Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ

Дубиковский Александр Евгеньевич, Романович Станислав Николаевич.

Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, студенты, stasromanovich123@rambler.ru.

Научный руководитель: Назарова Нина Илларионовна, ФГБОУ ВО СГУПС, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

 

Аннотация. В статье изложен подробный анализ последствий монополизации, влияющих как на экономику, так и на общество в целом.

Ключевые слова: экономика, монополия, монополизация, влияние монополий.

 

Стать монополистом в своей отрасли – желание любой фирмы или предприятия, ведь это положение позволяет избежать большое количество проблем, которые влечет за собой конкуренция. Появляется возможность занять привилегированную позицию на рынке, концентрировать в своих руках определенную власть, влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия и диктовать свои правила. Это в свою очередь отражается на экономике, а значит и на социальной составляющей жизни общества.

Актуальность анализа явления монополии вызвана, во-первых, повышенным интересом к теме «монополизация» в современной науке, во-вторых, ее недостаточной разработанностью. Имеется большое количество различных теорий, трактовок и работ о монополии, но не каждая полномерно объясняет ее поведение на рынке. Дискуссии о влиянии монополии на научно-технический прогресс ведутся до сих пор.

Монополия – это такая рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Исторически первые монополии создавались посредством санкций государства, когда привилегированное право на торговлю каким-либо товаром давалось единственной фирме. «Чистая монополия» – ситуация на рынке, когда имеется всего один продавец, будь то государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. Во всех случаях процесс ценообразования складывается по-разному.

Государственная монополия, проводя политику изменения уровня цен, может преследовать абсолютно разные цели: например, сделать цену ниже реальной стоимости товара в случае, если товар является значимым для потребителей, которые не в состоянии давать за него полную цену. Установление цены может нести цели покрытия издержек или получения хороших доходов. В то же время цена может быть установлена на достаточно высоком уровне, чтобы снизить количество потребления. Наличие регулируемой монополии предполагает, что государство дает компании право устанавливать такие цены, которые буду обеспечивать получение «справедливой нормы прибыли», дающей фирме возможность поддерживать и расширять производство.

В случае с нерегулируемой монополии фирма сама решает, какую цену установить. Однако есть достаточное количество факторов, под влиянием которых фирмы далеко не всегда устанавливают максимальную цену, которую может выдержать рынок. Одними из них может быть опасение начала регулирования цен государством, желание сохранить внешний вид отрасли как «неприбыльный», что уменьшит возможное количество конкурентов или стремление проникнуть в рынок как можно глубже, благодаря низким ценам. Монополия имеет полный или значительный контроль над сектором рынка, который она занимает. Во многих странах, если фирма занимает 40-80% рынка, в игру вступает антимонопольное законодательство, которое облагает такие фирмы различными санкциями, такими как крупные штрафы, регулирование цен и тому подобное. 

Виды монополий [6]:

  1. Естественная монополия – фирма, средние издержки длительного периода которой уменьшаются на всем диапазоне спроса ввиду возрастающей отдачи от масштаба. В этом случае лишь одна фирма способна удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы более одной фирмы поставляли то же количество товара.
  2. Государственная монополия – исключительное право государства на производство и сбыт товаров массового потребления. Бывает полной, если государство монополизирует и производство, и сбыт товара, или частичной, если монополизировано только одно.
  3. Чистая монополия – ситуация нарынке, отличающаяся наличием одного продавца определенного вида товара или услуги. Характеризуют ситуацию: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно в случае, если не имеется альтернатив товару и отсутствуют близкие заменители.

Также существуют и другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:

  1. Трест – формамонополистического объединения, участники коего лишаются производственной, коммерческой, а иногда и юридической самостоятельности. Фактически власть сосредотачивается в руках правления или головной компании.
  2. Картель – форма монополистическогообъединения или соглашения. Все предприятия, входящие в состав картеля, сохраняют финансовую и производственную самостоятельность. Обычно действует в рамках одной отрасли. Создает препятствия для функционирования рыночных механизмов. В некоторых странах попадает под антимонопольное законодательство; в других же наоборот – основание картелей приветствуется, так как они способствуют реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между более мелкими фирмами.
  3. Синдикат – это организационная форма монополистического объединения, участники коей лишаются коммерческой сбытовой самостоятельности, при этом сохраняя производственную и юридическую свободу. Говоря иначе, централизованно осуществляется сбыт продукции и распределение заказов на производство.

Существуют и другие виды монополий, но выше приведены самые распространенные.

Рынок монополии предполагает малое количество продавцов, и как следствие, можно сделать вывод о том, что войти в такую монополизированную отрасль непросто, а иногда и вовсе невозможно, так как существуют определенные барьеры, такие как [2]:

  • экономия от масштаба – закономерность, гласящая, что общие издержки производства одной единицы продукции на длительном интервале времени уменьшаются по мере увеличения объема выпуска продукции. Эта закономерность объясняется тем, что, во-первых, с увеличением объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции. Во-вторых, с увеличением размера предприятия становится возможным специализация труда, а значит, работники трудятся более эффективно.
  • юридическое лимитирование: патенты, квоты международной торговли.
  • большая стоимость входа в отрасль. К примеру, в космической промышленности начало производства требует огромных издержек.
  • контролирование действующим монополистом поставщиков и источников нужного для производства сырья и иных ресурсов.
  • маркетинговая и рекламная деятельность. У потребителя формируется уверенность в известных компаниях и торговых марках, которые не первый день на рынке. Покупатель уважает их и доверяет им, что, тем самым, повышает входной барьер.

Фирма-монополист имеет некоторые особенности в своей деятельности, которые также дают ей определенные преимущества в процессе производства и реализации товара, например, монополист может получать большую прибыль от своей деятельности, пользуясь относительным или полным отсутствием конкуренции. Так, монополисты могут увеличивать прибыль, поднимая цены, при этом объем издержек оставляя прежним. Однако это приводит к эксплуатированию потребителя ценами, находящимися выше равновесного уровня. В то же время монополии имеют возможность ослабления или даже полной ликвидации конкуренции, а значит и ее позитивного влияния на прогрессирование экономики.

Основные причины образования монополий мы привели в списке ниже:

  1. Наличие ресурсов.

В этом случае фирма имеет какой-то уникальный ресурс, либо владеет большим количеством сырья, значительно большим, чем у фирм-конкурентов, что позволяет ей широко охватывать рынок и играть более весомую роль в данной отрасли. Например, компания может быть собственником залежей редкого или уникального ресурса, природного материала.

  1. Патентирование.

Патентное право существует в институте гражданского права большинства современных развитых стран. Патент представляет собой наличие исключительного права и авторства на изобретение и технологию производства какого-либо товара. Например, компания «Майкрософт» имеет патент и исключительное право на большое количество программного обеспечения, а также на операционную систему «Linux».

  1. Система государственного лицензирования.

Вход на некоторые рынки заблокирован государством, и осуществлять свою деятельность на них могут только компании, владеющими государственными лицензиями на это. Например, в 1654 году Оливер Кромвель дал исключительное право на доставку почты компании «Post office». Уже под названием «The Royal mail group» компания лишилась статуса монополиста только в 2006 году, когда рынок стал открыт для конкуренции.

  1. Слияние фирм.

Монополия может быть образованна слиянием двух или более фирм, что повлечет за собой в некоторых случаях полное отсутствие конкуренции, позволив тем самым захватить всю отрасль образовавшейся от слияния фирме. Так, создатель американской нефтяной компании «Standard Oil» Джон Рокфеллер создал «Standard Oil Trust» – корпорацию, состоящую из более чем 40 фирм, работающих в нефтяной индустрии, что позволило ему контролировать всю добычу и переработку нефти в Соединенных Штатах Америки.

  1. Естественная монополия.

Естественная монополия возникает там, где наличие конкуренции экономически бессмысленно и влечет за собой нерациональное использование ресурсов. Типичным примером такой монополии могут быть транспортно-логистические фирмы, владеющие и оперирующие сетями железных дорог. Высокая стоимость прокладывания железной дороги, закупа составов и их запуска по, скорее всего, близким к уже имеющимся маршрутам делает не целесообразным вход в эту отрасль и практически исключает появление в ней конкурентов.

Как мы знаем, в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке много фирм, которые действуют согласно правилам рационального экономического поведения, в совокупности рождается общее рыночное предложение. На графике рыночного равновесия кривая предложения описывает именно его.

Совсем иначе складывается ситуация, когда на рынке присутствует фирма-монополист. Существует такой термин, как «монопольная цена». Монопольная цена – это рыночная цена товара, которая устанавливается не только учитывая взаимодействие спроса и предложения, но и под влиянием господства монополистов на рынке; её высота зависит от степени монопольной власти фирмы, которая высчитывается по индексу Лернера и от эластичности спроса на данный товар. Однако если на рынке присутствует только одна фирма-монополист, то у нее вообще нет своей кривой предложения. Монополист выбирает свою стратегию, исходя из положения кривой спроса, говоря другими словами, рыночный механизм ценообразования не создает правила «игры» для такой фирмы, такая фирма формирует и устанавливает рыночное равновесие сама. Монополист делает это из соображений максимизации прибыли и сам выбирает то соотношение цены и величины производства, которое приносит ему большую прибыль, при имеющемся уровне издержек на производство.

Таким образом, пользуясь своим доминантным положением, монополист, как правило, устанавливает цену выше той равновесной цены, которая сложилась бы при совершенной конкуренции, а также производит меньшее количество товаров, чем могла бы производить отрасль в условиях конкурентной борьбы. При этом он для того, чтобы сохранить свою власть на рынке, сам создает высокие барьеры входа в отрасль для своих потенциальных конкурентов: формирует картель, дифференцирует продукцию, закупает патенты и лицензии, а также значительно повышает расходы на рекламу и проводит большие маркетинговые кампании.

Социально-экономические последствия монополизации рынков.

В условиях совершенной конкуренции цена равняется предельным издержкам (P = MR = MC) и фирма получает нулевую экономическую прибыль (получает реальную прибыль на капитал, который был инвестирован). Тут устанавливается равновесие, при котором соотношение цены и количества наиболее экономически эффективно. При монополии цена становится выше предельных издержек, и фирма получает положительную экономическую прибыль. Здесь же устанавливается равновесие, при котором цена становится выше, а количество сокращается.

Чаще всего в последствие монополизации рынка не происходит продуктивного использования ресурсов. Так, «…рост затрат, связанный с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще» [3, с. 477].  Харви Лейбенстайн обозначил это как Х-неэффективность, показывая, что конкуренция в техническом плане является более эффективной, нежели монополия, так как наличие входных барьеров ограничивает фирму-монополиста от давления конкуренции. Это никак не стимулирует монополиста минимизировать затраты и производить максимальный объём продукции при имеющихся издержках, а наоборот. Лейбенстайн утверждал, «как конкуренция, так и неблагоприятная обстановка создают некоторое давление, стимулирующее изменения. Другая сторона медали в том, что там, где мотивация слаба, руководство фирмы допускает в своей деятельности значительную расхлябанность и не будет заниматься поиском методов снижения затрат» [3, с. 498]. Так как фирма-монополист обычно ведет производство и применяет свои ресурсы неэффективно, то её издержки при всех объёмах производства выше соответственных им издержек у компаний, осуществляющих свою деятельность на рынках, открытых к конкуренции.

Однако нельзя быть столь категоричным, ведь существуют и аргументы «за» монополизацию.

Получение монополией прибыли может быть следствием грамотного распределения большого количества ресурсов крупной компании, также внедрение какой-либо инновации может стать причиной возникновения монополии. То есть монополия может применять новые технологии, владеть масштабным производством, а за счет этого имеет возможность уменьшать издержки производства и снижать цены.

Й. Шумиетер, Дж. Гэлбрейт говорили о том, что существование монополии ведет к ускорению общественного прогресса, так как монополии имеют возможность проведения внедрения крупных исследовательских разработок и проектов [1; 7]. То есть фирма-монополист имеет средства для финансирования их в исследования технологий, что ускоряет НТП, а занимаясь этим, монополист приносит выгоду как себе, так и всему обществу.

Монополия является устойчивым элементом в динамичной системе экономики государства, что позволяет ей оставаться на плаву и амортизировать негативные эффекты таких явлений, как экономические кризисы, продолжая производство и сохранять рабочие места.

Говоря о минусах монополизации, можно подытожить и назвать основные:

  • завышенная стоимость товаров;
  • меньшее количество товаров;
  • усиление неравенства доходов в обществе;
  • стимуляция экономического застоя и торможение НТП;
  • ослабление или устранения экономически благотворной конкуренции.

Социальным последствием монополизации экономики является неэффективное распределение ресурсов общества, от чего оно становится менее состоятельным.

С точки зрения технического прогресса ситуация представляется двоякой, так как ряд экономистов говорит, что монополии имеют ресурс для его вложения в различные исследования и внедрения технологий, в то время как другие считают, что отсутствие конкуренции убирают потребность монополиста в использовании новейшего оборудования и различных новшеств.

Также монополизм несет собой опасность для демократии, так как крупные монополисты зачастую навязывают обществу свои дискриминационные условия, а также, используя свой могущественный ресурс, лоббируют свои интересы в политической сфере, что подрывает демократические основы.

Согласно мнению Харбергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL) [6].

На сегодняшний день российская экономика является одной из самых монополизированных экономик в мире. Монополизм был присущ социалистической директивной экономике СССР, начало различных рыночных преобразований в 90-х привело лишь к усилению монополистический тенденций. На то время существовало не мало монополий и к уже имеющимся прибавились новые, в том числе за счет распада СССР в 1991 году, так как действующие крупные предприятия стали находится на меньшей территории. После проведения государством «либерализации» экономики у монополистов появилась возможность выбирать объем производства, самим устанавливать цену, получать сверхприбыли за счет сокращения первого и повышения второго. Российская экономика показала классику последствий монополизации. Первой стадией развития российского антимонопольного законодательства считается принятие Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1991 году вышел «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятие которого преследовало цель создать эффективную, социально-направленную экономику. Национальная экономика была демонополизирована, но не были созданы условия для ее эффективного существования. Современные российские монополисты обязаны этой приватизации, так как на начальном этапе была осуществлена ликвидация монополистический объединений и их уменьшение, а на последующих капитал, наоборот, начал сосредотачиваться, вследствие массовой скупки акций и паев в капиталах других предприятий. Постсоветская экономика имела такую характеристику, как неспособность малого и среднего бизнеса конкурировать с зарубежными компаниями на рынке. Соперничать с иностранными предприятиями могли только крупные монополистические объединения, что давало им преимущества на внутреннем рынке.

Таким образом, либерализация и экономическая свобода, которые государство дало монополиям стали причинами экономического дисбаланса в народном хозяйстве России.

Вторым этапом формирования антимонопольного законодательства Российской Федерации считается формирование его конституционных основ. Так в конституции РФ, принятой всенародным голосованием, – нормативном акте высшей правовой силы, были юридически закреплены основы регулирования конкуренции. Кроме того, опыт многократного нарушения настоящего антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 г. не целиком приспособлен и может в полной мере регулировать экономические процессы в России.

В 1994 году был принят новый ГК РФ. В нем, ч. 2 п. 1 ст. 10 запрещает использование гражданских прав с целью ограничения конкуренции, а также злоупотребление господствующим положением на рынке. Это стало третьим этапом.

Четвертый этап – Федеральный закон от 17.08.1995 №147-Ф3 «О естественных монополиях» и специальные законы, такие как Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», в рамках которых проводилось ценовое регулирование деятельности предприятий, доминирующих на рынке. В целях защиты от недобросовестной конкуренции, также был принят закон «О рекламе».

Пятый этап развития антимонопольного законодательства – защита конкуренции рынка финансовых услуг в правовом поле.

Значимые поправки в Закон о конкуренции 1991 г. были внесены и в 2002 г., которые значительно ослабили влияние чиновников на малый и средний бизнес, что позволило последним действовать более свободно.  Сегодня действует и обеспечивает развитие антимонопольного законодательства Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) является официальным антимонопольным органом РФ. Действия ФАС России основываются на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона «О защите конкуренции», определяются Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС осуществляет свою деятельность самостоятельно и посредством своих местных территориальных органы. Таким образом, ФАС и её территориальные органы составляют систему антимонопольных органов на федеральном уровне.

Федеральная антимонопольная служба имеет следующие задачи:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции;
  • ограничение и пресечение деятельности, носящей монополистический характер;
  • государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.

Основные функции Федерального антимонопольного органа:

  • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;
  • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, организуемых с целью развивать конкуренцию;
  • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства предприятий;
  • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

В реальности не существует «чистой монополии» это такая же крайность, как и совершенная конкуренция, поэтому российское антимонопольное законодательство не дает четкого определения «монополии». Но основной признак монополии – это владение существенной долей рынка. Доминирующим признается положение субъекта экономики, при котором он владеет от 35 до 65 процентами рынка товара.

Чтобы пресечь или ограничить монопольную деятельность, был создан Государственный комитет по антимонопольной политике. Согласно действующему законодательству, доминирующим положением у предприятия признается его владение долей рынка определенного товара, составляющей более 65. При этом Антимонопольный комитет может признавать компанию доминирующей, если она имеет до 35%. Антимонопольное законодательство определяет неконкурентное поведение, запрещает соглашения между фирмами, следствием которых является доля хозяйствующих субъектов на рынке превышает 35%.

Сейчас в России монополиями устанавливаются высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Демпингом называют целенаправленную продажу товара по цене ниже себестоимости. Такие цены существенно ниже сложившихся цен на рынке. Данные действия осуществляется ради вытеснения конкурентов, проникновения и укрепления рынке товара и т.д.

«Мониторинг более 250 ценовых категорий показал, что более 33% предприятий, имеющих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги» [5]. В экономике России также наблюдается дискриминирующее поведение по отношению к конкурентам. К примеру, «18 октября 2010 года Арбитражный суд города Москвы оставил в силе постановление и предписание ФАС России, вынесенные в отношении ОАО «Косметическое объединение Свобода». Ранее Комиссия ФАС России признала действия Косметического объединения «Свобода», связанные с незаконным использованием товарного знака, права на который являются собственностью Концерна «Калина» (ОАО), актом недобросовестной конкуренции. Концерн «Калина» и Косметическое объединение «Свобода» производят косметическую продукцию: кремы для рук «Бархатные ручки» и «Бархатный». Упаковка крема для рук «Бархатные ручки», производителем которого является Концерн «Калина», охраняется свидетельством на товарный знак. Косметическое объединение «Свобода», выбирая оформление упаковки своего крема «Бархатный», использовало дизайн, схожий с дизайном упаковки крема «Бархатные ручки», что повлекло за собой смешение продуктов двух разных производителей» [5].

Вывод: отрицательные последствия монополизма несут собой искусственное повышение цен и сокращение количества продукции; представляют опасность для конкуренции, а значит и эффективности производства и распределения общественного ресурса; устанавливают входные барьеры в отраслях, что в условиях отсутствия конкуренции может спровоцировать замедленное развитие НТП. И все эти последствия тесно взаимосвязаны социальной составляющей жизни общества. При этом не так часто можно встретить монополию, имеет лишь отрицательное влияние, ведь в большем количестве случаев монопольные организации имеют уважение на рынке, потребители считают их проверенными и также доверяют им, даже если фирма действует в отрасли одна и не имеет конкурентов.

Подводя итоги,  можно сказать о том, что монопольная власть достаточно «относительна». Да, есть немало фирм, которые ею обладают, но их действия в той или иной мере всегда ограничиваются антимонопольным законодательством данного государства.

Рассмотрев виды монополизации, мы выяснили, что образование монополии может носить как случайный характер, так и закономерный. Предприятия, которые обладают полной властью над рынком встречаются довольно редко, так как почти все товары имеют аналоги и заменители. Монополии появляются в случаях, если фирма заполучает какую-либо новейшую технологию, получает лицензию и исключительное право от государства на производство или поставку определенного товара или ей удается удовлетворить рыночный, имея более низкие издержки производства, чем у других фирм. Монополисты имеют возможность устанавливать цену на уровне выше предельных издержек, и в этом случае многие потребители, которые оценивают товар выше предельных издержек, но ниже новой установленной монопольной цены, отказываются от покупки товара, что ведет к потерям для общества. Последствия таких действий монополиями могут быть отчасти или полностью нивелированы государством, почему оно и борется с монополизацией.

Рассмотрев социальные последствия монополизации, мы увидели, что она влечет за собой стимулирование инфляции, порождение безработицы, сокращение спектра выбора для потребителя, так как предлагается ограниченное количество вида товаров. Монополия, уже прижившаяся в своей отрасли и пустившая свои «корни» на всю глубину рынка, она уже не преследует цели по улучшения качества товара или уменьшения издержек, что несомненно тормозит развитие экономики государства.

В заключительной части пятого раздела своей работы «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин пишет: «Капиталисты делят мир не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая ступень концентрации заставляет становиться на этот путь для получения прибыли; при этом делят они его «по капиталу», «по силе» – иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма. Сила же меняется в зависимости от экономического и политического развития». На данном этапе монополизация все больше превращается из проблемы экономической в проблему политическую, а мы знаем, что экономика для своего успешного функционирования не должна иметь политических начал, ведь в таком случае у государства появится возможность заменить весь долголетний монополизированный сектор экономики свободным рынком, на котором останутся только те предприятия, которые готовы обеспечивать достаточное качество товара, приемлемые цены и актуально обновляющийся ассортимент.

 

Библиографический список:

  1. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества / Гелбрейт Дж.К. пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979. – 406 с.
  2. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС, 1991, № 16, ст. 499).
  3. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении  с   „Х-эффективностью”/ Лейбенстайн Х. // Теория фирмы. Т.2. Вехи экономической мысли; под. ред. В.М. Гальперина – СПб: Экономическая школа, 1999. – С. 477-506.
  4. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №7-8. – С. 148-155.
  5. ФАС России. – 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31060.html (дата обращения: 12.12.2017).
  6. Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.1995 г. №147–ФЗ.
  7. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Йозеф.  пер. с англ.; предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995. – 540 с.