Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ФОНОПЕДИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РИНОЛАЛИИ

Ермакова Виолетта Валентиновна.

Новосибирск,  МУЗ  НСО ДГКБ СМП, логопед, ermak941@yandex.ru.

Аннотация. В статье приводятся краткие характеристики нарушения голоса при ринолалии. Предлагается обзор фонопедических приемов, используемых при коррекции ринолалии различными авторами.

Ключевые слова: ринолалия, фонопедия, резонанс, резонирование, ортофонический  метод.

В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Явно обозначилась необходимость  не только устранения собственно голосовых расстройств, но и  голосовых нарушений, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, заикании.

Нарушения голоса при ринолалии одновременно может быть и органическим и функциональным. При врожденных незаращениях неба голос нарушается значительно: у него назализирован тембр, снижена сила, выражена осиплость.  Нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной – расщелиной неба; все  другие признаки дефекта голоса являются  функциональными и развиваются постепенно. И.И. Ермакова  указывает три причины функциональной недостаточности голосового аппарата у подростков и взрослых с небными расщелинами:

      функциональные изменения  в мышцах неба и глотки, которые в норме являются рефлекторными возбудителями голосовых складок;

      формирование артикуляции некоторых звонких согласных лирингеальным способом;

      характерологические особенности людей с расщелинами.

По данным исследований И.И. Ермаковой [4, c. 8] у 70 – 80% людей с врожденными расщелинами неба отмечается функциональные расстройства в виде гипотонуса голосовых складок и фонастении. Звучание голоса и механизм фонации при расщелинах неба настолько  специфичны, что М. Зееман [5, с. 100–112] выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его палатофония. А  современная фониатрия вообще классифицирует  ринолалию как голосовое расстройство.

Логопедическая работа по коррекции ринолалии начинается в детском возрасте и  на ранних этапах представляет собой  не что иное, как специально подобранные фонопедические упражнения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции неба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и неба. После операции работа над голосом включает в себя дыхательную гимнастику, удлиняющую выдох, активизирующую подвижность диафрагмы, усиления небно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы,  кроме того, компенсации расстройства двигательной функции гортани. Такая работа подчинена общедидактическим принципам: последовательности, систематичности, активности, мотивированности, в ней также необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В фонопедической работе при коррекции ринолалии выделяют три этапа: подготовительный; формирование нового механизма голосообразования; закрепление и автоматизация речевого стереотипа.

Первый этап – ослабление патологических связей, подготовка дыхательного и голосового аппарата к последующим голосовым упражнениям. На данном этапе целесообразно применение дыхательной гимнастики для дифференциации носового и ротового выдоха, физиомеханотерапевтического воздействия на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки, массаж мягкого неба, а также психотерапии.

Второй этап – формирование навыков речевого дыхания, нового стереотипа голосообразования. Особое внимание на втором этапе уделяют специфическим приемам, направленным на активизацию движений мягкого неба при нарушениях носового резонанса. Работа над резонированием играет огромную роль при коррекции ринолалии и включает в себя несколько составляющих:

      настройка  резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений;

      укрепление резонаторно-артикуляционной системы;

      совершенствование системы резонирования звучания.

Следующее направление работы на втором этапе фонопедической коррекции это расширение диапазона звучания:

      развитие силы голоса;

      развитие высоты голоса;

      развитие тембра голоса;

      совершенствование интонационной стороны речи.

Третий этап – закрепление полученных навыков.

У детей с ринолалией, как правило, недостаточная активность грудного резонирования. В этом случае рекомендованы голосовые упражнения с произношением гласных звуков а, э, о, и, у с ориентацией на степень подъема и напряжения небной занавески, которые усиливают искусственно вызванной вибрацией (например, постукиванием по грудной клетке). По методике И.И. Ермаковой ребенок повторяет гласные за логопедом. Логопед произносит гласные громко, но не напряжено, на мягкой атаке, с открытым звучанием. Количество гласных в сочетании постепенно увеличивается до трех звуков. Произнесение гласных проводится в порядке ориентации на степень подъема небной занавески.

Увеличение силы голоса и расширение его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Начиная с распевания терций или трезвучий. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Применение вокальных упражнений в коррекционной работе с детьми с небно-глоточной недостаточностью основано на  филогенетической и функциональной связи мягкого неба и гортани. При пении мышечный тонус неба резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое небо рефлекторно поднимается и примыкает к задней части глотки. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют то тихо, то громко.

У детей с ринолалией полностью отсутствует опыт многих примитивных действий: дутья, прорыва смычек, ощущения повышенного давления внутри рта и т. д., что значительно снижает формирование навыков самоконтроля. В этом плане уникальна система В.В. Емельянова [3, с. 37–39]. Упражнения выстроены по принципу от простого к сложному и базируются на том, что активизация голосовой функции приводит к формированию новых каналов обратной связи, неосознаваемых для самого ребенка, при помощи которых будет эффективна работа над коррекцией звукопроизношения.

После вокальных упражнений определяется основной, наиболее естественный тон голоса ребенка. Определение наиболее удобного тона происходит при повторении ребенком за логопедом по подражанию звука «м» на разной высоте, с фиксацией внимания на носовом резонансе и мягкой голосовой атаке. Задача логопеда – дать ребенку почувствовать и запомнить этот тон, который станет для него опорным. Выбор фонемы «м» как исходной при постановке голоса определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. При произнесении «м» с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка, небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но потом удлиняют звучание.

 Как только дети начнут ощущать кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, можно приступать к последующим упражнениям.

Очень важно, что коррекция звукопроизношения у детей с ринолалией будет успешной только, если ей предшествует фонопедическая коррекция.

Наиболее эффективным методом реабилитации детей с ринолалией является ортофонический метод, предложенный Е.С. Алмазовой [1, c. 182], составной частью которого является фониатрическое воздействие. Основной целью ортофонического метода является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, получение громкого, звонкого, «полетного» звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.

Библиографический список:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 182 с.
  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей [Текст] / Д.К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
  3. Емельянов В.В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. – СПб.: ЛОИРО, 1998. – 37–39 с.
  4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
  5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медицина, 1962. – 300 с.
  6. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. – М.: Медицина, 2007.
  7. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.: Астрель, 2006. – 126 с.