Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлакова Татьяна Валентиновна.

м.о. Люберецкий, ПАО Банк УРАЛСИБ, старший кассир, vfrcbv.80@mail.ru.

 

На современном этапе развития общества очень остро встает вопрос экологии и экологического воспитания. Наша планета находится на грани разрушения. Горы мусора, истощение запасов пресной воды, природных ресурсов, неумение правильно пользоваться природными благами – всё это заставляет нас задуматься об экологическом воспитании. И чем раньше мы начнем прививать детям адекватное отношение к окружающей среде, тем больше вероятность, что мы сумеем сохранить нашу планету для следующих поколений.

В первые семь лет жизни формируется самосознание, ребенок начинает выделять себя из предметного мира,  начинает понимать свое место в социуме, учится ориентироваться в окружающей его среде и учится ценить некоторые блага природы.

В дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, в это время у него формируются представления о  разных формах жизни, а это начальные основы экологического мышления, сознания и культуры. Естественно, происходит это только при условии, что взрослые, которые непосредственно принимают участие в воспитании ребенка, сами имеют правильные понятия об экологическом воспитании, понимают масштаб экологической катастрофы, которая грозит нам при неправильном отношении к природе.

Экологическое воспитание предполагает формирование у ребенка с раннего детства доброго отношения к окружающему миру, людям, животным, правильного понимания того, каким должно быть его поведение во взаимодействии с природой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает несколько аспектов: нравственное воспитание, т.е. воспитание гуманного отношения к окружающему нас миру; интеллектуальное развитие – формирование знаний и представлений об экологии; эстетическое воспитание – развитие эстетических чувств, восхищения окружающим миром; воспитание трудом – формирование навыков взаимодействия с животными, растениями.

В процессе экологического воспитания дети получают положительные эмоции (удивление и радость). Дошкольников восхищает мир окружающей их природы. Часто свои впечатления дети изображают в рисунках или творческих рассказах.  

Одним из способов вовлечения ребенка в мир природы является чтение стихов и рассказов о природе и обсуждение прочитанного. В русской литературе много интересных и захватывающих произведений, включающих описание природы.

Наилучшей формой экологического воспитания является игра как наиболее естественный и радостный вид деятельности,  формирующий  характер детей и придающий деятельности эмоциональную окраску.

Прогулка обеспечивает непосредственное знакомство с окружающим миром. На прогулках дети узнают, что такое времена года, время суток, узнают об изменениях в погоде, распознают виды осадков, констатируют, как изменяются растения, дают оценку действиям человека по отношению к природе, играют и знакомятся с материалами, такими как песок, листья, снег и т.д.

Для обогащения восприятия можно провести несколько экспериментов:

Для детей 3–4 года. Посадить в один большой горшок зелень. Ухаживать и всем вместе радоваться, когда всё начинает расти, а потом употребить в пищу.

Для детей 4–5 лет. Купить на каждого ребенка маленький горшок с землей,  посадить и вырастить неприхотливое растение, объясняя, что важно любить и ценить то, что есть вокруг нас, что мусор не только портит вид своим присутствием, но еще и наносит огромный урон природе.

Весной на приусадебной территории можно посадить какой-нибудь цветок, и тоже всем вместе ухаживать за ним.

На таких занятиях дети узнают много нового и интересного, сделают первые открытия для себя.

Для привития любви к чистоте и порядку можно устраивать совместные субботники.

Задача педагогов воспитать думающих людей, которые смогут сохранить и приумножить то, что дает нам природа.