Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Скуратовская Наталья Александровна.
Российская Федерация, Новосибирск, Региональный модельный центр дополнительного образования детей ГАУ ДО НСО "ОЦРТДиЮ", руководитель, skuratovskaja@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен инновационный проект образовательного проекта «Центр комплексного сопровождения организаций дополнительного образования», который позволит обеспечить комплексность и непрерывность процесса повышения квалификации административных и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и взрослых. Авторы статьи определяю «Центр комплексного сопровождения организаций дополнительного образования», как медиа пространство для работников системы дополнительного образования.
Ключевые слова: работники учреждений дополнительного образования детей и взрослых.

Система дополнительного образования в России на протяжении 100 лет формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы. Комплексное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования детей включает методическое сопровождение деятельности педагогических коллективов, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, сопровождение инновационной и экспериментально деятельности, административное сопровождение и сопровождение профессионального развития и повешения квалификации работников учреждений дополнительного образования. Комплексная система сопровождения в целом ориентирована на создание безопасного образовательного пространства для всех субъектов; работников, обучающихся их родителей (законных представителей).
«Центр комплексного сопровождения организаций дополнительного образования» (далее – Центр) создан для профессиональной поддержки, непрерывного повышения квалификации административных и педагогических работников учреждений дополнительного образования.
Основные задачи Центра:
 научно-методическое сопровождение всех направлений деятельности организаций дополнительного образования;
 непрерывное повышение квалификации сотрудников всех категорий организаций дополнительного образования;
 консультирование по приоритетным направлениям развития и функционирования учреждений дополнительного образования.
Обоснование актуальности проекта. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы. Основными приоритетными идеями дополнительного образования являются: свободный выбор видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Современное дополнительное образование детей и взрослых ориентировано на социализацию в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детской одаренности, организацию внеурочной деятельности, духовно-нравственное воспитание школьников.
Проект позволит создать условия для расширения возможностей непрерывного повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования, получения возможности комплексного сопровождения деятельности организаций дополнительного образования детей и взрослых в период реформирования системы образования (внедрение проф. стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», переход на систему национального учительского роста, участие в реализации приоритеного проекта «Доступное дополнительно образование для детей и т.д.).
Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни человека. С одной стороны, оно является добровольным, разновозрастным, не регламентированным жесткими рамками урочной системы, образовательными стандартами. С другой стороны – при системе добровольности образования оно регламентировано спросом заказчиков, взрослых, детей, их родителей (законных представителей), общеобразовательными учреждениями и иными социальными партнерами.
Предпосылками для создания образовательного ресурса «Центр комплексного сопровождения организаций дополнительного образования» являются: многолетний опыт работы высококвалифицированных сотрудников в области дополнительного образования и возможности (наличие необходимых ресурсов) оказать методическую поддержку организациям дополнительного образования; создание профессиональной платформы для непрерывного повышения квалификации административных и педагогических работников учреждений дополнительного образования.
Этапами реализации образовательного проекта «Центр комплексного сопровождения организаций дополнительного образования являются:
 Создание и обоснование концепции проекта.
 Презентация проекта специалистам и общественности.
 Разработка модели комплексного сопровождения направлений деятельности организаций дополнительного образования.
 Разработка системы непрерывного повышения квалификации сотрудников всех категорий организаций дополнительного образования.
 Разработка системы комплексного консультирования по приоритетным направлениям развития и функционирования учреждений дополнительного образования.
 Подготовка методических рекомендаций по реализации проекта.
 Создание Интернет-ресурса для размещения информации по реализации проекта.
 Рассылка информационных писем образовательным учреждениям для участия в проекте.
 Работа с территориями по реализации проекта.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности. Комплексное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования предполагает творческую, научно-исследовательскую деятельность направленную, с одной стороны, на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, с другой, – на обеспечение образовательного процесса научно-обоснованными средствами обучения. Обе стороны тесно связаны и взаимно дополняют друг друга, так как направлены на решение задач развития образовательной организации дополнительного образования.
Практическая значимость результатов.
1. Преимуществом реализации программ является принцип модульной накопительной системы формирования компетенций педагогических работников в рамках профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
2. Возможность в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых создать персонифицированную модель повышения квалификации.
3. Ожидаемый портрет специалиста.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта. Оценка эффективности реализации проекта осуществляется по количественным и качественным показателям.
В рамках проекта планируется получить следующие количественные и качественные результаты:
 разработать и реализовать около 50 программ дистанционного повышения квалификации.
 оценка степени комплексного подхода сопровождения учреждений дополнительного образования;
 оценка уровня удовлетворительности заказчиков услуги.
Теория управления исследует принципы, реализация которых могла бы обеспечить целенаправленную, эффективную деятельность организации дополнительного образования. Первоначально в теории и практике управления акцент был сделан на рациональной организации человеческой деятельности (разделение труда, четкое определение полномочий и ответственности, обеспечение единства действий работников, справедливое вознаграждение за труд, ориентация на стабильность персонала и т. д.). Довольно скоро, однако, обнаружилось, что рациональная организация производства недостаточна для роста производительности труда – многое зависит от характера отношений между людьми внутри организации, мотивов их трудовой деятельности, ценностных ориентаций.
В последние десятилетия складываются различные концепции управления, но все они признают исключительную важность человеческого фактора, исходят из понимания того, что управление людьми заключается в управлении мотивами их деятельности. Формируются новые принципы управления: соблюдение этических норм профессиональной деятельности; создание в организации атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого человека; своевременная реакция на изменения в социуме; постоянное совершенствование качества работы др. В теории управления формируется школа «человеческих отношений», основоположниками которой стали М. Фоллет и Э. Мэйо. Затем в теории управления получает распространение «поведенческое управление». Предметом сопровождения административного состава учреждений дополнительного образования являются основы социального взаимодействия и организация профессиональных коммуникаций в организации, поведенческие стереотипы и их мотивации, проблемы лидерства и т.д.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности».
В рамках научно-методического сопровождения центр организует:
 повышение квалификации работников организаций дополнительного образования;
 тематические вэбинары, мастер-классы;
 участие в конференциях;
 публикацию статей в сборниках научно-практических конференций;
 помощь в подготовке к аттестации;
 разработку программ и образовательно-методических комплексов;
 рецензирование программно-методической продукции;
 подготовку монографий по итогам обобщения опыта работы ОО.
Известный деятель XIX века, П.Ф. Каптерев высказывает мысль о том, что в образовательно-воспитательном процессе развитие ученика во многом зависит от перманентного саморазвития его педагога. Учитель, не желающий учиться и считающий себя «полным мудрецом», выпадает из образовательного процесса. Особенно актуальна идея П.Ф. Каптерева в дополнительном образовании детей. Современное дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования и частью общей образовательной системы, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие ребенка в условиях современного общества.
Современная ситуация в системе образования Российской Федерации стимулирует педагогов дополнительного образования к непрерывному повышению профессионального мастерства. В нормативных документах федерального уровня затрагиваются такие аспекты, как вовлечение педагогов в конкурсное движение, материальное стимулирование на основе использования возможностей новой системы оплаты труда, аттестация и повышение квалификации, привлечение и поддержка молодых педагогов, распространение опыта лучших педагогов, реализующих инновационные программы.
Изменение критериев оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, приводит к необходимости повышения квалификации управленческого персонала, совершенствования профессиональных навыков руководителей.
Повышение квалификации по программам центра предоставит возможность руководителям учреждений дополнительного образования и их заместителям профессионально решать управленческие проблемы, принимать эффективные решения, связанные с введением и реализацией инновационных подходов и технологий. Предполагается к реализации широкий спектр программ для руководителей:
 Локальный акт как инструмент управления образовательным процессом.
 Основы тьюторской подготовки в условиях сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
 Сетевая форма реализации образовательных программ.
 Формирование корпоративной культуры, ориентированной на повышение профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и взрослых.
 Эффективный контракт: нормирование труда и разработка критериев эффективности.
 Методика организации и проведения педагогического совета.
 Организация мониторинговой деятельности в учреждении дополнительного образования.
 Управление системой методической работы в учреждении дополнительного образования.
 Система внутреннего контроля как фактор стимулирования мотивации творческого саморазвития педагогов.
Методист в организации дополнительного образования – это своего рода руководитель определенного направления деятельности, выполняющий трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. В рамках образовательной деятельности Центра предполагается реализация программ для методистов:
 Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых.
 Модель методического сопровождения и адаптации начинающих педагогических работников в организации дополнительного образования детей и взрослых.
 Деятельность методической службы по обобщению и распространению передового (инновационного, наиболее эффективного) педагогического опыта
 Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
 Локальный акт как инструмент управления образовательным процессом.
 Методическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования детей и взрослых в рамках профессионального стандарта».
 Методическое сопровождение инновационной деятельности педагога дополнительного образования детей и взрослых.
 Развитие художественной одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования.
 Технология индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в системе дополнительного образования.
 Основы тьюторской подготовки в условиях сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
 Сетевая форма реализации образовательных программ.
 Формирование корпоративной культуры, ориентированной на повышение профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и взрослых.
 Эффективный контракт: нормирование труда и разработка критериев эффективности.
Деятельность педагога-организатора в системе дополнительного образования детей и взрослых, общепринято, считается одной из самых интересных. Педагог является организатором самых разнообразных мероприятий: развлекательных, познавательных, спортивных, конкурсных и многих других. В соответствии с федеральными нормативными документами воспитательная работа и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для социализации и самовыражения детей подростков.
Педагог-организатор находится в центре организации воспитательной, внеурочной и досуговой деятельности. Особое внимание в работе педагога-организатора уделяется предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Курсы повышения квалификации педагогов направлены на изучение: современных образовательных технологий дополнительного образования детей и взрослых, технологий построения индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования, тьюторской подготовки в условиях сетевой формы реализации общеобразовательных программ и др.
Авторы проекта рассматривают психолого-педагогическое сопровождение как фактор развития положительного устойчивого отношения педагога дополнительного образования детей и взрослых к избранной профессии и с точки зрения формирования:
 удовлетворенности работой (организация эффективной работы, уменьшение «текучести» персонала);
 положительной самооценки работника (укрепление имиджа учреждения без дополнительных расходов на рекламу и PR);
 стрессоустойчивости сотрудников (продуктивная работа, отсутствие профессионального выгорания, избегание издержек, связанных с нетрудоспособностью работников).
В рамках психолого-педагогического сопровождения в Центре планируется организация:
 консультирования родителей по вопросам развития и воспитания детей;
 консультирования педагогов по актуальным вопросам воспитания и обучения детей и подростков;
 психологической диагностики (проблемы поведения, школьная неуспеваемость, трудности в общении, страхи, навязчивые действия, диагностика уровня развития дошкольников, развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи);
 развивающих занятий (групповые, индивидуальные);
 профилактики профессионального выгорания педагога.
В ходе реализации проекта планируется разработать: бренд-бук проекта; ориентировочную анкету для менеджера по продвижению проекта; информационные письма по продвижению проекта; методику проведения аудит деятельности учреждений дополнительного образования; финансовые и организационные регламенты, обеспечивающие реализацию проекта.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
1. Концепция развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для российских детей», утвержденный 30 ноября 2016 г президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
3. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, разработанные Институтом образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (утверждены зам. министра Минобрнауки РФ от 28.04. 2017 № 1232/09)
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
5. Концепция развития дополнительного образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
7. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
8. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».