Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Алеева Эрика Сергеевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35», г. Ангарск, воспитатель.

 

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А. Сухомлинский).

Художественно-эстетическое образование является важным моментом в формировании и развитии личности человека, поэтому раннее приобщение ребёнка к искусству играет значительную роль в формировании художественной культуры [2, с. 12].

Каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности [1, с.52].

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей, мы понимаем, что это требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество – это общение на равных, а взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения на равных.

Ведущие специалисты по работе с семьёй (Л.И. Маленкова, Е.П. Арнаутова, Т.И. Ерофеева, Н.Д. Ватутина, Т.Н. Доронова и др.) отмечают, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ребёнка свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального развития [3, с.15].

Эффективность семейного воспитания детей, по утверждению многих исследователей (М.П. Гурьянова, Ю.В. Василькова, Т.Ф. Яркина, А.А. Майер, Б.З. Вульфов и др.), во многом зависит от уровня педагогической грамотности,  педагогической образованности и компетентности родителей [4, с.15].

Современные родители образованны, обладают широким доступом к информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов в применении полученной из разных источников информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной  помощи. Именно педагоги способны оказать поддержку родителям.

Проблему по формированию художественной культуры можно решить через сотворчество родителей с ребенком. Ведь известно, что решающее влияние на приобщение детей к творчеству оказывает личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные игры-занятия [5, с.14].

Мы предположили, что если организовать совместные действия родителя и ребёнка в условиях группы, то родитель сможет стать партнёром своего ребёнка. И в данной ситуации,  сможет осваивать тактики эффективного взаимодействия с ребёнком. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает взаимоотношения взрослого с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни, что, непременно, скажется на креативном развитии ребенка. А это  и значит – расти вместе.

Особое внимание в сотворчестве «педагог – ребёнок – родитель» мы уделяем изобразительной деятельности. Организуя игры-занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

В связи с этим, была разработана и апробирована программа  и методические рекомендации «В мастерской маленького художника», которая позволяет развивать художественные способности детей раннего возраста в условиях семейного воспитания. В программе реализуется идея взаимодействия детского сада и семьи, что обеспечивает единое образовательное пространство и позволяет овладеть знаниями, умениями, навыками по изобразительной деятельности, как с детьми, так и с родителями.

Новизна данной программы состоит в параллельном обучении детей и родителей, а также применении игровых технологий и групповых форм обучения родителей. При включении малыша в совместную с взрослым деятельность, ребёнок ощущает, что взрослый играет с ним с огромным увлечением и интересом, что процесс рисования притягивает и захватывает взрослого,  и малыш также проникается  радостным ощущением созидания.

Занятия проводятся в форме игровой  мастерской с участием родителей, где игры-занятия по изодеятельности с включением нетрадиционных техник рисования переплетаются с играми по развитию речи, с двигательной активностью и музыкальными играми. В своей работе мы учитываем принципы андрагогической модели обучения: учет личностного опыта родителей, акцент на эмоциональной стороне деятельности родителей, развитие родительской рефлексии.

Конструктивной особенностью данной программы является её лаконичность и последовательность, разнообразие разделов, видов работ (тем). Большая часть времени отводиться на практические занятия.

Методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда, включение в содержание занятий национально-регионального компонента, а также разнообразные формы  работы родителей с детьми – всё это создаёт условия для реализации данной программы.   И в полной мере способствует развитию у детей образного воображения,  творческого мышления, художественных способностей, развития речи.

Таким образом, на основе проведённой работы можно сделать выводы:

  • активность ребёнка раннего возраста в процессе рисования зависит от активности матери;
  • работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные – как у ребёнка, так и у матери;
  • чем раньше начата работа с красками, тем быстрее развивается мелкая моторика рук, появляются любимые цвета, индивидуальные для ребёнка;
  • в результате занятий существенно повышается мотивация родителей к взаимодействию с ребёнком, появляется желание творить самим.

Творческий процесс завлекает детей, а малышей  особенно. Японская пословица гласит: «Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра». Следуя пословице, можно нарушать все запреты стандартного рисования, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки «оживут»: петухи закукарекают, ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, а медузы на дне океана затеют веселую игру.

 

Библиографический список:

  1. Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества. – М.: Просвещение, 2001. – 105с.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. – 385с.
  3. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом.  М.: АРКТИ, 2003. – 85с.
  4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. – М.: Просвещение, 2004. – 105с.
  5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. - М.: Линка-Пресс, 2006. – 208с.