Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Дилин Нина Иосифовна.

с. Газ-Сале (Тюменская обл., ЯНАО), МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, социальный педагог, ninadilin@mail.ru.

 

Методами арт-терапии можно справиться со многими негативными состояниями, такими как агрессивность, страхи, тревожность, депрессия, неадекватное поведение, которые мешают жить подростку и тормозят его развитие. Занятия арт-терапией позволяют быстро завязать контакт с подростком и установить прочную взаимосвязь. Арт-терапия развивает творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения и самореализации, повышает эстетические потребности, вызывает положительные эмоции у подростков. Также арт-терапия помогает подросткам преодолеть трудности во взаимоотношении с окружающим миром.

Один из методов арт-терапии является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, в подростках еще так много из детства, и им просто необходимы игры, мало того, они просто нуждаются в игровой деятельности. Но ведь подростки считают себя взрослыми и думают, что игры не для них, и, уважая мнение подростков, на начальном этапе при проведении игровых занятий будет эффективна индивидуальная работа. А уже потом игра послужит хорошим способом для сплочения коллектива. В коррекции агрессивного поведения поможет игра «Вороны и воробьи». Суть игры в том, что ребята делятся на 2 команды – вороны и воробьи. Одна команда должна была захватить ладонями другую.  После игры обсуждается смысл. В процессе игры было видно, как подростки были раздражительны, если что-то шло не так, как они хотели. И в конце разъяснялся смысл, как возникает агрессия, и какое воздействие она оказывает на окружающих [2, c. 4].

Еще одна разновидность арт-терапии – изотерапия. Изотерапия – это коррекция под воздействием изобразительного искусства. Изотерапия – это возможность свободного самовыражения. Подростки затрудняются словами описать свои переживания, рисунок же поможет им в этом, а взрослым поможет лучше понять внутренний мир ребенка. Помочь избавиться от чувства беспокойства подростку можно с помощью рисунка: нужно дать задание нарисовать страх и тревогу, но эту работу необходимо проводить длительное время. И ребенок сам найдет с помощью размышлений и рисунков способ решения проблемы.

В коррекционной работе с подростками с девиантным поведением применяется библиотерапия. В решении проблем неуверенного и агрессивного поведения, а также принятия своих чувств используются сказки и притчи. Сказки и притчи являются примерами живой образности речи, они способствуют разрешению внутрипсихических конфликтов, изменению жизненной позиции и поведения, снятию эмоционального напряжения. Например, в сказке «Путешественник» есть элементы быстрого снятия тревожности и агрессии. Индивидуальные или групповые занятия библиотерапии проводятся в игровой форме или в виде игры-путешествия. Чтение или их инсценировка, также дети сами пишут сказку. Все виды направлены на повышение самооценки, уверенности в себе, накопления эмоционального опыта. Подросток примеряет на себя опыт героя, проходит вместе с ним все испытания, преодолевает трудности и сам делает тот или иной выбор [1, c.102].

Самое главное в библиотерапии подобрать правильную книгу. Ведь чтение книги может вызвать разные процессы. Если книга хорошая, динамичная, она может вызвать просто удовольствие. Чтение биографии, воспоминаний или автобиографий выдающихся людей с трудной судьбой и которые с достоинством выходят из трудных жизненных ситуаций может вызвать уверенность в себе. Некоторые литературные жанры могут вызвать высокую психическую активность, которая подавляя негативные травмирующие переживания, способствует их исчезновению. Выбирать книгу надо такую, чтобы она была достаточно простая для чтения, и у героев книги были аналогичные с подростком проблемы, или похожая жизненная ситуация. Подбираются книги, пронизанные чувством доброты, интеллигентности, мягкости и гуманизма.

Небольшие тексты можно читать на занятиях вслух в группе или индивидуально. Большие – дома как домашнее задание, а на занятиях-диспутах проводить обсуждение сюжета этой книги. Для большей эффективности советуем вести читательский дневник [3, c. 33].

Арт-терапевтические занятия помогают подросткам выражать свои чувства, мысли и настроение в процессе творчества. Активное использование арт-терапии не только помогает подросткам, но и дает социальному педагогу толчок для творчества. Социальный педагог – ответственный, широкопрофильный, высококультурный и постоянно самосовершенствующийся профессионал.

 

Библиографический список:

  1. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / А.И. Копытин. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.
  2. Методическое пособие по проблемам жестокого обращение с подростками «Поверить миру» / Составитель А.П. Мерсиянова. – Усть-Каменогорск: ВКПК «Арго», 2012. – С. 3-11.
  3. Парфенова А.В. Творческий подход социального педагога к работе с детьми, состоящими на ВШУ [Электронный ресурс] / А. В. Парфенова // Педагогические инновации: от теории к практике. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/115472/discussion_platform (дата обращения: 15.09.2017).