Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

АКТУАЛЬНОСТЬ НАСЛЕДИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ

Поярков Алексей Александрович.

Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, доцент, vifk@bk.ru.

 

Ян Амос Коменский принадлежал к наиболее образованным людям своего времени, искавшим способы улучшения образования, повышения качества жизни всех без исключения, благоденствия всего человечества, к людям, стремившимся к поискам правды и боровшимся за человеческие ценности свободного мира. Труды Я.А.Коменского и по прошествии столетий вдохновляют весь мир, а проблемы образования и общества, за редким исключением, как мы видим, остаются прежними, пусть и в другом историческом  контексте.

В год, когда родился один из самых известных немецких философов – Готфрид Вильгельм Лейбниц, Коменскому уже исполнилось 54 года, а в протистанских странах его революционная система образования только что обрела славу. Вскоре после смерти Коменского Лейбниц выразил ему свое восхищение и уважение типичным для XVII века способом – в стихах, которые были переведены намного позже на русский язык С. Марчуковой и Л.Модзалевским в книге «Памяти отца современной педагогики Я.А.Коменского: По поводу 301-й годовщины его рождения». (Санкт-Петербург: Издательство музея воен.-учебн.заведений, 1893 г., с. 54п.).

Это было время, когда духовное величие Коменского осознавали далеко не все его современники. Некоторые, в духе радикального Просвещения, даже отрицали Коменского как фигуру, принадлежащую, скорее, прошлому. Однако все вышло иначе. В девятнадцатом веке все очевиднее становилась современность Коменского, и постепенно приходило понимание того, насколько он опередил свое время. Сначала среди преподавателей было признано его значение в области педагогики и  дидактики, и лишь потом знатоки Коменского начали воспринимать его наследие более целостно. После появления книги «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и вся мировая общественность осознала, что этот великий мыслитель обращается к нашему настоящему и будущему.

Мы чтим в нем не только Учителя народов в деле  воспитания и обучения молодежи, и самобытного философа и теолога, который говорит о  серьезных проблемах нашего времени – отношениях между людьми и народами, а также о постоянной необходимости их совершенствования.

Какую роль в настоящее время может – и для нас – играть наследие Коменского? Был бы он более известен  в мире, будучи немцем, англичанином или французом? Как и во времена объединения христианской Европы тысячу лет назад, сегодня наше общество стоит на перекрестке, решая, в каком направлении идти. В наших усилиях, направленных на мирное сосуществование в этнически, религиозно и политически чрезвычайно сложном мире, в стремлении сохранить моральные, этические и культурные ценности, нам может помочь сам Коменский. Его наследие послужило источником вдохновения для многих наших предков в подготовке реформ.

Труды Коменского по-прежнему актуальны в современном мире. Наследие всей жизни Коменского, будь то научная или педагогическая деятельность, - о чем красноречиво свидетельствует более 250 его разных по объему работ, настолько многогранно, что его значение невозможно описать несколькими фразами. Во многом мир так ничему и не научился, и общество, по существу, страдает теми же болезнями, которые пытался лечить в свое время Ян Амос Коменский.

Новая формулировка истории просвещения ориентирована на ключевые точки, тесно соединяющие нас с мировой культурой, в первую очередь, с лучшими ее творениями, которые смогли прославиться на различных континентах.

Ян Амос Коменский, вероятно, самый прозорливый гений и интеллектуал, когда либо рождавшийся у чешского и моравского народов. Его значимость не ограничивается ведущей ролью в создании современной дидактики и педагогики, но состоит также в уникальной способности понимать мир своей эпохи, предсказывать  этому миру комплекс своих представлений о его реформировании.

Большое значение Коменский придавал свободе человека, его терпимости, человечности и справедливости по отношению ко всем без исключения. В его произведениях мы обнаруживаем понимание гармонии в отношениях людей к миру, понимания дисциплины и порядка. Сегодняшнему обществу пошло бы на пользу усиление дисциплины, основанной на ответственности и  установке четких правил и порядка, уравновешивающих права и  обязанности граждан в духе демократии. К сожалению, в сегодняшних образовательных учреждениях учитель имеет больше обязанностей, чем прав. И было бы полезно – даже с точки зрения сегодняшнего положения учителя – следовать принципам и методам обучения, которые еще в XVII веке претворял в жизнь Я.А.Коменский.

Коменский признан во всем мире как основатель современной педагогики, ибо именно он выдвинул требование систематического всеобщего образования для каждого. На него оказала влияние не только учеба в кальвинистском училище Герборна и университете Гейдельберга, но и ведущие европейские мыслители, к числу его предшественников относились, например, И.В. Андреэ и И.Г. Альстед. В Герборне Коменский подробно изучил труды В. Ратке, чьи дидактические взгляды оставили свой след в философии и дальнейшем творчестве Коменского.

Идеи Коменского не утратили  своей актуальности и сегодня – прежде всего, в вопросах изучения языков, наглядности обучения и создания стимулов развития творческих способностей человека. Коменский верил, что с помощью воспитания и образования можно изменить существующий мир, охваченный войнами и ненавистью. Он писал учебники, методические пособия, теоретические трактаты – дидактические и педагогические, занимался реформированием школьного образования в странах Центральной, Северной и Западной Европы, собирал материал для языковых энциклопедий и словарей, которые должны были охватывать все доступные области знания. Ключевые принципы обучения Ян Амос Коменский сформулировал в своем трактате о методах обучения – «Великая дидактика» (Didacticamagna).

Базовые принципы Коменского: «…обучение одной большой группы учеников в классе, которая всегда является одним учебным курсом; обучение для обоих полов, для всех рас, вне зависимости от социального положения; предоставление всем детям максимально высокого уровня образования; предоставление системы школьного обучения, начиная с яслей, с последующим переходом в начальную школу, затем в латинскую и высшую школы; получение образования взрослыми в течение всей жизни»[1, с. 45].

Что касается значения философского наследия Коменского для сегодняшнего мира, то поиском выхода из тяжелых лабиринтов личной и общественной жизни он занимался, прежде всего, на страницах уже упомянутого выше произведения – «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этой книге Коменский указывает направление и постоянно существующие возможности – не только для отдельных людей, не только для одного народа или для одной церкви, но для всех людей, для всего мирового общества. Он дает новую надежду на то, что при выполнении определенных условий можно добиться лучшего сосуществования людей и народов. Коменский мечтал, чтобы все люди поняли – хорошо может быть каждому, если будет хорошо всему обществу!

Коменский также пытался убедить людей в абсолютной необходимости создания мирного мирового сообщества; однако он также указывал на необходимость искать и находить действенные способы и методы, с помощью которых можно добиваться универсального «исправления дел человеческих». Он призывал на помощь всех, кто размышлял о фундаментальных вопросах, встающих перед человеком – ученых, политиков [2, с.26].

В конце хотелось бы дать цитату Коменского о вечных идеалах и тех недугах, которыми  страдала его эпоха, и которые не обошли стороной и наше время: «Учить – это значит вести от известного – к неизвестному, а «вести» должно означать мирное, ненасильственное обучение. Полное любви, а не ненависти. Ведь когда я хочу кого-либо вести за собой, я не подгоняю его, не толкаю, не катаюсь с ним по земле, не встряхиваю, но беру его мягко за руку и иду с ним, или на свободной дороге иду впереди, маня его следовать за собой»

Своими трудами, деятельностью и творчеством Я.А.Коменский оказал значительное влияние на судьбы мира, в котором он жил, не менее сильно, а может быть, даже сильнее, он повлиял, пусть даже косвенно, на судьбы следующих поколений, пришедших после него.

Сейчас забылось уже многое из того, на что надеялся Коменский, чем жил, что хотел изменить. Однако дело его по-прежнему живет и не теряет своей значимости в наши дни. Коменского называют «учителем народов», а его вклад в современное видение мира и его изучение по-прежнему считается совершенно уникальным.

 

Библиографический список:

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М.: Книга по требованию, 2012. – 320 с.
  2. Чапкова Д. Всеобщий совет Коменского и его значение. In: Ян Амос Коменский. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». –  Прага, 1992. – 11 с.