Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ПРАВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Чижикова Олеся Владимировна.

Филиал Байкальского государственного университета в г. Братске, доцент кафедры финансов и кредита, ivan_5@rambler.ru.

 

Понятие права относится к числу наиболее общихпонятий, или категорий, теории государства и права. Это понятие, которым пользуются все без исключения государственно-правовые и юридические науки. В зависимости от решения вопроса о понятии права рассматриваются все другие правовые явления. Поэтому со времени возникновения отечественной теории государства и права как самостоятельной науки, ее важнейшей задачей становится осмысление и объяснение категории права.

По мнению А.В. Полякова, в России первые теоретические знания о праве формируются только в XVIII веке, в связи с учреждением Российской Академии наук и университетов [3]. Однако науки государства и права тогда еще не было. Первоначально эти функции выполняли философия права и энциклопедия права, ставшие предшественницами общей теории права.

Возникновение отечественной теории государства и права относится только ко второй половине XIXв. В «Лекциях по общей теории права» (1868) Н.М. Коркунова были систематизированы основные положения общетеоретической государственно-правовой науки. Н.М. Коркунов считал, что философия и энциклопедия права – подготовительные стадии обобщающей науки – общей теории права. Была сформулирована основная задача данной науки – «определение общей системы знаний юридических наук и системы права как социального явления» [5, с. 19]. С этого времени термин «общая теория права» получил широкое распространение в отечественной юридической литературе.

Анализировать теоретические конструкции права можно с точки зрения двух подходов: диахронного и синхронного. Диахронный подход позволяет рассмотреть изменение понятия права во времени, а синхронный – в определенный исторический период.

С помощью диахронного анализа следует выделить три основных этапа эволюции понятия права в отечественной науке: 1) дореволюционный; 2) советский; 3) современный. Каждый из указанных периодов, соответственно, подвергается синхронному анализу.

Мыслители дореволюционного периода использовали передовые идеи европейской и иной мысли, при этом отличаясь новизной и оригинальностью. Для данного этапа был характерен методологический плюрализм. В.Л. Кулапов обозначил три основных направления развития теоретических представлений о праве в конце XIX в. в России: позитивизм, возрожденное естественное право и психологическую концепцию права [1, с. 10].

Более подробную классификацию направлений общей теории права в России дает А.В. Поляков, выделяя: правовой этатизм (юридический позитивизм), социологическое направление, психологическую теорию права, неоидеализм, плюралистическую и феноменологическую теории права [3].

Правовой этатизм, или юридический позитивизм, уделял основное внимание исследованию норм права, как они выражены в нормативных актах государства. Само право трактовалось как совокупность таких норм, создаваемых и защищаемых государством. Видными представителями направления были такие авторитетные юристы, как Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин, С.В. Пахман, А.К. Ранненкампф, Г.Ф. Шершеневич, что сказалось на распространении этих взглядов.

В рамках позитивизма складывалась в России социологическая теория права. В центре внимания «социологов» находилось исследование условий формирования и эволюции правовых отношений, то есть правовой динамики. Право рассматривалось в качестве широкого социального явления, на которое влияют социально-экономические, политические, психологические, национальные и др. факторы. К выдающимся представителям данного направления относятся Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, сумевшие обратить внимание на идеи, ставшие актуальными и в современной теории права.

Создателем оригинальной психологической теории права стал выдающийся теоретик права Л.И. Петражицкий. Право, по Петражицкому, есть, прежде всего, психический феномен, а не государственные нормы, фактические правоотношения или нравственная идея. Право им фактически сводилось к индивидуальным эмоциям. Право, заключающееся в двусторонней эмоциональной связи между людьми, возникшее задолго до законодательства и осуществляемое без внешнего принуждения, мыслитель назвал интуитивным. Эмоции, осознаваемые обязательными, в силу внешнего авторитета, – правом позитивным. При конфликте этих видов права предпочтение должно отдаваться интуитивному праву. Очень высоко теорию права Петражицкого оценивал его современник правовед Б.П. Вышеславцев, полагая, что «величайший современный русский юрист» Л.И. Петражицкий дал наилучший анализ сущности права [3].

В начале XX в. в России на основе неокантианства, неогегельянства и религиозной метафизики формируются различные неоидеалистические концепции права. Одной из них стала теория «возрожденного естественного права», являющаяся идеологической базой либерализма. Ее представители И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др. критиковали позитивистские теории права за догматизм, формализм, этатистскую направленность. Идея «возрожденного естественного права» рассматривалась главой течения П.И. Новгородцевым как совокупность нравственных требований к действующему праву. Е.Н. Трубецкой понимал право как социальное явление, в основе которого лежит трансцендентная природа. Право и нравственность не исключают друг друга, естественное право заключает в себе совокупность нравственных норм.

Автором плюралистической теории права является Б.А. Кистяковский. Мыслитель рассматривал право как многоаспектное явление, которому нельзя дать однозначного определения. В содержании права он выделяет социологический, нормативный, государственно-организационный и психологический аспекты. Право обусловлено, прежде всего, этическими целями свободы и справедливости.

Завершает дореволюционный период феноменологическая концепция права, одним из представителей которой был Н.Н. Алексеев. Феноменологическая интерпретация права предполагает его характеристику как явления, имеющего свой собственный смысл, не сводимый к конкретному правовому содержанию. Любое определение права сводит его к какому-то одному моменту. Вместо определений, считает Алексеев, нужно описать правовую структуру в ее основных измерениях, к которым относятся субъект как носитель правовых ценностей, сами ценности, обнаруживающиеся в праве, и, наконец, некоторые первоначальные данности, неотделимые от любого правового феномена. Такое понимание объясняет фактическое многообразие права при сохранении смыслового единства.

Второй, советский, период, начавшийся после революции 1917 г., связан с развитием марксистского правоведения. Специфика послереволюционной истории государства объясняет отсутствие иных, поддерживаемых официальной властью, направлений в теории права. Особо значимыми для становления марксистского правоведения оказались взгляды П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, М.А. Рейснера, А.Я. Вышинского и др.

Согласно П.И.Стучке, всякое право носит классовый характер, основой права является материальный классовый интерес, воплощающийся в системе общественных отношений. «Право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующаяинтересамгосподствующегоклассаиохраняемаяорганизованнойсилойего(т.е. классовым государством)» [4, с. 58].

Е.Б. Пашуканис занимал иную позицию. Отличительной чертой его учения явилась трактовка права как реального правового отношения, как своеобразной формы правовой коммуникации, возникающей на основе отношений товарного обмена. Поэтому неотъемлемое свойство права – правосубъектность. «Норма права получает свою differencia specifica … именно тем, что...предполагает лицо, наделяемое правом и при этом активно притязающее» [2, с. 92].

Теоретический плюрализм советского этапа продолжался до середины 1930-х гг. В 1938г. состоялось первое Совещание по вопросам науки советского государства и права, на котором А.Я. Вышинский озвучил точку зрения, ставшую доминирующей, официальной точкой зрения советской юридической науки. Согласно этой точке зрения, социалистическое право как высший тип права есть совокупность правил поведения (норм), которые установлены государством и обеспечены его принудительной силой. В данном определении представлено нормативное понимание права. Такой подход соответствовал потребностям формирования тоталитарного режима.

С середины 1950-х гг. стали предприниматься попытки определить право в более «широком» понимании: как единство правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский), единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко), объективного и субъективного права (Л.С. Явич).

Для современного периода, как и для дореволюционного, характерен методологический плюрализм. Можно отметить три основных направления современного понимания права: модернизированное нормативное, или нормативно-этатистское, – традиционное для российской юридической науки; социологическое и своеобразное «социократическое»; либертарно-юридическое, различающее право и закон и определяющее право как меру свободы индивидов [1, с. 12].

Формируется также интегральный подход к пониманию права, стремящийся синтезировать наиболее значимые положения конкурирующих теорий: нормативный и субъектно-деятельный аспекты права; психическую составляющую права; восприятие права как ценности и др.

Таким образом, формирование категории права в отечественной юридической науке прошло несколько этапов. Первоначально право рассматривается преимущественно в рамках позитивизма и неоидеализма. Марксистское правоведение определило ведущую роль нормативного правопонимания. В современной правовой теории имеет место сближение позиций представителей разных направлений и формирование интегрального типа правопонимания.

 

Библиографический список:

  1. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. – М.: КНОРУС, 2014. – 384 с.
  2. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М.: Наук, 1980. – 270 с.
  3. Поляков А.В. Российский правовой дискурс и идея коммуникации [Электронный ресурс]. – М.: Норма, 2003. – Режим доступа: http://polbu.ru/polyakov_communi/ (Дата обращения: 25.04.2017)
  4. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига: Латв. гос. изд-во, 1964. – 748 с.
  5. Теория государства и права: учебник / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – 544 с.