Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ДИАЛОГИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА: РАЗВИТИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Кожушко Дарья Александровна.
ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», студент, iva_ya@mail.ru.
Иващенко Яна Сергеевна.
ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», профессор кафедры философии и культурологии.

Понятие «этника» трактуется достаточно широко. Д. Десятерик его понимает следующим образом: «Этника (от греч. народ) – это свод обычаев, песен, танцев, материальной культуры любого народа» [5]. В другой трактовке этника подразумевает главным образом «предметы декора и мебели из экзотических стран», к ней можно отнести, например, «расписные хохломские ложки и плошки, вышитые крестиком скатерти и салфетки, сплетенные вручную лапти и др.» [2]. Понятие «этностиль» отсылает и к конкретным распространенным в мире современной моды мотивам: «это возвращение к индейским, индийским, бушменским, арабским, африканским и подобным традиционно национальным элементам в дизайне интерьера» [3]. В специализированных же источниках это явление соотносится только с костюмом: «Этнический стиль – это стиль, в котором комплекты одежды воспроизводят черты национального костюма определенного народа (этноса)» [6].

Этностиль всегда диалогичен, т.е. инициирует диалог разных культур, поэтому его изучение актуально в аспекте развития толерантности, познавательного интереса к традициям народов мира, эстетического и художественного вкуса молодежи и других возрастных категорий населения мира. Проблемы включения экзотических мотивов в современный костюм, как правило, обсуждаются в специализированных источниках и не рассматриваются в широком социально-культурном контексте. Мы же намерены ввести в эти дискуссии культурологическое измерение.

Появление этнического стиля связано с субкультурой хиппи, которая появилась в 60-х годах XX века. В статье «Этнический стиль в истории моды» блогера О. Столяровой пишется о том, что «…образ жизни хиппи, их существование, мировоззрение становилось вразрез общепринятым правилам и нормам поведения. В шестидесятые годы прошлого века, эта субкультура протестовала против европейских ценностей, ибо её привлекали ценности и обычаи Африки, Востока и Центральной Америки. … хиппи переняли не только мировоззрение, поведение, но и традиционные этнические мотивы в одежде, обуви, аксессуарах…. Вторая половина шестидесятых была пиком моды на мини-юбки и высокие сапоги, а вся одежда и аксессуары создавались из синтетических и искусственных материалов. И логично было бы предположить, что дальнейшее продолжение эпохи могло бы развиваться только на космическую тематику, из-за чего возвращение к классике было бы невозможным. Но, этого не произошло. Хиппи, как оказалось, не изменили своим принципам и предпочтениям. Повальному увлечению мини-юбками они противопоставили джинсы и длинные юбки из натуральных материалов. В это время, когда центром внимания являлись геометрические формы одежды, неформальная молодежь выбирала плавные линии, этнические мотивы» [1].

Главная жизненная цель хиппи – слияние духа с природой, что выражалось абсолютно во всём. Хиппи решили создать свою линию одежды, которая не сковывала бы их движения. В их гардероб входили блузки, платья из летящих, полупрозрачных тканей, туники, шарфы, индийские сари и многое другое. Одежда была изготовлена из натуральных материалов, в большей степени своими руками. В то время модельеры с мировыми именами искали новые идеи на улицах. Благодаря субкультуре хиппи индейские мокасины, мексиканское пончо, марокканские туники, цыганские юбки, аксессуары из бисера, не потеряли свою актуальность, и по сей день.

  Первым обратился к этностилю Ив Сен-Лоран. Важно отметить, что после его интерпретации этники многие перестали считать одежду хиппи неопрятной и неэстетичной. Напротив, всё больше и больше состоятельных людей привлекала линия одежды из шелка и органзы. «Кутюрье в своих работах использовал традиционные мотивы Африки, Перу, Древнего Китая и Марокко... Использовались лен, дерево, солома и стекло. Китайская коллекция изобиловала иными цветами: розовый, оранжевый, желтый и лиловый. А Индейские коллекции принесли воздушность. Однако, по словам модельера, самой роскошной была русская коллекция. Разумеется, русской революции в моде не произошло, но, тем не менее, интерес европейцев проснулся ко всему славянскому» [1].

Его примеру последовали другие известные законодатели моды, например, Кензо. Он добавил в этническое направление японские мотивы, создал синтез покроя кимоно и скандинавских, южноамериканских, восточных элементов. Модельер использовал меховые шапки, русские косоворотки, испанские болеро, индейскую бахрому и индийскую пайджаму. Всё это привело к сочетанию несовместимых вещей: спортивного или классического стилей с элементами этно.

Другое громкое имя – Жан-Поль Готье. Буквально во всех его коллекциях с 70-х годов присутствует этнический стиль. Постепенно он становится основой почерка мастера. Именно он создал одежду с неповторимыми элементами национальных костюмов народов мира. Уличная повседневность стала источником его вдохновения и создания таких уникальных коллекций, как «Рабби-шик», «Большое путешествие», «Монголы», «Африканская сага».

Стилистические находки вышесказанных мастеров оставили свой след в современных коллекциях нынешних дизайнеров, которые также обратили внимание на традиционные народные костюмы. Из всей совокупности этнических элементов, включаемых в современный костюм, предпочтение отдается украшениям.

Основными направлениями этнического стиля считают египетский, греческий, индейский, славянский, индийский, африканский и японский. Каждому направлению соответствует свой набор узнаваемых признаков.

Египетскому стилю соответствуют синий, бирюзовый, золотистый и желтый тона. Их сочетают с черным, оранжевым, зеленым и красным. В узоры входят изображения антропоморфных богов, сверхъестественных существ, фараонов, пирамид, жуков-скарабеев, а также геометрические мотивы, иероглифы и лотос. Материал одежды очень разнообразен – это мех, шерсть, кожа, велюр, лен, шелк. Фурнитура – металлические пластины, бахрома и вышивка. Силуэт образуют геометрические фигуры: трапеция, треугольник ромб. Используются аксессуары типа диадемы с драгоценными и полудрагоценными камнями,  широких поясов, ожерелья из пластин, браслетов в форме змеи, перстни, объемные бусы, яркие платки с необычной драпировкой. Обувь – это сандалии. Дамский макияж – густо подведенные глаза, хорошо отчерченные брови, выделенные веки. Прическа – прямые волосы средней длины и густая челка.

Основные цвета греческого стиля: белый, золотой, синий и пастельные. Материал для одежды – легкий, полупрозрачные ткани: шифон, шелк и тонкий трикотаж, с узорами растительного содержания. В женских нарядах преобладает асимметрия, которая проявляется в крое подола платья, раскрывая одно плечо; присутствуют платья  со средней длинной или в пол – с завышенной талией и акцентом на груди. Повседневная обувь – сандалии, украшенные ремешками и плетениями, а праздничная – открытая на шпильке.

Аксессуары, применяемые для дополнения женского наряда – пояса, кулоны, серьги, браслеты, диадемы и заколки из перьев, листьев, плетений. Макияж легкий и естественный, подчеркиваются лишь глаза. Волосы обычно собраны в локоны или в косы и под диадему или ободок, иногда их украшают цветами [6].

Индейский стиль базируется на таких цветах, как бордовый, горчичный, терракотовый, песочный, бежевый, с акцентами зеленого, черного, белого, синего, желтого, серого. В качестве принта, на одежде, присутствуют схематичные изображения мифических существ, индейцев, перьев, ловцов снов, черепов бизонов, вигвамов и клыков диких зверей. Наряды шьются из хлопка, кожи, шерсти и трикотажа; на них обязательно присутствуют принты, нашивки или бахрома. Современные женщины и девушки носят из выделанной кожи разноцветные шорты, брюки, юбки различной длины, а также пончо, короткие жилеты, топы с бахромой, туники и кардиганы. 

Индейские аксессуары – это ремни и пояса на бедра, серьги из бисера и перьев с национальной символикой, большое количество браслетов и бус. Макияж неброский, прическа – длинные, распущенные волосы, с несколькими заплетенными косичками. Обувь – низкие и высокие мокасины, туфли и ботильоны с бахромой и нашивками, обувь на деревянной платформе, плетеные босоножки [6].

Русский или славянский стиль имеет свою палитру цветов – красный, белый, золотой, синий, зеленый, терракотовый и черный. В одежде присутствует  цветочный, анималистический и растительный принты. Материал для костюма – лен, шерсть, хлопок, шелк, сатин, бархат, сукно и кружево. Важной особенностью одежды в русском стиле является применение вышивки и набивных орнаментов. В женском гардеробе присутствуют сарафаны А-силуэта, юбка-колокол, длинные платья свободного кроя, жакеты с украшенными по-царски подолами и жилеты с меховой опушкой, вышитые сорочки, шубы из соболя, горностая, куницы, черно-бурой лисицы и др. Верхняя одежда декорируется парчой, бархатом или атласом и украшается меховыми оборками.

В качестве дополнения к костюмам используются деревянные браслеты, перстни, подвески, сумки с вышивкой и бисером, серьги со славянскими символами и изображениями животных и птиц, расшитые текстильные узкие или широкие пояса, рукавицы. Головные уборы – шапки-боярки, ермолки, кабардинки, картузы, шапки-ушанки, платки. Зимняя обувь – валенки, сафьяновые или кожаные сапожки, ботильоны с меховой опушкой; летняя – плетеные босоножки, туфли-лодочки. В макияже присутствуют подрумяненные щеки, алые губы, черные ресницы и выделенные брови. Прическа – классическая коса с вплетенными лентами или цветами.

Индийский стиль предполагает наличие таких цветов, как оранжевый, баклажановый, бирюзовый, синий, розовый, фиолетовый, красный, малиновый, золотистый, зеленый и оливковый. Принт – рисунок пейсли и геометрический орнамент. Материал одежды – шелк, лен, хлопок, шерсть, шифон и атлас. В качестве отделки нарядов применяются бахрома, вышивка бисером или нитями, украшение камнями. Характерные особенности женской одежды – присутствие асимметрии, проявляющейся в крое на одно плечо, и многослойности. Большинство нарядов драпируются. В женском гардеробе присутствуют сари (ткань, особым образом обернутая вокруг талии), длинные платья юбки и туники, брюки-шаровары, дополненные короткими топами.

Индийские аксессуары в основном крупные. Это  браслеты, длинные серьги, бусы, ожерелья, перстни, диадемы, шарфы. Для индийского стиля также характерно ношение пирсинга в носу. В аксессуарах присутствуют цветочные мотивы. Материалами для украшений служат металлы, бисер, драгоценные или полудрагоценные камни. Женщины могут покрывать голову платками. Обувь – босоножки и сандалии. Макияж – подведенные глаза и брови, темные тени, румяна, красная помада, темный тональный крем, бинди, татуаж рук. Прическа – распущенные волосы, уложенные локонами, либо гладкий пучок.

Основные цвета африканского костюма – песочный, хаки, синий, красный, терракотовый, кофейный, белый и их сочетания. Принт – броские, размытые или схематичные орнаменты, геометрические, цветочные, анималистические и растительные узоры. Наряды выполняются из кожи, льна, хлопка, шелка и шерсти. В качестве фурнитуры используются бахрома, меха, камни, дерево, клыки и когти животных, перья и когти птиц. Для одежды характерна многоцветность.

Женщины, обычно, носят шорты, брюки, сарафаны, платья и юбки, туники, блузки, распашные кардиганы, топы. В качестве аксессуаров применяются деревянные или металлические браслеты, массивные серьги и ожерелья из природных материалов; кулоны из клыков и когтей животных, перьев и когтей птиц; амулеты; многослойные разноцветные бусы; повязки и платки на голову, завязанные разными способами; пояса и ремешки. Девушки носят босоножки и обувь на танкетке. Макияж – поведенные глаза, брови, румяна, сочная помада, яркие тени. Женские прически – это всевозможные африканские косички, объемные кудри, создающие ощущение небрежности, дреды.

Основные цвета одежды в японском стиле – черный, белый, красный, розовый, оранжевый, желтый, золотой, индиго и зеленый. Принт – цветы (сакура, хризантема), анималистический или геометрический орнамент. Материал одежды – шелк, лен, хлопок с атласными вставками. Важная черта одежды, выполненной в японском стиле – соблюдение силуэта прямоугольника, трапеции, треугольника. Гардероб с японскими мотивами это, прежде всего, кимоно, туники и рубашки с короткими или длинными объемными рукавами; возможны высокие воротники, закрывающие шею, брюки свободного кроя, жакеты. Женщины также носят узкие длинные платья и юбки, накидки из плотных тканей [6].

В качестве аксессуаров обычно используются широкие пояса, ремни на талию, цветные платки, браслеты из дерева, броши в виде цветов, растений и птиц. Обувь – гэта – традиционные японские сандалии на деревянной подошве или сабо. Для макияжа берут самый светлый тон тонального крема, глаза, и брови ярко подчеркивают, применяют нежно-розовые румяна, помаду или тинт алого или вишневого цвета. Прически высокие, украшены шпильками, деревянными палочками или гребнями с цветами.

Обзор этнических мотивов в современной моде показал, что источником этностиля в современном костюме являются самые разнообразные традиции народов мира. Наиболее известные и коммерциализированные – это египетский, греческий, индейский, славянский, индийский, африканский и японский. Толчком к их актуализации стали идеи хиппи 1960-х гг., подхваченные и преобразованные известными модельерами мира. Несмотря на изменения и кризисы, происходящие в мире моды, актуальность этники в костюме с каждым годом возрастала.

Этностиль эклектичен, он не повторяет традицию целиком. Словно играя с ней, он свободно сочетает, видоизменяет прежние образцы, включаясь тем самым в постмодернистский дискурс. Компоненты этнического костюма, вводимые в современную одежду, аксессуары, утрачивают свою прежнюю функциональность и становятся преимущественно декором. Сегодня «цитирование» в костюме той или иной традиции не регламентируется этнической принадлежностью человека, т.е. костюм уже не выполняет функцию этнической идентификации, не несет сакральную нагрузку. Привлечение этнических мотивов может выполняться для эстетической цели или для демонстрации толерантности в отношении других культур.

Иногда включение этнических элементов в костюм ограничивается отдельными деталями. В этом случае используют, как правило, аксессуары или орнаментальные вставки. Можно сделать вывод, что не столько конструктивная основа и материал, сколько эти компоненты костюма выступают ярким маркером этнической культуры.

 

Библиографический список:

  1. Женский журнал all Womens [Электронный ресурс] : журнал о модных тенденциях. 2007. 07 дек. URL : http://www.allwomens.ru/3618-yetnicheskij-stil-v-istorii-mody.html . (дата обращения: 12.11.2015)
  2. Искусство Жизни [Электронный ресурс]: интернет-магазин. 1999. 27 окт. URL : http://www.greenmama.ru/nid/345752. (дата обращения: 12.11.2015)
  3. Метр за метром [Электронный ресурс] : стили интерьера. 2009. 09 окт. URL : http://www.metrzametrom.ru/stili-interera/197-stili-interera-etnicheskiy. (дата обращения: 12.11.2015)
  4. Свендсен Л. Философия моды / Пер. с норв. А. Шипунова. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 256 с.
  5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] : Энциклопедия. 2000. 18 дек. URL : http://alternative_culture.academic.ru. (дата обращения: 12.11.2015)
  6. Энциклопедия моды [Электронный ресурс] : справочник по моде. 2004. 31 март. URL: https://wiki.wildberries.ru/category/styles. (дата обращения: 12.11.2015)