Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Вьюнова Надежда Евгеньевна.

Аркадакский филиал ГАПОУ СО «Балашовское медицинское училище», Россия, г. Аркадак, Саратовская область, преподаватель русского языка и литературы.

 

Как отметил В.А. Сухомлинский, «…идейную убежденность в создании своих питомцев способен утвердить тот педагог, для которого…убеждения являются частицей его души, который любит свой предмет….». Человеческие, гражданские качества учителя, его яркая индивидуальность, его заинтересованность в судьбе каждого ученика – все определяет успех преподавания литературы. При этом, как правило, свое воздействие на учащихся учитель полнее и больше всего оказывает на уроке.

Урок литературы сегодня – это урок, пронизанный от начала до конца современностью. О чем бы ни говорил учитель на занятии – литературе далекого прошлого или наших дней, он преследует цель воспитания человека активного для нашего сегодня и завтра.

Система образования и воспитания в профессиональных образовательных организациях России готовит не только квалифицированных специалистов в конкретной области деятельности, но и воспитывает у обучаемых гражданские и патриотические качества, раскрывает способности и таланты молодых людей [22].

Приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства [23].

Воспитательное воздействие классики особенно интенсивно тогда, когда ученики в результате работы понимают идейную, духовно-нравственную позицию автора и умеют обоснованно, доказательно оценить изображаемое. Ни с чем несравнимое воспитательное воздействие оказывает на учеников литература. Уроки по ее изучению – это уроки гражданственности, патриотизма, высокой нравственности. Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

Читательская деятельность учащихся оказывается эффективной только тогда, когда протекает под руководством учителя. Однако, руководство должно быть тактичным, ненавязчивым, а иногда даже незаметным для ученика.

В настоящее время программа учебной дисциплины «Литература» для профессии НПО и ССПО ориентирована на достижение следующих целей:

  • овладение умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно- популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информацией;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни.

Очевидно, реализуя требования федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня, учитель уделяет внимание формированию умения анализировать и интерпретировать художественное произведение, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Литературные произведения – это только часть культурного достояния народа, с которым знакомятся ученики. Но именно произведения укореняют духовно-нравственный стержень личности.

Литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни нашего движения и реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека.

В. Распутин повестью «Прощанье с Матерой» утверждает, что природа – основа бытия, и, несмотря ни на что, люди принадлежат природе. Столкновение природы и человека он рассматривает как внутренний конфликт в самом человеке. Природа у писателя представлена не как внешняя сила, неотвратимый судья. Осознание силы человека, смысл его деятельности, размышления о жизни и смерти, о страданиях и страстях человеческих – вот о чем ведет разговор писатель.

Автор приглашает читателя к размышлению, заставляет его подумать над отдаленными необратимыми последствиями недальновидных деяний.

Обращаем внимание на то, как представители разных поколений воспринимают перемены и свое место в них согласно собственному мироощущению.

В. Распутин заставляет читателя подумать, как далеко может простираться власть человеческого разума над окружающей средой, и какова роль второй природы, сотворенной человеком.

Эти рассуждения приводят учеников к пониманию, почему так больно расставаться с родным пределом, особенно старому поколению, хранителям дедовского очага.

Повесть «Прощание с Матерой» поражает размышлениями о судьбе духовной народной культуры, о жизни по правде, об истинном и мнимом величии человека, о сохранении и приумножении исторической памяти народа.

Тема памяти не ограничивается и не исчерпывается в литературе только этой книгой. Любое талантливое произведение становит и решает вопросы преемственности поколений, помогает осознавать и чувствовать, т.е. незримые нити, которые связывают нас со всей историей народа.

Во все времена выделялись такие ценности, как «человеческая жизнь», «семья», «доброта», «красота», «природа», «совесть», «любовь», «здоровье», «свобода».

Молодое поколение в процессе социализации, как правило, получает и усваивает результаты материального и духовного развития общества, но также оно должно и воспроизводить, развивать и совершенствовать это наследие [3].

В период становления человека важно, создавать условия, способствующие возникновению нравственно ценных переживаний. Литературные произведения дают возможность учащимся пережить различные эмоциональные состояния, разнообразные чувства, не изведанные ими ранее. Сопереживание учащихся литературным героям способствует активному восприятию нравственных ценностей произведения.

Это создает условия для перехода приобретаемых знаний учащихся, идей в их убеждения. Только такие нравственные знания становятся действенными, могут определить мотивы поступков человека.

 

Библиографический список:

  1. Еремеева Л.И. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности будущего профессионала. // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 6.  – С. 49
  2. Новикова В.К. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. // Специалист. 2014. – № 6. – С. 23
  3. Сало В.А. Духовно-нравственное воспитание студентов // Специалист. 2015. – № 11 – 12. – С. 22.