Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАЗМИНКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ

Пономарев Александр Васильевич. г. Новосибирск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида Ивановича Сидоренко. Аннотация. Анализ травматизма учащихся в школе показывает, что ученики начального и основного уровней общего образования в 90% случаев получают травмы не на «травмоопасных» учебных занятиях, а на переменах. Традиционные формы организации двигательной активности между уроками, детьми не востребованы. В статье представлен опыт привлечения школьников к организованной и безопасной подвижности на переменах, которая позволяет снизить риск возникновения травм и на уроках физической культуры. Ключевые слова: безопасное пространство, предупреждение травм, разминка, двигательная активность. Физкультурная или спортивная разминка в общепринятом понимании – есть комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к последующей физической нагрузке. Исследованиями установлено, что рациональная разминка приводит к повышению работоспособности. Основная цель разминки – достижение оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС), мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата. Недооценка значения разминки нередко является причиной различного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые не только снижают функциональные возможности организма, но и выводят его из строя иногда на длительный срок. Разминка способствует также более быстрой врабатываемости организма. Грамотно проведенная разминка снижает риск получения травм занимающимися. Тем не менее, большинство школьников подросткового возраста неохотно делают разминку, считая ее излишеством. Привлечение внимания и формирование значимости общеразвивающих упражнений (далее – ОРУ) необходимо начинать с ранних лет. Проведенный анализ травматизма в школе за первое полугодие 2017–2018 учебного года показал, что учащиеся в 90% случаев получают травмы не на уроках физической культуры, а на переменах. Организованным играм на переменах они предпочитают беспорядочный бег, перерастающий в агрессивные толкания, что влечет за собой возможность подвергнуть опасности и себя, и окружающих. Как заинтересовать детей в организованной безопасной подвижности на переменах, каким образом замотивировать младших школьников и их шефов-старшеклассников на контролируемую физическую активность между уроками, как повысить значимость ОРУ на уроках физической культуры и спортивных тренировках? Прежде всего, необходимо понимать, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм двигательной практики на уроке и во внеурочное время. Наблюдения за особенностями поведения и деятельности детей в условиях школьных перемен показывают, не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. Она зависит от психологических особенностей детей (более подвижные дети выбирают и более азартные игры); от половозрастной специфики; от влияния окружающей действительности, зрительных примеров, которые берут за образец ученики, и порой они не всегда положительные. Кроме того, следует отметить, что наблюдаются схожие по особенностям поведения группы учеников: 1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в «догонялки» (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков); 2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек); 3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны. Опираясь на результаты наблюдений, педагогами сделаны следующие выводы: 1. Дети стремятся к игровой деятельности. Они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. 2. Дети знают очень мало игр. 3. Школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время. В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций. Число их можно уменьшить (или искоренить), если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей. Поэтому в нашей школе проводится конкурс разминок в рамках недели предметов «Физическая культура» и «ОБЖ». Ученики под руководством педагогов и старшеклассников разрабатывали комплексы упражнений: на месте и в движении, прыжковые упражнения, упражнения с предметами, перестроения, выполняемые под музыкальное сопровождение. С помощью средств ИКТ создавали видео с проекцией на экран и световые эффекты. Такая форма позволила объединить внеурочную и урочную деятельность: ученики были заняты на переменах во время разучивания комплексов и активнее принимали участие в разминке как неотъемлемой части урока физической культуры. Кроме того, все учащиеся в благоприятной эмоциональной среде получают информацию, им прививается уважение к предмету «Физическая культура» и понимание важности применения комплексов в начале физкультурных занятий, они учатся заниматься организованно и безопасно для себя и окружающих, а перемены в период подготовки к конкурсу используются целенаправленно и с пользой для детей. Библиографический список: 1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 164 с. 2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2011. – 208 с. 3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. – 2013. – №5–6. – С. 41. 4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2013. – 367 с. 5. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 321 с. 6. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №7. – С. 2–5. 7. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. – 2011. – №1. – С. 7. 8. Рыженок В.А. Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт, 2011. – 164 с. 9. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2010. – №2. – С. 2. 10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 70 с. 11. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии. - М.: Народное образование, 2003. – 399 с. 12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978. – 125 с.