Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПОДРОСТКОВ ПО ИГРЕ НА ГИТАРЕ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Макаридин Алексей Дмитриевич.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, магистрант кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения института гуманитарного и социально-экономического образования.

Буторина Н.И.

Россия, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», факультета искусств, кафедры  музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения.

В настоящее время практически все учебные организации дополнительного образования детей получили доступ к информационным ресурсам. При этом всё активнее начинают внедряться компьютерные технологии в процесс обучения детей различным видам музыкальной деятельности. Данные технологии позволяют расширять, обогащать, совершенствовать теорию и практику преподавания музыки в детских музыкальных школах, а также повышать качество всего дополнительного музыкального образования детей. При этом особыми возможностями обладают мультимедиа технологии, интегрирующие в себе огромные распределенные образовательные ресурсы и открывающие принципиально новые методические подходы.

Вопросами применения мультимедиа в образовании занимались многие зарубежные и отечественные ученые (С. Браун, Р. Майер, Б. Андресен, К. Абботт, Дж. Брунер, Дж. Булл, Д. Джонассен, К. Джоунс, Г. Кедрович, Б. Робинсон, Р. Сальо, П. Скримшоу, Дж. Хиггинс, С. Уиндитт и др. Эффективность использования мультимедиа в образовании раскрыта и в трудах многих отечественных исследователей (В.В. Быков, Ю.Н. Егорова, Р.С. Гуревич, А.Н. Гуржий, М.И. Жалдак, Ю.А. Жук, В. Имбер, M.Н. Морозов и др.). Такое исследование проблемы подтверждает то, что мультимедийные средства обучения являются для учащимся доступом к нетрадиционным источникам учебной информации и способствуют реализации принципиально новых форм и методов обучения.

Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, объединяющая в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это сумма технологий, позволяющая компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как: текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук и речь (Д.А. Стариков) [2, c. 7].

В своей работе С.К. Новосельцев определяет мультимедиа как интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированными компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком [1, с. 3].

Данное определение мультимедиа делает акцент на активное участие пользователя в работе с информацией. Действительно, мультимедиа технологии позволяют обеспечивать возможности как компьютерных, так и традиционных средств передачи аудио- и видеоматериала. Использование мультимедиа при передаче новой учебной информации способствует сосредоточению внимания и удержанию интереса. А значит, более эффективному усвоению знаний.

Под интерактивностью понимается возможность выстраивания диалога обучающегося с виртуальной образовательной средой через его активное включение в обучение [3, c. 5].

Полноценное применение мультимедийного пособия может найти в дополнительном музыкальном образовании школьников. Это обусловливается интеграцией в данной современной технологии самых разнообразных объектов: видеороликов (кинофрагментов, видеозаписи концертов, видео уроков), анимационных объектов, фото рядов (с автопрокруткой), иллюстративных подборок, слайдов и слайд шоу, ссылок с переходом на нужную страницу.

Сегодня произошёл качественный переход от учебных текстов (в том числе электронных) в их традиционном понимании к интерактивным мультимедиа ресурсам. Эти ресурсы интегрируют все виды представления информации и предоставляют возможность управления ими на экране устройства, перехода по ссылкам на любые визуальные объекты и тексты, в том числе и присутствующие в интернете.

Обогащенный ссылками электронный текст становится основой для управления обучающимся любым учебным материалом, позволяя вызывать в любом месте электронного текста видео объекты, сайты, а также вложенные тексты.

Особыми возможностями мультимедийное пособие обладает при организации самостоятельных занятий по игре на гитаре у подростков, с одной стороны, проявляющих значительный интерес к современным обучающим технологиям в силу возрастных особенностей, с другой, – испытывающих потребность в общении с этим музыкальным инструментом.

Целью занятий по учебному предмету «Гитара» с подростками в детской музыкальной школе является, прежде всего, воспитание интереса к музыкальному искусству через овладение умениями и  навыками игры на музыкальном инструменте.

Большое значение для успешного обучения по данному предмету имеет организация самостоятельных занятий с использованием мультимедийного пособия, которое оптимизирует процесс освоения подростками игры на гитаре. В частности, организация самостоятельных занятий по гитаре с применением мультимедийного пособия позволяет реализовать следующие возможности:

  • слушать и анализировать музыкальные произведения для гитары в исполнении лучших мастеров отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • просматривать видеозаписи концертов великих гитаристов;
  • знакомиться, анализировать и изучать по нотам музыкальные произведения для гитары;
  • изучать словарь музыкально-теоретических понятий и терминов, необходимых для грамотного исполнения гитарных произведений;
  • использовать для игры на гитаре удобный справочник аккордов;
  • осваивать учебный материал в интерактивном режиме, свободно переходя от раздела к разделу;
  • изучать дополнительный материал, используя ссылки на внешние ресурсы и т.д.

Указанные возможности мультимедийного пособия в организации самостоятельных занятий подростков по освоению игры на гитаре подтверждают актуальность настоящего исследования.

В заключении необходимо отметить следующие перспективные направления работы по внедрению рассматриваемого пособия как средства организации самостоятельных занятий подростков по игре на гитаре в детской музыкальной школе:

  • создание содержания мультимедийного пособия по игре на гитаре в соответствии с ФГТ и рабочей программой учебного предмета «Специальный инструмент. Гитара»;
  • выявление и разработка необходимых мультимедийных компонентов рассматриваемого пособия, которые будут способствовать организации самостоятельной работы подростков по игре на гитаре;
  • уточнение и выполнение содержательных, технологических и технических требований к разработке подобных учебных средств при создании мультимедийного пособия будут учитываться;
  • определение и апробация способов организации самостоятельных занятий подростков по игре на гитаре с применением данного пособия.

 

Библиографический список:

  1. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий. М.: Компьютер-Пресс. 1991. № 7. – 80 с.
  2. Стариков Д. А.Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов ВУЗа: Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: Нижний Новгород, 2009. – 197с.
  3. Троян Г.М. Мультимедиа в образовании. М.: Обучение – сервис, 2006. – 16 с.