определяющей черты личности). На несформированную систему жизненных ценностей такого школьника оказывают воздействие отрицательные социальные стереотипы, модели поведения, принятые в семье, социальной группе и т. д. В подобных случаях реакция имитации побуждает школьника (преимущественно подростка) следовать предлагаемому стереотипу (так, Владислав Б., систематически проявляющий вербальную и физическую агрессию по отношению к более слабым товарищам, в беседе о причинах его поведения очень точно их определил: «Тот, кто бьёт, – крутой. Я хочу быть крутым!»).

К явлениям, провоцирующим агрессивные проявления у школьников с девиантным поведением в ОУ, следует отнести явную или скрытую агрессивность педагога (-ов), эмоциональную напряжённость в педагогическом коллективе и т. д., поэтому в связи с  увеличением количества агрессивных и даже жестоких выходок школьников очень полезным становится опыт выдающегося психиатра, психолога и педагога В. П. Кащенко, который главными факторами успеха педагогической коррекции считал единство педколлектива в вопросах воспитания и личное самообладание и спокойствие педагога в любой ситуации [2].

Избежать выхода агрессии школьников из-под контроля педагога (когда последствия агрессии становятся непредсказуемыми, школьник представляет опасность для себя и окружающих) в случае конфликтной ситуации позволят следующие приёмы:

  • сохранение спокойствия, проявляющееся в медленных, плавных движениях, ровном тембре и тоне голоса педагога;
  • отвлечение внимания агрессивного школьника внезапным действием (иногда якобы случайно опрокинутый стул, уроненная книга на фоне общего спокойствия педагога производят очень сильное отрезвляющее впечатление);
  • использование шутки (опасно шутить над поведением агрессивного школьника, лучше пошутить над собой).

Уверенность педагога в себе, искренность в общении с воспитанниками в сочетании с психолого-педагогическими знаниями – один из путей преодоления агрессивного поведения школьников.

 

Библиографический список.

  1. Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Основы психиатрических знаний/ Д. Д. Еникеева. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
  2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция/ В. П. Кащенко. – М. : Академия, 2000. – 302 с.
  3. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384.
  4. Раттер М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М.: Апрель-пресс; Эксмо-пресс, 1999. – 432 с.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников/ В. Г. Степанов. – М.: Академия. 2001 – 336.