Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ КАРТ ТАРО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Абрамова Наталья Николаевна. г. Москва, частнопрактикующий психолог, pziza@mail.ru. Аннотация. В статье рассмотрена возможность успешного применения в психологии карт Таро как проективной методики, основанной на теории архетипов К. Юнга. Указаны отличия карт Таро от метафорических ассоциативных карт, широко распространившихся в последнее десятилетие. Автором статьи проведено исследование свободной интерпретации индивидом символов старших арканов Таро и установления соответствия психологических проблем индивида выбранной им карте Таро. Изложен механизм и особенности использования карт Таро как в диагностике, так и в психотерапии. Приводятся сильные и слабые стороны архетипической проективной методики. Ключевые слова: архетип, проективная методика, метод свободных ассоциаций, символ, карты Таро. Последнее десятилетие набирают популярность проективные методики, особенно в форме метафорических карт. Причем внешне несерьезное «развлечение» с карточками-картинками при детальном изучении предстает высокоэффективным средством психологической диагностики и терапии, приносящим положительный результат многим людям. В основе указанной методики лежит принцип проекции - наделения индивидом (под действием неосознанных импульсов) других субъектов собственными мотивами и характеристиками. Самыми первыми метафорическими картами являются карты Таро. Нельзя излишне мистифицировать этот великолепный проективный инструмент хотя бы потому, что карты Таро являлись предметом изучения основоположника аналитической психологии Карла Густава Юнга, который писал: «Карты Таро состоят из обычных карт – король, королева, туз и т.д., – только изображения слегка отличались, кроме того, есть ещё двадцать одна карта, на которых изображены символы или символические ситуации… Они представляют собой некие архетипические идеи различной природы, смешивающиеся с обычным содержимым потока бессознательного, таким образом, их вполне можно использовать в интуитивном методе понимания потока жизни, возможно, даже для предсказания будущих событий, так как всё будущее основывается на событиях настоящего… Вы знаете, человек всегда чувствовал потребность найти доступ к смыслу текущей ситуации через бессознательное, так как между основной ситуацией и коллективным бессознательным существует своего рода связь или подобие.» [5]. Юнг разработал теорию архетипов, утверждая, что «первичные модели» (архетипы) происходят от инстинктов и представляют собой передаваемую из поколения в поколение библиотеку образов коллективного бессознательного, причем эти образы порождают у людей шаблонные реакции на стандартные жизненные ситуации. Человек проецирует архетипы в собственных действиях и повсюду замечает их в окружающем мире. В отличие от большинства колод метафорических ассоциативных карт (МАК), Таро представляют собой систему, включающую базовые архетипы, расположенные с соблюдением определенных закономерностей. Современные метафорические колоды в основной своей массе составлены более поверхностно и бессистемно, работая исключительно на ассоциациях и чувствах клиента, не затрагивая глубоких аспектов психики. Действительно, проработка некоторых ситуаций не требует углубления в подсознание. Но уровень проблем разных клиентов может быть различным. Кроме того, изучение многочисленных существующих МАК, стремительное увеличение количества колод практически день ото дня одновременно с понижением их качества - наводит на мысли исключительно о коммерческой гонке за прибылью на «модном» продукте. Карты Таро же являются стройной системой, за каждой картой закреплен определенный архетип (Император – Отец, Колесница – Движение, Солнце – Целостность и так далее) [3, 8]. Старшие арканы Таро представляют собой базовые архетипы, а также рубежи, которые проходит личность на протяжении жизни. Фигурные карты раскрывают типы личности (теория соционики) [9], младшие арканы (числовые) – типичные ситуации как повод для действия или же определенные ситуации как последствия тех или иных действий [2]. Масти в картах Таро отражают типы темперамента человека: Жезлы (огонь) – холерик, Мечи (воздух) – сангвиник, направленность этих двух типов на внешний мир (экстраверсия); Кубки (вода) – меланхолик, Пентакли (земля) – флегматик, эти два типа – интроверты, их фокус внимания направлен в свой внутренний мир. При использовании карт Таро как проективного средства диагностики и терапии, мобилизуется подсознательная часть психики человека. Клиент устанавливает «связь» с картой благодаря психоэмоциональному резонансу. Карты Таро общаются с человеком не на уровне примитивных ассоциаций, а с помощью архетипического образа, мобилизуя невидимые аспекты психики индивида [6]. Обращение к бессознательному дает более глубинную проработку проблемы клиента. Бессознательное говорит не словами, а символами, интерпретация которых происходит с помощью психолога [10]. Символика карт Таро выверена и глубока [11], что позволяет быстро и точно найти источники внутреннего дискомфорта клиента. Символы Таро «считываются» большинством людей практически одинаково, что подтверждает четкую работу теории архетипов и облегчает проведение диагностики и терапии. Автором этой статьи было проведено исследование, подтверждающее насколько одинаково и точно разные люди воспринимают символы старших арканов Таро, а также связь их личной проблематики с выбранными ими символами. Опрошено двадцать человек разного пола, возраст от двадцати до шестидесяти лет, не знакомых с символикой Таро. Им были предъявлены карты старших Арканов Таро (двадцать две штуки), классическая колода Райдера-Уэйта. Опрошенные свободно написали слово-ассоциацию на каждую карту (готовые варианты ответов им не давались). Таблица 1 Свободная интерпретация символов старших арканов Таро Карта старшего аркана Таро и соответствующие ей символы Варианты интерпретации карты, количество назвавших одинаковый вариант 0 (22). Шут (наивность, незрелость, детство, легкомыслие, свобода, восторг, начало, жизнь как путешествие) Дурак/глупец - 10, шут/клоун - 4, странствующий актер - 2, эльф – 1, турист – 1, ряженый – 1, нищий - 1 1. Маг (творчество, планирование, порядок, обучение, образование, эксперименты, интеллект, открытия) Волшебник/колдун - 8, ученый - 7, фокусник - 2, лаборант – 1, студент – 1, святой - 1 2. Жрица (эзотерика, магия, мистика, тайна, мета-контакт, этика, инсайт, тайное знание) Жрица - 8, монахиня - 7, колдунья - 2, невеста – 1, сильная женщина – 1, провозглашение новости - 1 3. Императрица (женский архетип, мать, хозяйка, реализовавшаяся как личность женщина, забота о благе ближних, воспитание, процветание) Королева/царица - 14, плодородие/урожай - 2, красивая женщина - 2, мать – 1, гордость - 1 4. Император (мужской архетип, уверенность в себе, реализация как мужчины, власть, сексуальная состоятельность, отцовство, защита) Король/царь - 12, власть – 6, король королей – 1, красивый мужчина - 1 5. Иерофант (традиция, религия, учительство, авторитет, преемственность, ритуал, консерватизм) Священник/батюшка - 15, религия/церковь – 2, Папа Римский -1, бог-отец – 1, жертва - 1 6. Влюбленные (любовь, равные отношения, гармоничный союз, баланс чувств, выбор) Любовь - 14, влюбленные – 5, парочка - 1 7. Колесница (движение, управление, контроль, активность, скорость, успех, победа) Колесница/повозка - 11, движение/гонка - 5, транспортное средство – 2, воинственность – 1, победа - 1 8. Правосудие (справедливость, суд, правосудие, равное воздаяние, карма) Судья - 12, справедливость – 3, суд – 2, порядок – 2, Фемида - 1 9. Отшельник (мудрость, учитель, авторитетное мнение, опыт, одиночество, аскетизм, старость) Волшебник - 9, мудрец/звездочет - 5, странник – 3, нищий – 1, старик – 1, монах - 1 10. Колесо Фортуны (удача, расширение в любом направлении, благоприятные условия, время, цикличность, повторение) Рулетка - 7, колесо - 5, круг – 3, часы – 2, удача/неудача – 2, карусель - 1 11. Сила (сила физическая и нравственная, стойкость к жизненным неурядицам, разумная забота, позиция взрослого, уверенность в себе) Забота - 7, ласка - 5, доброта – 4, спокойствие – 1, дрессировка – 1, контроль – 1, живодер - 1 12. Повешенный (жертва, мистическое мировоззрение, нестандартный взгляд, измененное состояние сознания, мазохизм, намеренно созданный дискомфорт для достижения цели) Страдание/боль - 8, наказание - 5, видит все наоборот – 3, эксперимент – 2, ошибка – 1, гимнаст - 1 13. Смерть (необратимые перемены, начало нового периода, переход в иное качество, неожиданность) Смерть - 12, окончание – 2, неизбежность - 2, страх – 2, изменения, трансформация – 1, война - 1 14. Умеренность (компромисс, синхрония, золотая середина, гармония, спокойствие, сдержанность, терпение, добродетель) Спокойствие - 7, гармония/баланс - 4, расслабление – 4, ангел/ангельский характер - 2, золотая середина – 1, аккуратность – 1, сон - 1 15. Дьявол (страх, зависимость, жадность, насилие, безнравственность, сексуальные извращения, безумие) Черт/дьявол - 10, ад - 5, несвобода/зависимость – 2, вредоносность – 1, болезни – 1, страх - 1 16. Башня (катастрофа, потрясение, крушение, познание реальности через боль, внезапный удар судьбы) Катастрофа - 10, разрушение - 5, взрыв - 3, крушение планов – 1, страх - 1 17. Звезда (мечта, фантазия, надежда, вдохновение, талант, одаренность, идеал, чистота, непорочность, хрупкость) Звезды - 7, красота - 5, молодость – 2, обновление – 1, волшебство – 1, счастье – 1, чистота – 1, грация/элегантность – 1, эротика - 1 18. Луна (морок, искажение, обман, отсутствие ясности, бессознательное, сны, видения, манипуляции, клевета, психоз) Луна - 9, ночь – 6, тайна – 1, магия/колдовство - 2, тревога - 1, тоска - 1 19. Солнце (счастье, свет, тепло, радость, зрелость личности, целостность, индивидуальность, успех, радость, эгоизм) Солнце - 10, радость - 4, веселье - 3, детство/ребенок – 2, все самое хорошее - 1 20. Страшный суд (необходимость перемен, решительный поступок, прыжок веры, сделай первый шаг, важный выбор, принятие ответственности, духовное пробуждение) Голос свыше - 7, явление бога/ангела – 4, воскрешение - 4, конец света – 2, справедливость – 1, божий суд - 1, окончание проблемы - 1 21. Мир (завершение, триумф, апогей, полнота, духовность, неисчерпаемый ресурс, совершенство, идеал, счастье, единение) Победа - 8, красота - 5, гармония - 3, вселенная – 1, свобода – 1, духовность – 1, возвращение домой – 1 Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных интуитивно верно определили символы базовых архетипов, заложенных в старших арканах Таро. Вторым заданием было выбрать карту, описывающую проблему индивида. В следующей таблице приведено соответствие выбранных опрошенными людьми карт и их личных проблем, позже озвученных ими в интервью. Таблица 2 Соответствие психологических проблем индивида и выбранной им карты Таро Карта старшего аркана Таро и соответствующие ей символы Озвученная проблема клиента Количество аналогичных случаев Влюбленные (любовь, равные отношения, гармоничный союз, баланс чувств) Невозможность найти «своего» человека, проблемы с установлением и развитием отношений, разногласия с партнером, ссоры в семье, развод, сексуальные проблемы 5 Императрица (женский архетип, мать, хозяйка, реализовавшаяся как личность женщина) Неуверенность в себе как в женщине, неприятие своей внешности, проблемы с весом, недовольство браком, отсутствие личных интересов, хобби 4 Император (мужской архетип, уверенность в себе, реализация как мужчины, власть, сексуальная состоятельность, отцовство) Неуверенность в себе, проблемы с установлением и развитием отношений, сексуальные проблемы, конфликты на работе, неудачи в бизнесе 3 Сила (сила физическая и нравственная, стойкость к жизненным неурядицам, забота, позиция взрослого) Отсутствие близких отношений, любви и поддержки, одиночество 1 Колесница (движение, управление, контроль, активность, успех, победа) Посттравматическое расстройство психики, связанное с автомобильной аварией 1 Солнце (счастье, свет, тепло, радость, зрелость личности, целостность, индивидуальность, успех, радость, эгоизм) Общие аспекты жизни клиента не соответствуют его запросам. 1 Отшельник (мудрость, учитель, авторитетное мнение, опыт, одиночество, аскетизм, старость) Одиночество, ощущение покинутости у пожилого человека, физическая немощь, чувство безысходности 1 Дьявол (страх, зависимость, жадность, насилие, безнравственность) Проблемы, связанные с употреблением алкоголя и играми в он-лайн казино 1 Башня (катастрофа, потрясение, крушение, познание реальности через боль, внезапный удар судьбы) Панические атаки, страх упасть в обморок на улице 1 Смерть (необратимые перемены, начало нового периода, неожиданность) Осложненное протекание хронического заболевания, ощущение физической неполноценности, невостребованность обществом 1 Шут (наивность, незрелость, детство, свобода, восторг, начало) Запрос на коррекцию таких качеств как забывчивость, необязательность, легкомыслие, склонность к прокрастинации 1 Выполнение второго задания ярко иллюстрирует действие теории архетипов. Большинство опрошенных отметили, что для выбора карты, наиболее близко отражающей их ситуацию, они сконцентрировались на своих переживаниях и старались выделить основные аспекты проблемы. Шестеро из двадцати опрошенных признались, что выбрали карту практически наугад: что-то вдруг привлекало их внимание в карте, «рука сама тянулась», они брали карту и только потом разглядывали ее, читали ее название. Сто процентов респондентов так или иначе подчеркивали, что при более подробном рассмотрении деталей выбранной ими «карты проблемы» у них «вдруг» возникали догадки по поводу вероятных причин их личностного дискомфорта и путей выхода из кризисных состояний. Во время интервью все опрошенные держали в руках выбранную карту и в разговоре ссылались на символы карты (подсознательно ими считанные); рассуждали о своей проблеме отстраненно, как о проблеме изображенного на карте существа, либо постоянно проводили аналогии своей ситуации и «проблемы героя карты». Из вышесказанного можно сделать вывод, что карты Таро можно эффективно использовать в психологическом консультировании как проективную методику диагностики [4]. Кроме диагностики, карты Таро можно также использовать и как средство психотерапии. Благодаря емкости архетипов, последние содержат не только символы – «болевые точки» (позволяющие установить проблему), но и ресурсные символы и состояния. В распоряжении автора этой статьи имеются несколько упражнений, позволяющих клиенту проработать свою ситуацию на уровне подсознания, перестроив стереотипы своего поведения и изменив негативные ментальные установки. В зависимости от избранной совместно с клиентом тактики работы применяется то или иное упражнение, или несколько последовательно. Самым эффективным из этих упражнений является «Вхождение в карту». Для этого применяется классическая колода Таро Райдера-Уэйта, из карт старших арканов выбирается необходимый положительный архетип – Император (Мужчина), Императрица (Женщина) и некоторые другие карты с положительными символами, исключая карты Повешенный, Смерть, Дьявол, Башня, Луна. Методика упражнения «Вхождение в карту» направлена на «проживание архетипа», выработку у клиента ресурсного состояния для достижения им желаемого результата (например, состояния уверенности в себе, состояния контроля ситуации и других состояний). Основные условия применения этой техники – установление контакта и доверительных отношений с клиентом, отсутствие у клиента остро выраженных невротических состояний, постоянная обратная связь «клиент-психолог». Упражнение повторяется до достижения стабильного результата, от пяти до восьми раз, с периодичностью от трех до семи дней. Подробное описание методик работы психолога с картами Таро будет приведено в другой статье. Преимуществами архетипической проективной методики с применением карт Таро являются: 1. Доступность восприятия архетипических образов практически для всех людей, одинаковая интерпретация одного архетипа разными типами личности. 2. Глубинная проработка проблем, задействуются структуры подсознания человека. 3. Восприятие клиентом диагностики и терапии как игры, что отвлекает его от болезненных переживаний и позволяет ему вести более конструктивную работу с собой [7]. 4. Легкость установления контакта с клиентом, значительное уменьшение вероятности сопротивления. 5. Облегчение выражения эмоций и чувств клиента. 6. Снижение вероятности симуляции клиентом желательных ответов. 7. Высокая индивидуализированность. В качестве отрицательного момента можно назвать отсутствие четких стандартов. Но в этом-то и специфика метода –индивидуальность диагностики и терапии, что повышает шансы на успех. Второй вопрос, можно ли считать «стандартом» сам архетип с его «стандартным» набором символов, образов, понятий, ситуаций и мотивов к действию. В любом случае, никто не препятствует в проведении дополнительных методов диагностики, отличающихся от описанной в данной статье – для верификации полученной информации и корректировки тактики терапии [1]. Что касается «слабой» научной обоснованности этого метода - я считаю, это просто вопрос времени. Библиографический список: 1. Артемцева Н.Г. Диагностика субъективной реальности личности с помощью карт Таро и проективных техник: сопоставительный анализ // Человек. Искусство. Вселенная. – 2014. – №1. – С. 17–29. 2. Банцхаф Х. Тайны характера. Человек в зеркале четырех стихий, астрологии и Таро. - СПб.: Издательская группа «Весь», 2009. – 265 с. 3. Банцхаф Х. Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов. -М.: «КСП+», 2002. – 288 с. 4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Спб.: Питер, 2002. – 352с. 5. Грир М. Карл Юнг и Таро [Официальный сайт Мэри Грир]. – URL: https://marykgreer.com/2008/03/31/carl-jung-and-tarot/ – (дата обращения: 23.01.2018). 6. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т.А. Ребеко. – М.: Ака-демический проект, 2007. – 303 с. 7. Корнер А.Ф. Проективная психология. – М., 2000. – 258 с. 8. Лебедько В.Е., Е. Найденов Е. Архетипическое исследование арканов Таро. - Пенза: Золотое сечение, 2010. – 263 с. 9. Литвиненко И.Ю. Диагностика акцентуаций характера: методологический анализ//Соционика, ментология и психология личности. – 2004. - №6. – С. 52–56. 10. Спирова Э.М. Символ в трансперсональной психологии //Психология и психотехника. – 2012. – №1. – С. 49–56. 11. Успенский П.Д. Символика Таро. – СПб.: Издательская группа «Весь», 2011. – 107 с.