Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сауков Виктор Александрович.

Петропавловский гуманитарный колледж имени М. Жумабаева, Республика Казахстан, г. Петропавловск, преподаватель, viktor.saukov.89@inbox.ru.

 

Идея, которая пытает умы мыслителей еще со времен античности, заключается в поисках справедливого общества. Политическая и философская мысль искала различные формы устройства такого общества, принципы и особенности его существования очень долго, на протяжении всей истории человечества с момента возникновения первых государств. Тем не менее, не смотря на опыт нескольких тысячелетий, данная тема остается актуальной не только для отдельно взятой страны, но в целом для мирового сообщества.

На сегодняшний день очевидно, что высшей точкой развития государства, является развитое гражданское общество. Отсутствие последнего может констатировать факт о слабости политической системы государства, отсутствия в нем справедливости в полной все доступной мере для каждого гражданина. В данном случае мы имеем дело со справедливостью социальной, так как общество это социум. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество – это общество, уровень развития которого характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Понятие гражданского общества сложилось в античной Греции. Важной чертой античного мира Греции, отличающего ее от всего мира, наличие системы взаимных прав и обязанностей между государством и личность. Важнейшими их этих прав-обязанностей были: право на земельную собственность; участие в защите родных рубежей; участие в политической жизни, то есть управление обществом. Это создавало условия ценности каждого члена общества для древнегреческого полиса (города-государства).

Дальнейшее формирование идей и ценностей гражданского общества было продолжено после теологического Средневековья, где человек был представлен как «раб божий». В эпоху Просвещения  в Европе английский философ Дж. Локк (1632–1704) попытался разграничить понятия «гражданское общество» и «государство». По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество – это «подлинный источник и театр всей истории».

В настоящее время гражданское общество невозможно без социальной справедливости, в которой отражаются экономические, политические, правовые, нравственные условия жизни и развития общества. Формирование гражданского общества со всей ему присущей справедливостью очень важно. Если в обществе сложится убежденность о том, что механизм распределения общественного богатства, прав является несправедливым, то в нём будут расти социальная напряжённость и конфликты [3, с. 1–2].

Можно с уверенностью сказать, что создание и существование гражданского общества зависит во многом не от правящей элиты, а от рядовых представителей общества, обычных граждан. Это требует определенной степени развитости и сознательности каждого отдельного индивида,  а также общего коллективного сознания. 

В мировой философии и политической мысли в изучении данной проблемы важное место занимает Аристотель. Аристотель считал, что в общественной жизни люди должны соблюдать не только существующие законы и выполнять повеления богов, но и следовать истине и справедливости.

Аристотель создал целую науку об этике. Основу учения аристотелевской этики составляют добродетели. Учение Аристотеля о нравственной деятельности и о нравственных доблестях человека строится на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. Аристотель в своей философии сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Основой счастливой судьбы и благополучия человека являются его добродетели. Аристотель связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое – хотеть делать и следовать хорошему. По Аристотелю добродетели не качества разума, они составляют склад души [2, с. 54–56].

Почему этику Аристотеля мы можем связать с политикой и строительством гражданского общества? Этика и политика Аристотеля занималась изучением одного и того же вопроса – вопроса о воспитании добродетелей и формирование привычек жить добродетельно. В этом можно выделить одну из целей – это жить добродетельно для достижения общего блага и счастья в плане социально-политической жизни всех граждан.

В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели, однако это стремление встречается с препятствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлеющего значения и остаются только средствами, подчиненными другим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука - политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и удержать это благо - наиболее высокая и совершенная задача [1, с. 296–297].

Неудачи в построение равного справедливого общества заключатся в том, что все попытки сводятся к созданию так называемых хороших порядков. Но нужны не хорошие порядки, а хорошие люди. Этому учит этика Аристотеля. Человеческая добродетель есть умение, - прежде всего умение верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посредством понятия "середины". Ставшее впоследствии знаменитым, это понятие часто толковалось в плоском и пошловатом смысле, как античный аспект "умеренности и аккуратности". Но это толкование ниже действительной мысли Аристотеля. "Каждый знающий избегает излишества и недостатка, ищет среднего пункта и стремится к нему, и именно среднего не по отношению к делу, а к себе самому. И если всякая наука хорошо достигает своих целей, устремляет взор к среднему пункту и направляет к нему свою работу... если хорошие искусники... также работают, имея в виду средний пункт, то и добродетель, которая точнее и лучше всякого искусства, должна стремиться, подобно природе, к среднему".

Согласно этике Аристотеля добродетельный человек это тот, кто: действует сознательно; намерения его действий заключаются  в достижении блага; он твердо и неизменно придерживается моральных норм и принципов. Иными словами, это портрет гражданина с активной политической позицией, обладающего воспитанием, в том числе духовным и моральным, и развитой правовой и экономической культурой [4, с. 6].

Даже сегодня, спустя более двух тысяч лет, учения Аристотеля об этике остаются актуальными. Развитое и справедливое общество невозможно построить из невежественных людей. С трибун ООН и других международных организаций, учрежденных с целью создания единого справедливого мира, звучат общие лозунги о демократичности и справедливости. Тем не менее, в мире регулярно свершаются военные столкновения. После окончания самой страшной войны – Второй мировой войны, самое длительное время мира на Земле продлилось 26 суток, все остальное время происходит война.

Итак, исторический опыт доказал, что всевозможные политические и экономические системы, созданные теми или иными государствами, не смогли повлиять и изменить человека и общество. Как раз таки люди формируют систему. Если люди не этичны и не добродетельны, могут ли они построить справедливое гражданское общество? Конечно, нет. Для того чтобы его построить, нужно сначала воспитать людей, а чтобы это сделать верно, необходимо применить идеи и теории лучших умов человечества.

 

Библиографический список:

  1. Аристотель. Большая этика / Пер. Т.А. Миллер. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М. – 1984. С. – 296–297.
  2. Аристотель. Никомахова этика. / Пер. Н.В. Брагинской. Аристотель Соч. в 4 т. Т. 4. М. – 1984. С. – 54–56.
  3. Григорьева Н.С. Социальная Справедливость: Эволюция понятия и практики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2008. - № 6. – С. 1–2.
  4. Платонов-Поляков Р.С. Бытие к счастью: Эвдемония в этике Аристотеля // Этическая мысль. – 2015. № 1–15. – С. 6.