Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ

Кузнецова Эльвира Талгатовна.

Норильск, Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №1 «СЕВЕРОК», учитель-дефектолог.

 

Аннотация. В статье предлагается использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья новый материал – кинетический песок. Предлагается обогатить практику работы учителей-дефектологов заданиями с использованием кинетического песка с целью развития психомоторных и сенсорных процессов у дошкольников.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребёнок с ОВЗ, речемыслительная деятельность, игры с кинетическим песком.

 

Условия Крайнего Севера заставляют педагогов обращать особое внимание на обогащение сенсорного опыта дошкольников, и в особенности, дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Современное общество осознаёт необходимость реализации идей инклюзивного образования детей с ОВЗ, учитывающую степень тяжести их дефекта, состояние здоровья и индивидуально-типологические особенности. Коррекционная направленность работы дефектолога обеспечивается включением в занятия предметно-практической деятельности детей. Использование кинетического песка позволяет обогатить эту деятельность, сделать более привлекательной для детей.

Песочная терапия – один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребёнка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями  в развитии. Кинетический песок – новый материал, который позволяет в процессе образовательной деятельности использовать различные анализаторы ребёнка (полисенсорное воздействие), что помогаает добиваться наиболее полного и прочного усвоения знаний, умений и навыков. В ходе совместной деятельности  детей с педагогом происходит развитие речемыслительной деятельности. У детей с ОВЗ (и в частности, с ЗПР)  игры с песком позволяют:

      вызывать и поддерживать познавательную активность ребёнка;

      формировать произвольную регуляцию деятельности;

      развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

      формировать зрительно-пространственную ориентировку, осваивать трёхмерное пространство;

      развивать высшие психические функции;

      формировать различные стороны речевой деятельности;

      подготовить ребёнка к обучению в школе.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Игры с песком используются на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях. Они могут применяться в начале занятия для вызывания интереса и активации деятельности ребёнка и также могут использоваться как ведущий метод коррекционной работы в течение всего занятия. Традиционные игры, используемые в коррекционной работе, можно с успехом перенести в песочницу или дополнить их заданиями с песком. Это вносит разнообразие в работу и поддерживает интерес и работоспособность ребёнка. Также ребёнку в ходе игры предлагается рассказать о своих действиях, описать свои ощущения: таким образом формируется опыт рефлексии, понимания себя. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, необходимо поддерживать его речевую активность и познавательный интерес.

Использование игр с кинетическим песком позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, способствует формированию речемыслительной деятельности.

Таблица – 1. Использование игр с песком на занятиях

Направленность занятия      Направления работы и виды заданий

Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия      Регуляция мышечного напряжения и расслабления: «Песочный дождь», «Нарисуй следы».

Развитие тактильной чувствительности: «Подземные жители», «Песочные цветы», «Куличики», «Прятки», «Покорми детёнышей».

Формирование навыков владения ножом, скалкой: «Готовим угощение».

Занятия по развитию элементарных математических представлений Формирование сенсорных эталонов: «Дорисуй фигуру», «Подбери по цвету», «Чья башня выше?».

Формирование количественных представлений: «Магазин», «Готовим угощение», «Сравни, где больше?».

Обучение порядковому счёту: «Учимся считать», «Продолжи узор», «Посчитай».

Решение задач.

Занятия по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром  Формирование связных высказываний по результатам практической деятельности: «Город»,

«Угадай что спрятано в песке», «Расскажи сказку», «Путешествие», «Я мечтаю».

Занятия по звуковой культуре речи       Выработка длительного направленного выдоха: «Гольф», «Забей мяч в ворота», «Сдуй игрушку».

Развитие артикуляционной моторики: «Блинчик», «Толстяки – худышки».

Формировние фонематического восприятия: «Назови звук», «Подбери картинку»

 

Занятия по обучению грамоте       Формирование  графомоторных навыков, закрепление графических образов букв: «Рисуем на песке»,  «Превращение букв», «Угадай по губам», «Подбери букву», «Составь слово».

Ребёнок рисует пальцем или небольшим приспособлением (счётной палочкой, палочкой от мороженого, карандашом) по песку.

Задания по изображению на песке слоговых схем слов, схем предложений. Ребёнок лепит буквы из песка, определяет найденную букву на ощупь.

 

 

Библиографический список:

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под редакцией С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: «Школьная Пресса», 2005.
  2. Ястребова А.Ю., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001. – 121 с.
  3. Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране / «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  4. Толстова Н.В., Потеева А.Ю. Игры с кинетическим песком в практике логопеда / «Логопед». – 2016. – №5 (103). – 130 с.