Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ (Автор: Веселкова Елена Александровна)

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

 

Веселкова Елена Александровна.

г. Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, доцент, канд. мед. наук, veselkovs59@mail.ru.

 

Аннотация. Статья посвящена анализу жизненных сценариев студентов. Данный анализ проводиться с помощью сказкотерапии. Описаны основные критерии минискрипта. Выявлены характерные сценарные процессы студентов.

Ключевые слова: жизненный сценарий, сказкотерапия, минискрипт.

 

ANALYSIS OF LIFE SCENARIO METHOD OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS’ FAIRY TALE THERAPY

 

Veselkova Elena Alexandrovna.

Novosibirsk, Siberian state University of Railways, associate Professor, kand. honey.science, veselkovs59@mail.ru.

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of students’ life scenarios. This analysis is carried out with the help of fairy tale therapy. The main criteria of the mini-script are described. The characteristic scenario processes of students are revealed.

Key words: life scenario, fairy tale therapy, mini-script.

 

По мнению представителей трансактного анализа, жизненный сценарий представляет собой неосознанный план жизни, который закладывается в раннем детстве и претерпевает определенные изменения в юности [1]. Ограниченный временной отрезок событий может быть оценен как минискрипт. Под минискриптом мы понимаем отражение жизненного сценария в определенном промежутке времени.

Высшее образование является важным этапом в развитии личности в формировании уровня профессиональной зрелости, а также является иллюстрацией жизненного пути. Анализ данного периода может быть результативным в прогнозе эффективности будущего специалиста. Анализ жизненного сценария позволяет определить качество жизни человека и при необходимости способствовать ее улучшению.

В данной работе для анализа жизненного сценария мы использовали  метод сказкотерапии. Создание сказок является отражением внутреннего алгоритма, по которому человек преодолевает жизненные трудности. Кроме того, метод сказкотерапии в нашем исследовании предполагает оценку профессионального выбора, анализ качества образования и перспективы личностного роста.

В ходе практической части исследования были изучены сказки [2], созданные студентами-психологами, которые позволили описать сценарии жизненного пути на основании анализа периода обучения в университете.

В исследовании участвовало 77 студентов-психологов, обучающихся в СГУПСе.

Были выделены критерии оценки  минискрипта, в целом жизненного сценария: начало – оценка начинания, собственных возможностей, возникновения процесса образования, и помощь других; содержание – качество, насыщенность студенческой жизни – оценка проживания качества жизни; процесс – оценка собственных достижений; конец – результат обучения в университете – удовлетворенность жизнью, самодостаточность.

В ходе феноменологического анализа были описаны закономерности оценки студентами начала процесса. Приведём примеры наиболее характерных:

  • выбор произошёл в результате длительных сомнений и личностной неудовлетворенности, как потребность найти внутреннею гармонию в обучении: «Однажды в одном сказочном городе заблудилась маленькая девочка. Она блуждала по городу одна несколько дней, пока не набрела…»;
  • начало процесса как вынужденное обстоятельствами решение: «Пути назад не было, ибо шёл за ним по пятам злое чудище – военкомат противный бердский».
  • осознанная потребность «Образование как переход на новый уровень для процветания королевства».

При анализе качества образования – оценки качества жизни  определены следующие варианты:

  • проживание связано с насыщенностью, интенсивностью. «... разнообразное образование»;
  • жизнь как череда препятствий и сложностей «… нужно было пройти четыре подземелья и каждое из них хранило много опасностей и испытаний»;

Исследование личностных изменений показало высокий потенциал у студентов-психологов к преобразованию не зависимо от курсов обучения:

  • вера в собственные возможности: «Когда ты веришь в себя, у тебя все получиться»;
  • осознанность и ответственность личного счастья: «Профессия помогла найти правильный путь, стать счастливым, но уже взрослым»;
  • развитие эмпатийности и коммуникабельности: «Общение с другими людьми помогло мне совершенствоваться – познать детали и тонкости жизни и взаимодействия людей. Это помогло мне увидеть полную картину мира»;
  • готовность пользоваться ресурсом другого «… не мог справиться один и встретил он мудреца, который согласился ему помочь».

Анализ завершения учебного процесса позволяет нам предположить  о способности студентов ставить в жизненно временном пространстве точку, получать результат и внутреннюю  удовлетворенность от проживаемых ситуаций и жизни в целом. В данной выборке были описаны следующие подходы:

  • осознанность происходящего: «Она поняла, что в этом месте ей суждено было быть»;
  • обесценивание результата: «Получив образование, он узнал, что никому он умный не нужен»;
  • приобретение дополнительного результата: «В храме знаний встретила человека, которого полюбила и он был похож на ее ангела, который ранее помогал ей».

В результате проведенного исследования можно выделить  четыре основных жизненных сценария, которые среди студентов-психологов распределяются неравномерно. Большая часть студентов по жизни занимают активную позицию, ориентированы на свои собственные действия, обладают ответственностью, желанием понять  и изменить реальность.

Второй вариант жизненного сценария, следующий по многочисленности, определяет её как череду препятствий, которую можно пройти вместе с кем-то, использую опыт другого.

Третья категория жизненных сценариев ориентирована на решения окружающих и обстоятельств. Препятствия проходятся только под давлением социума.

Последняя категория жизненных сценариев (самая немногочисленная) склонна обесценивать собственные и чужие результаты, предъявлять повышенные требования, и поддерживать внутреннюю неудовлетворенность.

 

Библиографический список:

  1. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия: системная и индивидуальная психиатрия. М.:Академический проект, 2001. – 320 с.

2.      Ширинская Н.Е.,, Кожевникова О.А., Веселкова Е.А. Организация и проведение тренингов: учебно - методическое пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. – 68 с.