Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ХРИСТИАНСКИЙ И СЛАВЯНСКИЙ МИР БРАТЬЕВ КИРЕЕВСКИХ

Ноздрина Ангелина Петровна.

Новороссийский политехнический институт (филиал Кубанского государственного технологического университета), г. Новороссийск, доцент, an.nozdrina2013@yandex.ru.

«Золотой век» русской культуры ознаменовался небывалым всплеском интереса к русской народной и западноевропейской культуре. В Москве были созданы «Общество любителей российской словесности» (1814). Народная культура в общественном сознании стала приобретать доминирующее значение. «Вера праотцов, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности» (В. Кюхельбекер). Духовный путь и становление творчества братьев Киреевских берут свои истоки в селе Долбино Тульской губернии. Известный русский поэт В.А. Жуковский предложил своим племянникам: Ивану (11 лет) и Петру (9 лет), - записывать тексты русских народных песен. «Это национальная поэзия, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает на неё внимание: в сказках заключаются народные мнения; суеверные предания дают понятия о нравах и степени просвещения и о старине» [8, с. 417].

Формированию новой философско-исторической парадигмы способствовало увлечение российской молодёжи немецкой классической философией и немецким романтизмом. В 1823 году было создано «Общество любомудрия». Иван Киреевский стал сближаться с любителями философии, литературы и истории (Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырёв), Петр – проявил любознательность в занятиях с поэтом А.Ф. Мерзляковым и специалистом в области археологии, этнографии и фольклористике – Снегирёвым. Университеты Германии помогли братьям окончательно определиться с выбором своего творческого пути: Пётр начинает записывать народные песни, а Иван – занимается издательской деятельностью. Западничество братьев заключалось, главным образом, в шеллингианстве. «Шеллинг значил для России больше, чем для Германии… Русское шеллингианство – философское направление, не повторявшее Шеллинга, а интерпретировавшее его»[10, с. 50].По Шеллингу, всем культурам «следует возвратить их цельное, самоответственное значение». Братья Киреевские оказались в центре борьбы за христианско-славянские основы русской культуры.

Философско-культурологический интерес вызывает духовный и творческий путь каждого из братьев Киреевских. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - «христианский философ», один из основателей славянофильства. Его «христианско-славянский  мир» формировался в сложном внутреннем борении с самим с собой и с внешними жизненными обстоятельствами: от отрицания необходимости бытия Бога в юности до христианской философии в зрелости. После закрытия журнала «Европеец» (1833) «этого человека, твёрдого и чистого, как сталь, разъела ржа страшного времени. Через десять лет он возвратился в Москву из своего отшельничества – мистиком и православным» [1, с. 449].

Философские идеи мыслителя основывались на антирационалистической, религиозно-интуитивистской теории познания. Жизнь отдельного человека, наций и их групп (славян, западных европейцев) основана на религии, тип которой определяет характер образованности и всей жизни нации. Религиозная вера как форма познания в истинном и чистом виде свойственна только православно-славянскому миру, главным образом русскому. Западная цивилизация должна воспринять ценности православно-славянской цивилизации. В статье И.В. Киреевского «Девятнадцатый век» (1832), прослеживается «навязчивое противопоставление» Древней Руси западной цивилизации: «… просвещение каждого народа измеряется не суммою его познаний,.. но единственно участием его в просвещении всего человечества» [3, с. 86].

К середине XIX века И. Киреевский поставил перед собой задачу развития христианского мировоззрения, считая, что «христианство – высшая ступень религии, когда-либо достигнутая человеком в процессе исторического развития»[6, с. 28]. Киреевский определял своё мировоззрение как «Православно-Словенское», или «Славянско-Христианское». Зеньковский уточнил название «право-славно-русское», т.к. на вопрос сочетания Православия и России, который В.В. Зеньковский называл «узловой точкой», сходились все славянофилы. Внутреннюю основу миропонимания Киреевского определяет «богопознание», которое становится «делом не одного лишь ума, но всей жизни» [2, с. 223]. Киреевский не считает, что суть развития заключается единственно в систематизации того, что «любознательность человечества могла собрать… в течение своих двухтысячелетних исканий» [4, с. 247].  Идея «собирательства» близка братьям Киреевским, но Иван Васильевич понимает её в смысле искания духовного пути развития человечества, к обретению утраченной целостности («внутреннему средоточию») в «собирании» сил души, требующих духовной работа над собой.

Преодоление рационализма в культурно-историческом плане означало для Киреевского изменение самого характера мышления и познания, достижение единства «ума и сердца», «живого и цельного зрения ума». По И. Киреевскому, философия зависит от общего характера умственной жизни в данном обществе, и в первую очередь от «характера господствующей веры». В основе архитектуры «христианского мира» лежит соотношение веры и разума. Присутствие сомнения в вере заставляет человека искать утешения в разуме, который «получив одинаковые права с Божественным Откровением, сначала служит основанием религии, а потом заменяет её собою». Своеобразие причастности «разума к вере определяет особый характер того  мышления, которое из него рождается…» [5, с. 220]. Если у Хомякова центральным понятием философии и богословия является понятие Церковь, то для Киреевского таким центральным понятием является понятие духовная жизнь. Его главное построение базировалось на понятии духовного опыта. «Идея синтеза церковного сознания с высшими и ценнейшими итогами современного просвещения, завещанная романизмом, осталась дорогой Киреевскому до конца жизни» [2, с. 210].

Пётр Васильевич Киреевский  (1808-1856) – основоположник русской фольклористики,  в своём «православном славянизме» шёл дальше брата. По возвращении из Германии (где он вместе с братом Иваном слушал в Мюнхенском университете лекции Л. Окена, Й. Герреса, Ф. Шеллинга), приступает к созданию песенного свода России. Немецкий романтизм, определил отношение Петра Киреевского к народности, народной среде и народному быту. Знания, полученные в Европе, помогли Киреевскому создать оригинальную научную методику и выступить с цельной продуманной системой. «Он не старался…  мирить религию с наукой, западную цивилизацию – с московской народностью; совсем напротив, он отвергал все перемирия» [1, с. 912].Из письма к брату: «Только побывавши в Германии, вполне понимаешь великое значение Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевлённость» [8, c. 421]. Для сбора народных песен он привлекает многих деятелей русской культуры (Н. Гоголя,  Н. Языкова, А. Кольцова, В. Даля, М. Погодина и других), общим числом 34 единомышленника.

Борьба за национальные основы христианско-славянской культуры имела самое непосредственное отношение к собирательству Петра Васильевича. Он уверенно  занимает центральное место среди собирателей и исследователей России, Пётр Васильевич придавал особое значение нравственным элементам патриархального быта древних славян, настаивая на том, что его органические связи укрепились не только «единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». Считал, что Петр I, во имя Запада, принёс в Россию зло европейского рационализма. Как и другие славянофилы, видел своеобразие жизни славянских народов в отсутствии личной собственности на землю и общинном землевладении [7, с. 384].

По Герцену, Пётр Васильевич, со своим «горестным состраданием к современной Руси» и «беспощадной крайностью», «самобытно и твёрдо стоял на своей почве», христианско-славянской. Изучать культуру крестьянства, его быт и нравы начали славянофилы. Основные принципы собственного понимания раннего этапа русской истории он сформулировал в статье «О древней русской истории»  // Москвитянин. 1845. Ч.II. № 3. Киреевский высказывает мысль о решающем значении в отечественной истории таких важных качеств национального характера и бытия как сила, энергия и благородство, а не терпение и смирение. Внутренняя целостность, организованность славянского мира держались, по Киреевскому, «не единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта и рождающим единство потребностей». С этим связывалось и отсутствие личной земельной собственности, принадлежность земли целой общине (деревне или городу), что Киреевский считал особенностью всех славянских народов [9, с. 169]. Он первым из славянофилов рассмотрел становление древнерусского государства в контексте истории славянских народов. А.И. Герцен ставил П.В. Киреевского особенно высоко в ряду других славянофилов. А.С. Хомяков, хорошо знавший обоих братьев, приписывал Петру большие миссионерские способности.

Делом жизни Петра Киреевского было выяснение основ славянской народной самобытности путем непосредственного общения с народом и изучения живых в нем памятников народной старины. «У Петра Васильевича не было, как у его брата, рядом с православием и славянизмом стремления к какой-то гуманно-религиозный философии, в которую разрешилось его неверие к настоящему. Нет, в его угрюмом национализме было полное окончательное отчуждение всего западного» [1, с.450].

Его собрание народных песен насчитывает несколько тысяч текстов, записанных в разных уголках России, научно выверенных, приближенных по возможности, к самому первому варианту. Киреевский не только сам собирал памятники народной поэзии, но и привлекал к этому делу «богоугодному и патриотическому» (Н. Языков) многих отечественных литераторов, писателей и общественных деятелей. Рождение Собрания народных песен П.В. Киреевского относится к 1831 году. А.С. Пушкину принадлежит сама идея Собрания Русских Песен, как единого песенного свода. «Песни, которые поются в народе, должны быть записываемы слово в слово, все без изъятия и разбора». Благодаря усилиям П.В. Киреевского, до наших дней дошли такие замечательные образцы народных песен как: «Улица, улица, широкая моя», «Матушка, что во поле пыльно», «Ты река ль, моя реченька», «На море утушка купалась», «Ты взойди, взойди красно солнышко», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка», «Отдавали молоду», «Из-за лесу, лесу тёмного» и другие, - славянский мир не утратил своей идентичности. В соответствии со своей методикой, П.В. Киреевский обращается к коммуникативной составляющей русского народного творчества как повседневной практике индивидуальных жизненных миров в рамках коллективного бессознательного и полагает процессы коммуникативной рационализации этих миров в качестве структурирующих элементов единого славянского мира.

Иван Васильевич – теоретик и публицист, пропагандист основ русского православного христианского просвещения, Пётр Васильевич – учёный-практик, собиратель народных песен – живых памятников духовной жизни славянского народа. Братья Киреевские не создали философской или социально-политической системы, но явили миру высокий образец самоотверженного служения России и её народу.

Библиографический список:

  1. Герцен А.И. Былое и думы / Сост., предисл. и коммент. И.Г. Птушкиной; худ. В.В. Медведев. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. – 912с.
  2. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001 – 880с.
  3. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. Изд. 2-е доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 349с.
  4. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984.
  5. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Русская философия: Имена. Учения. Тексты: СПб. / Сост. Солнцев Н.В. – М.: ИНФРА-М, Весь Мир 2001. – 496с.
  6. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000. – 406с.
  7. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Уч. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям. – М.: РГГУ; Омега – Л, 2005. – 464с.
  8. Собрание народных песен П.В. Киреевского. - Тула. Приокское книжное издательство, 1986. – 417 с.
  9. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Книга и бизнес, 1995. – 169 с.
  10. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т.1. C. 354 // Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Уч. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилософским специальностям и направлениям. – М.: РГГУ; Омега – Л, 2005. – 464с.