Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ШКОЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Герцвольф Юлия Рафаиловна.

г. Новосибирск, Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, преподаватель, cei50@yandex.ru.

Виртуальный музей. Современные дети, вырастающие на гаджетах и обилии разных картинок и развлечений, не очень-то любят посещать музей. Ведь в музее надо тихо ходить, руками ничего не трогать, внимательно слушать экскурсовода и не перебивать, что кажется совершенно скучным и неинтересным. Как родителям и музею соревноваться с компьютерами, планшетами,  яркими играми? Как привлечь школьников в музеи? Чем музей должен стать привлекательнее гаджетов?

Мы считаем, что музей XXI века должен выступать не только хранителем «экспонатов», а быть современным по форме и доступным большому количеству «посетителей».  Таким музеем может стать «виртуальный музей». С развитием информационного общества и виртуальных миров значение подлинного экспоната только возрастает, так как эмоциональная память завораживает, требует сотворчества.  «Виртуальный» – доступный для большого количества зрителей посредством сети Интернет.

 Музей (от греческого μουσεῖον – Дом Муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

С древних времён люди собирали вещи, предметы, которые привлекали их внимание. Из такого собирательства формировались коллекции картин, посуды, книг. Такие коллекции были и в Древнем Египте, и в античные времена. Слово «пинакотека», то есть собрание картин, возникло в Древней Греции. Но эти коллекции не были музеями, потому что, чтобы стать музеем, нужен доступ зрителя. Если их созерцание возможно только для того, кто их собрал, и для круга тех людей, которые связаны с этим человеком, – это еще не музей.

Первым музеем был Британский музей в Лондоне открытый в 1753 году. Этот музей собирал в основном древнее искусство, начиная с первобытного, искусство греческое, римское, искусство Средних веков и совсем немного собирал эпоху Возрождения.

Парижский Лувр стал общедоступным музеем сразу после революции 1789 года, когда народу были представлены коллекции, собранные французскими королями, прежде закрытые для посещения.

В интерактивных музеях   экспонаты стали наиболее доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий.

Виртуальные музеи обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей. Первыми такими музеями стали веб-страницы реальных музеев, а впоследствии появились музеи, существующие исключительно в виртуальном пространстве.

Мы создаём музей в виде творческой «лаборатории», «машины времени», переносящей нас в другие времена; как «собор лиц», встающих за конкретными предметами, «способа диалога времен и культур».

Инициативная группа проекта «Детский экологический виртуальный  музей  как дистанционная школа экологического просвещения здоровых детей и не очень, а так же их родителей» – это коллектив единомышленников, который воплощает в жизнь уникальный проект нашего времени. Это взрослые и дети, проживающие в г. Новосибирске и не только. Каждый в команде выполняет свою важную функцию. Эколог, педагог, психолог, программист, дизайнер, биоэнергетик, художник, журналист, просто мама и бабушка. Дети и подростки – члены детско-юношеского общественного объединения «Центр Экологической инициативы». А еще  специалисты из научных институтов, экологических и природоохранных организаций России и мира. Мы сотрудничаем с государственными природоохранными организациями и местными администрациями всех уровней, депутатами и общественными деятелями.

Наш (реальный) детский экологический музей просуществовал более 20 лет, но был уничтожен. Тогда и родилось это решение – музей должен возродиться!

Немного истории. 35 лет тому назад, собрав «подзаборных», никому не нужных детей  у нас в городе Новосибирске, я создала уникальную детскую общественную организации «Центр Экологической инициативы».  Одним из интереснейших проектов которой  был Детский экологический музей – первый и единственный за Уралом. Основой всей экспозиции стала моя личная коллекция минералов, чучел, книг, рыбок, кактусов, декоративных птиц и др.

 Феноменом того времени и, к удивлению, сегодняшнего дня является организация в Сибири единственного Детского экологического музея, созданного по инициативе и на общественных началах подростками и педагогом Новосибирской детской городской общественной организации.   Все  мероприятия в нем строились на благотворительной, не коммерческой основе.  Существовал он за счет личных пожертвований, грантовой поддержки, спонсорской помощи.

 Экспозиционная площадь Музея составляла 100 кв. метров. Фонды насчитывают более  1000 единиц  хранения. Большая часть экспонатов была изготовлена руками подростков, включая работы по таксодермии, геоботанике, энтомологии, орнитологии. 

 Многие раритеты  были привезены ими из мест, где проходили маршруты экспедиций детского объединения. Это различные уголки Сибирского региона: пещеры Маслянинского района, Каргатский район. Алтай, Кузбасс, Ханты-Мансийск, Салехард, Сургут, Обское водохранилище, озера Байкал и Селигер, Казахстан, Белоруссия, Прибалтика, Польша ...

 В горах и равнинной местности, в пещерах, таежных лесах и охотхозяйствах, на озерах и реках, в благоустроенных центрах цивилизации и в непроходимых уголках природы отовсюду, по крупицам, экспонат за экспонатом собиралась уникальная экспозиция музея.

 Вырастали и уходили во взрослую жизнь активисты музея. Но бережно передавались из рук в руки, из уст в уста не только материальные ценности, геологические, археологические находки, гербарные образцы, энтомологические коллекции, но и рассказы, легенды экскурсий, воспоминания о первых создателях музея. Экскурсоводами в музее работали сами подростки.

 Чтобы правильным, доходчивым языком сформулировать основную мысль экскурсии, донести до слушателя подготовленную легенду экскурсии, ребята с удовольствием посещали «Школу юных экскурсоводов», работающую при музее.

Экскурсанты любых поколений от дошколят до всезнающих педагогов, директоров школ, руководителей органов народного образования, родителей с восхищением отмечали умение юных экскурсоводов увлечь аудиторию, донести историю предмета, значимость раздела экспозиции от местных, локальных особенностей до глобальных экологических проблем. А то и грамотно поспорить с любопытными слушателями. Несомненно, навыки, приобретенные здесь, пригодятся ребятам как в учебном процессе в школе, вузах, так во взрослой жизни. Нами разработаны тематические программы экскурсии: «Диалог с природой», «Сибирь проблемы экологические», «Приди к ней с добром», «Внимание! Природа», «В мире камня» и другие.

  Музей периодически пополнялся новыми экспонатами как живыми (птицы, рыбы, моллюски), так и экспонатами неживого природного происхождения, коллекциями лекарственных растений, образцами минералов, природными материалами.

А также фотодокументами о состоянии береговой зоны прибрежного леса, неправильной утилизации мусора, фотоотчетами об экспедициях, походах, практической природоохранной деятельности и другими.

   Результаты исследований, анализов, рабочие материалы поездок, экспедиций дети оформляли в виде докладов, рефератов, публикаций. Экспозиция с этими материалами имела особую популярность у экскурсантов. На основе представленных материалов гости музея учились правильно оформлять рефераты, грамотно готовить отчеты, готовиться к экологическим конкурсам.

 Только о проблемах водных ресурсов Сибири и проблемах малой речки Ельцовки города Новосибирска подростки подготовили множество рефератов-проектов, исследований, докладов: «Как спасти речку?», «Вода, которую мы пьем», «Проблемы малой речки», «Обские пляжи хуже сажи», «Роль юных экологов в изучении экологи ческой обстановки и сохранении природной среды Обского водохранилища» ...

 Музей был известен  не только жителям Новосибирска и нашей области, но и многим «зеленым», проживающим в разных уголках России, а также экологам дальнего зарубежья. Из Америки, Дании, Польши, Англии и даже с Филиппин ехали они сюда, переплывая океан, летом и  даже зимой в сибирские морозы, чтобы побывать в нем и познакомиться с его экспонатами и с  создателями  музея.

  «Сурова сибирская зима, но не понадобится особо теплой одежды, не нужно преодолевать тысячи километров, переплывать океаны, чтобы опять очутиться в лете. Приходи в экомузей, и ты увидишь, как зацветает лимон, услышишь пение птиц, шум прибоя, журчание звон кого ручейка, разговор деревьев, шелест листвы. Окунуться в этот удивительный мир, помочь ему вы жить, найти с ним общий язык, повернуться лицом к природе научат тебя здесь. Экомузей всегда рад посетителям» – этими словами заканчивалась каждая экскурсия.

 День сегодняшний. Прошло время, изменилась ситуация в стране, в регионе.   Пришла идея о виртуальном музее, для детей всех стран и континентов. Исходя из многолетнего опыта работы, этот музей задуман  и как дистанционную школу экологического просвещения для здоровых детей и не очень и их родителей.

 Все мы пришли к выводу, что  восстановить прежний, создав  Детский экологический виртуальный музей, сегодня необходимо! Представляем мы его в виде большого портала с  дистанционной школой экологического просвещения  для детей, подростков, молодежи, а также их родителей. И бабушек, и дедушек, и младших братиков, и сестричек. А так же, педагогов, организаторов воспитательной работы, классных руководителей, директоров школ. И всех, кто захочет побывать в нашем музее.

 Задумывая этот проект, мы и не подозревали, что станем пионерами, первопроходцами в этом деле. А музей будет по праву уникальным. Пересмотрев Интернет ресурсы, мы лишь убеждались в  нужности и востребованности такого музея. Но не нашли ничего подобного, схожего с нашими задумками.

Виртуальный музей (веб-портал-музей) – тип веб-портала, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Портал переводится как ворота, именно ворота в наш музей. Именно его любой пользователь сделает стартовой страницей веб-браузера.

 Это будет Интернет-портал, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками,  на которых будут размещаться тематические виртуальные залы, экспозиции, экспонаты, выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов по экологической тематике. 

Музей задуман, как отрытый портал, где каждый или любой посетитель сможет внести свою лепту. Предложить интересный  экспонат, фотографии, видеосюжеты,  уникальный рассказ о редком явлении природы, результаты своих исследований, путешествий и т.п.

Здесь всё принадлежит всем – это главный феномен Интернет музея. Виртуальный музей не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Лозунг нашего виртуального музея: «Посторонним вход разрешен!» Каждый практически свободно может использовать любую информацию виртуального музея (картинки, статьи, документы, фото и пр.) и совершенно бесплатно.

 Особенностью виртуального музея является также и то, что наш зритель (он же пользователь) посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним связь, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании.

Именно в «новой реальности» виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой «новой реальности», здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея.

Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального.

Таким образом, наш виртуальный музей – это созданный нами в сети оригинальный портал, не имеющий своего аналога в реальности.

 Модель «открытого» виртуального музея (open virtual museum) -предполагает доступ ко всем пластам многогранной деятельности музея, которая определяется его спецификой. В нашем виртуальном музее у пользователя будет возможность не только самостоятельно передвигаться по залам благодаря динамическому оснащению, но и в режиме реального времени самому выбрать из базы данных заинтересовавшие его экспонаты, экскурсии, методики, и др..

 У нашего посетителя будет возможность детально познакомиться с теми экспонатами (из фондов реального музея, который прекратил существование). Здесь он сможет прочитать уникальные научно популярные статьи, книги, посмотреть авторские документальные фильмы из архивной фильмотеки.

Посетитель нашего виртуального музея  будет иметь возможность детально изучить экспонаты, фотографии, документы, архивные материалы, не спеша, в любое  удобное для него время.

 Одним из направлений развития музейной деятельности сегодня является разработка виртуальных музеев, оригиналы которых в настоящее время не существуют, или которые ранее существовали, но со временем полностью или частично разрушены или уничтожены. Это наш случай. Это дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам всего наследия.

 Во многих странах идет работа по созданию базы данных культурного наследия человечества, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном виртуальном культурном центре. Виртуальный музей предлагает возможность побывать в музее всем, у кого ее нет, а также пережить полученные в нем эмоции еще раз. Благодаря этому способу демонстрации музейных «богатств» посетители теперь смогут следить за обновленной «жизнью» музея и узнать об ожидающих их впечатлениях. 

 Когда еще вы сможете похвастаться индивидуальной экскурсией по музею, где не нужно ожидать остальных участников экскурсионной группы, а можно смело продвигаться вперед без команд в свободном режиме. Кроме всех преимуществ нашего виртуального музея вы останетесь полностью довольны от экскурсии по  музею и возможно захотите вернуться для повторного посещения, уже вместе с друзьями или родственниками, для того чтобы вновь приобщиться к прекрасному зрелищу. Ведь нехватка свободного времени или отсутствие финансовых возможностей еще не повод, чтобы вы были лишены права увидеть и прочувствовать всю атмосферу чудесных музеев.

 Мы задумали эколого-природоохранный профиль музея. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев данного профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.

 Создание нашего виртуального музея во многом будет способствовать социализации детей, подростков, молодежи через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.

 Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. Виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширяют рамки традиционного музея и могут представлять собой синтетическую конструкцию: «музей – экспозиция», «музей – мастерская», «музей – театр», «музей – игровое пространство», «досуговый центр», «музей – креативная лаборатория» и,  как в нашем случае, музей – дистанционная школа экологического просвещения   детей и их родителей.

 Наш виртуальный экологический музей это образовательный портал, являющий совместным продуктом проектной и исследовательской деятельности детей и взрослых.

 В структуре портала будут представлены следующие содержательные компоненты:  «Музей – Школа», «Экология для всех», «Полезное», «Статьи», «Эконовости», «Методический отдел», «Справочник», «Библиотека», «Наши партнеры», «Путеводитель», «Информация об авторах»,  «Архив» … .

Основными содержательными компонентами музея являются постоянные экспозиции и временные выставки.

 Основу для экспозиций музея составляют научно-корректные данные, представленные в  отделах. Названия их соответствуют современным положениям экологии как науки, а также содержанию экологического образования: «Техногенное воздействие», «Охрана и безопасность», «Красная книга», «В мире камня», «Разумное потребление», «Информационная экология», «Экология отношений», «Экология человека», «Почем природа», «Но без нас разве будет Земля Землёю», «Не верю, что звери не говорят», «Царство цветов и растений», «В мире камня» и др..

Каждый отдел представлен залами – «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера»,  «Ноосфера». Материалы располагаются в логике: формирование – эволюция – проблемы – мониторинг пути решения проблем. Содержание каждой экспозиции раскрывается на пяти уровнях, условно названных «Я сам», «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета».

 В каждом зале музея будут открыты временные тематические выставки. По истечении срока работы такой выставки все материалы, представленные в ее экспозиции, помещаются в Архив музея.

 Модель экспозиций. Материалы каждой экспозиции   в залах и каждой временной выставки представлены в четырех основных формах, с учетом особенностей восприятия посетителей различных возрастов и психологических особенностей с целью максимальной включенности посетителей в деятельность. На базе экспозиций музея экспонаты, представлены для самостоятельного ознакомления; аудио- сопровождение – аудио экскурсия по теме экспозиции или выставки; видео- материалы, вводящие в тему экспозиции или выставки; интерактивный режим, позволяющие посетителям проявить творческий подход в решении той или иной задачи.

 Наши «Виртуальные экскурсии» – это еще один дополнительный способ сделать посещение веб-портала музея выгодно отличающимся от посещения реального музея.  Возможность совершать прогулки по залам музея в виртуальном пространстве по нашим задумкам, будет превращаться в увлекательное путешествие. Круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем, что способствует повышению познавательности посетителя. Так, посетителям будет предложена Игра-путешествие «Тропой природных достопримечательностей». Это путешествие по экологической тропе с различными стоянками, организованными в разнообразных биоценозах и экосистемах. Создание интерактивных элементов позволит имитировать передвижение по залам реального музея, что свидетельствует о серьезном развитии технологий разработки виртуальных экспозиций.

 Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру.

 Виртуальный музей позволяет использовать и объединять в проектах различные способы представления информации: тексты, рисунки, фото, аудио, видео, анимацию и т.п., создавая тем самым «новую реальность» самого виртуального музея.

Основная цель виртуального музея – сохранение историко-культурного наследия, связанного с созданием и развитием информационных ресурсов в Сибири, являющихся важнейшим национальным богатством, а также обеспечение свободного повсеместного доступа к ним, с целью повышения общеобразовательного и экологического  уровня широких слоев населения.

Виртуальный музей представляет собою компонент виртуального культурно-информационного пространства, расположенного в сети, и позволяет собирать, сосредотачивать и связывать воедино разнородную информацию (текстового, графического, звукового, видео, анимационного и других форматов) по определенной тематике, как правило, не отображенной ни в одном из реально существующих музеев.

 Таким образом, «виртуальный музей не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта, выражения».

Кроме задач экологического образования воспитания, просвещения, мы ставим  задачи:

  • становление музея – как инструмента развития и адаптации детей-инвалидов;
  • разработка и внедрение технологий, направленных на обучение детей  с ограниченными возможностями здоровья и родителей приемам работы и жизнедеятельности посредством экотерапии, развитие творческих способностей и формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей с возможностями разных направлений экотерапии и передача им практических знаний и навыков, которые помогут адаптироваться в сложившейся ситуации, улучшат их психофизическое состояние, расширят круг интересов и круг общения.

 Детям, имеющим ограниченные возможности здоровья важно научиться работать в сети Интернет. В данной ситуации Интернет может стать не только средством образования, расширения кругозора, но и средством общения, причем не только с ведущими занятия в дистанционной школе, но и другими детьми, а родители смогут общаться и с другими семьями, имеющими схожие проблемы.

 Проект предоставит  детям и родителям пройти обучение по следующим программам: «Экотерапия», «Литотерапия», «Рисование песком», «Рисование пластилином»  бесплатно. Важно то, что данные программы помогут детям реализовать свои творческие способности, а творчество является важнейшим инструментом развития человека, формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, а для кого-то, возможно, это станет началом регулярных занятий творчеством. История знает множество примеров, когда люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, становились знаменитыми писателями, художниками, учеными (например, французский художник Тулуз-Лотрек, русский художник Кустодиев и другие).

Проект предполагает интерактивное общение с посетителями музея через игры, конкурсы, викторины, образовательные программы и др.

          Темы занятий дистанционной школы:

  1. Что такое экология? Введение в экологию. Природа лечит. Экотерапия.
  2. Зоотерапия. Иппотерапия как раздел зоотерапии. Полечи меня конь буланый. Пони тоже кони.
  3. Как исцеляет песок. Об этом рассказывает псаммотерапия.
  4. Как лечит дерево, или деревья-целители. Дендротерапиия расскажет об этом.
  5. Как влияют растения на здоровье человека. Лекарственные растения. Фитотерапия.
  6. Собака-доктор. О том, как лечат собаки, рассказывает Dog-терапия.
  7. Что значит фелинотерапия или полечи меня Мурка.
  8. Как влияют комнатные растения на здоровье человека и его жилище? Об этом рассказывает фитотерапия.
  9. О чем рассказала нефритовая черепаха. Чем полезен янтарь, или пропишите себе янтаротерапию. Как использовать камень в лечебных целях, или самоцветы-целители. Литотерапия.
  10. Что такое апитерапия, или чем полезен мед?

 Благодаря виртуальному детскому экологическому музею будут созданы условия для экологического образования, воспитания, просвещения подрастающего поколения. Будет осуществлена  эколого-просветительская, природоохранная практико-ориентированная деятельность средствами Интернет технологий и экотерапии. Будет создана система  работы, направленная на формирование ответственности у детей, подростков, молодежи за сохранение биологического разнообразия  места своего проживания – своей малой Родины. Будет обращено внимание взрослых на важность экологического воспитания и образования собственных детей в любом возрасте.

 

Библиографический список:

  1. Беллэг-Скальбер М. Участие населения в работе Экомузея / М. Беллэг-Скальбер // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО 1985. – № 148. – С.14–17.
  2. Каулен.М.Е. Музей на рубеже веков: пространство взаимодействия культур // Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов». – М: 2001. – С.216–221.
  3. Кимеев В. М. Экомузеи Сибири как центры сохранения этнокультурного наследия в природной среде [Текст] / В. М. Кимеев // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2008. – №. 3. – С. 122–131.
  4. Мейран П. Новая музеология// Museum, 1985, № 148, с. 20–21.
  5. Ривьер Ж. А. Эволюционное развитие экомузея// Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. – 1985.– № 148. – С.3.
  6. Сотникова С.И. Музеология: (Пособие для вузов) – М.: Дрофа, 2004. –192с.
  7. Филимонов С.Б. Краеведение и документальные памятники (1917 – 1929 гг.). Советский фонд культуры. М., Археографическая комиссия АН СССР 1989г. – 178 с.
  8. Чувилова И. В. «Музеи общества» и общество в музее. –М.: Книга, 2005. – 320 с.
  9. Юбер Ф. Экомузей Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. –  –  № 14. – с.18–19
  10. Сапанжа О. С.  Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф. СПб, 2007. С. 6–17.
  11. Криворученко В. К.Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – № 6 – История.
  12. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – РУССКОЕ СЛОВО-РС, 2003. – 536 с.