Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ФОЛЬКЛОР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯНАО НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Куприянов Виталий Владимирович.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка «Умка»», г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ, музыкальный руководитель, vitaliyk@yandex.ru.

 

Фольклорные традиции генетически заложены в каждом ребенке. Именно поэтому малыши очень быстро запоминают народные песни, сказки, воспроизводят их. Им близки и понятны образы природы, братьев меньших. Фольклор народов Севера весьма своеобразен, он как никакой другой фольклор функционален, максимально ориентирован на образы природы. Много непонятного даже взрослым есть в фольклоре народов Ямала, поэтому одной из задач ознакомления с ним детей является формирование неискажённого представления о его содержании.       

В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками  народов Ямала  в младших группах.  В работе с детьми раннего возраста можно активно использовать малые фольклорные формы: пестушки («Мы проснулись – потянулись»), потешки «Еду-еду на оленях к бабе, деду»), прибаутки («Ай, лады-лады-лады, начерпал медведь воды»). Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи.

Особенности детских народных песен народов Севера можно охарактеризовать так: сколько людей – столько и песен. По древнему обычаю каждому ребёнку мать или отец дарят личную песню-оберег. Это песня-пожелание, песня-ласкание, в которой родители точно указывают, какими бы хотели видеть своих детей в будущем. Например, если девочка охотно учится шить, то ей желают стать мастерицей. Мальчикам желают стать удачливыми охотниками, рыбаками, следопытами. Дети охотно слушают ненецкие колыбельные песни, («Колыбельная морошке», «Колыбельная Ваконьки», «Нюкубц», «Колыбельная для мальчика Убайчи»), которые сопровождаются видеорядом из жизни коренных народов Севера, в тон пению подпевают «…эй, ов, вэй, хэй», эти слова-подпевки создают неповторимый национальный колорит.

Особое значение в музыкальном творчестве народов Севера отводится песням о животных, о священных зверях. У ненцев это – олень. Ненецкие песни об оленях отличаются особой теплотой, энергетикой. Это песни «Тет силере» («Четыре серебряных оленя»), «Тет тай серми» (Четыре моих белолобых оленя»). У народов ханты, священный зверь – медведь, хозяин тундры, властный, иногда жестокий, но, как правило, справедливый. И песни о медведях носят характер сдержанный, суровый, неторопливый.

Но самым распространённым явлением у северных народов была и остается лирическая песня. Она сохраняет главную отличительную черту ненецкой национальной музыки – импровизационность. В ненецкой мелодике это – прихотливо меняющиеся темп, ритм, ладовая неустойчивость. И главное – чувство естественного движения во всем: в мелодии, сопровождении, песенном сюжете. Все в ненецкой песне лаконично, искренне и просто, всё отражает внутренний мир автора и природу, среди которой он живет. Дети с их непосредственностью восприятия легко воспринимают такие песни и охотно подпевают, сопровождая пение движением («Бабушка, попляшем», «Красивая Еванэ», «Теттель-Веттель»). Особо можно выделить ненецкую  песню «Сенгакоця» («Колокольчик»), которая обладает неповторимой мелодичностью, ритмикой, незамысловатым текстом, и потому с большой охотой разучивается детьми старшего дошкольного возраста.

 

Сеӈгакоця тайнаӈов.

Сеӈгакоця муноӈов.

Ӈэцян тэмдавы.  

Ӈэцян тэвравы.     

Колокольчик танцует,

Колокольчик звенит.

К малице пришит колокольчик.

 Мама пришила.

 

Песня ритмичная, поэтому сопровождается танцевальными движениями, с также игрой на детских шумовых инструментах: бубнах, колокольчиках.

На музыкальных занятия также целесообразно проводить знакомство со сказочным литературным фольклором, инсценировать сказки народов Севера, включая туда песни, элементы хореографии и игры на народных инструментах. Одной из самых ярких инсценировок последнего времени в ЦРР «Умка» стала «Сказка Севера о дружбе» – поучительная история о поисках настоящей дружбы (см. приложение).

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся  с праздниками народов Севера. Как правило, эти праздники связаны с культом животных: оленя, нерпы, ворона, медведя, лебедя.

Одним из любимых праздников для детей является «Вороний день» «Вурна хатл» – праздник весны, любви. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому  ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В старинной «вороньей песне» есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею!»

В этот день дети поют заклички весне, призывая её не мешкать, скорей приходить в гости, рассказывают стихи о вороне и других птицах, разыгрывают сценки на «птичьи» темы. Поют песни о весне («Тает снег, тает лёд», «Приди, весна», Сенгакоця»).

В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь.  Повелел жить на земле. добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди.

Праздник в детском саду празднуется в импровизированном жилище охотника. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Праздник начинается ритуалом, когда все гости кланяются медведю, просят у него прощения. После ритуала начинается костюмированное представление, поют песни, танцуют.

Большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – «День оленевода», который проходит обычно в последнюю неделю марта или начале апреля. В ЦРР «Умка» к этому дню  устраиваются общие праздники, на которых проводятся выставки поделок и рисунков, сделанные руками детей, поют, танцуют, играют в игры.

Игровые программы праздников состоят из традиционных игр коренных народов. Вообще игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Игры народов Севера служат практическим задачам, они готовят детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни, узнают из разных источников: рассказов родителей и старших товарищей. Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Поэтому одна из самых популярных игр – метание тынзяна (аркана) на хорей (длинный шест). В условиях детского сада можно заменить тынзян на гимнастический обруч, а хорей – на гимнастическую палку, установленную вертикально. Также с интересом проходит перетягивание палки (два мальчика садятся друг против друга, упираются ступнями и перетягивают палку). Ловкость развивают прыжки через нарты (в детском саду – через детские санки).    Игровые программы для дошкольников, составленные из игр народов Севера, органично вплетаются в любой праздник.

Особое значение в работе с детьми дошкольного возраста необходимо  уделять так называемым календарным играм. Такие игровые занятия позволят не только познакомить малышей 4-6 лет с народными традициями и обрядами, но и ввести детей в активную творческую деятельность, составляющую ту основу, на которой формируется детская духовно-нравственная культура. Вот некоторые из таких игр.  

«Прятки» («Канях янтэх»). Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. В условиях детского сада игра, конечно, упрощается:  вместо снеговых ходов на земле или полу обозначаются пути, по которым могут передвигаться играющие.

«Игра с кольцами» («Кусан юх»). Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком

«Метание шишек». Для игры из гибкого прутика выстругивали палочку длиной 60–80 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше.

Знакомство с фольклором народов Ямала открывает путь к освоению национальной культуры, помогает детям лучше понять  традиции и обычаи коренных народов Севера, а в итоге узнать и изучить историю народов Севера, богатейшего края, в котором жить подрастающему поколению.

 

Библиографический список:

  1. Головнев А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург, Уро РАН, – 344 с.
  2. Попов Ю. И., Цымбалистенко Н. В. Мифология, фольклор и литература Ямала. - Тюмень. Издательство Института проблем освоения Севера РАН, 2002 г. – 68 с.
  3. Лар Л. А. Мифы и предания ненцев Ямала. – Тюмень. Издательство Института проблем освоения Севера РАН, 2001 г. – 108 с.