Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Троицкая Юлия Александровна.

Тара, Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары», инструктор по физической культуре, yuliya_troickaya.92@mail.ru.

 

Аннотация. В статье рассказывается, как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья и рисками их возникновения справиться с недугом через игровой стретчинг. Описаны значения и правила проведения игрового стретчинга. Приведены простейшие примеры упражнений игрового стретчинга, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Ключевые слова: ограниченные возможностями здоровья (ОВЗ), физическое развитие, стретчинг, игровой стретчинг.

 

Каждый родитель с появлением в семье ребенка желает для него доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Пока ребенок ещё совсем маленький, охрана его здоровья – это непосредственная обязанность родителей, которую они не вправе перекладывать на окружающих. Но не каждый знает, как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры применять.

Решение этого вопроса лежит в определении физического развития. Ведь физическое развитие – это самый главный элемент в жизни ребенка, так как происходит динамический процесс роста и биологическое сознание ребенка в определенном периоде детства. Поэтому уже с ранних лет нужно заниматься физическим воспитанием ребенка, так как с помощью этого у него происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое развитие. Если у ребенка имеется явное отставание в физическом развитии, то, следовательно, наблюдается умственное и психическое отклонение в развитии. Для того чтобы улучшить общую активность и подвижность ребенка, подвижность всех суставов его тела, используют игровой стретчинг [2, с. 3].

Стретчинг – это комплекс статистических упражнений на растягивание мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, а также нормализовать тонус мышц и оказать глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и обладают психоэмоциональным эффектом, который выражается в улучшении настроения, повышении самооценки, создании ощущения комфорта и спокойствия в целом [3, с. 8].

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер, дети изображают различных животных или предметы в сопровождении спокойных музыкальных произведений. Применение музыкального сопровождения на занятии стретчингом может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышению работоспособности, отдалению наступления усталости, ускорению протекания восстановительных процессов, снятию нервного напряжения, оказанию большого оздоровительного эффекта [1, с. 3–6].

При выполнении растяжек следует придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев мышц перед упражнениями помогает улучшить циркуляцию крови и увеличить поступлением кислорода к мышцам;
  • расслабление мышц (напряженную мышцу практически невозможно растянуть);
  • медленное и плавное выполнение упражнений (резкие движения могут повредить мышцы);
  • ровная спина (согнутая спина уменьшает гибкость);
  • спокойное дыхание способствует снижению утомляемости и снятию нервных напряжений;
  • регулярная растяжка (мышцы быстрее восстанавливаются и менее подвержены болезненным растяжениям) [3, с. 14].

В дошкольных учреждениях на физкультурных занятиях педагоги могут использовать метод игрового стретчинга для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, совершенствования физических способностей (развивать мышечную силу, подвижность в различных суставов, выносливость, координационные способности), развития психических качеств (внимание, память, воображение) и т.д.

Также можно рекомендовать родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использовать несколько упражнений на растяжку в домашних условиях:

  1. «Часики». И.п. ребенка – сидя у взрослого на коленях спиной. Плавно наклонять голову, потянуть правое ухо к плечу. Задержаться в таком положении на 3 сек. Повторять упражнение в обе стороны. Произнося звуки «тик-так»
  2. «Прятки». И.п. ребенка - стоя, лицо закрыто руками. Открыть лицо, наклониться в левый бок, дотянуться до левой стопы левой рукой (осторожно потягиваясь в низ). Задержаться в таком положении 3 сек. Повторять упражнение в обе стороны. Произнося звук «ку-ку».
  3. «Отжим». И.п. ребенка – сидя на коленях у взрослого лицом к лицу. Ноги ребенка обхватывают туловище взрослого. Повернуть ребенка в левую сторону, так чтобы он задел руками пол. Задержаться в таком положении на 3 сек. Повторять упражнение в обе стороны. Произнося звук «ш».
  4. «Вверх – вниз». И.п. ребёнка – стоя, взрослый держит ребенка сзади за ноги. На сигнал «вниз», ребенок должен наклониться вниз, руки тянуть к полу, задержаться на 3 сек. На сигнал «вверх» выпрямиться. Взрослый следит за прямыми ногами ребенка.
  5. «Ракушка». И.п. ребенка – сидя на полу, ноги как можно шире, руки наверху. Руки прямые тянутся перед собой вперед, опуская грудь на пол «ракушка закрылась», задержаться на 3 сек. И.п. «ракушка открылась». Взрослый может помогать при наклоне вперед, нажимая на спину ребенка.
  6. «Бабочка». И.п. ребенка – сидя на полу (лежа на спине), ноги ступня к ступне, пятки как можно ближе к ребенку. Взрослый за спиной ребенка следит за осанкой. На слова «Бабочка взлетает» одно колено опускаем на пол до конца, второе оттягиваем, задержаться на 3 сек. На слова «Бабочка полетела» медленные нажатия на колени вниз, с задержкой в 3 сек. Повторять в обе стороны.
  7. «Насос». И.п. ребенка – стоя, ноги широко расставлены, взрослый сзади придерживает за спину, следит за осанкой. Ребенок приседает, произнося звук «ф», задержаться на 3 сек. И.п.

Нагрузка должна подбираться на каждый возраст индивидуально, упражнения на растягивание повторяться симметрично, для обеих сторон тела. Если ребенок от года до трех, то повтор упражнений 4 раза в обе стороны, с трех до четырех лет 6 раз в обе стороны, с четырех до шести 8 раз в обе стороны и т.д.

Данная методика подойдет для детей, имеющих особенности в развитии:  нарушение опорно-двигательного аппарата;  нарушение дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем. Работая с детьми ОВЗ необходимо помнить, что не интенсивность, а систематичность упражнений – ключ к успеху при занятиях стретчингом.

 

Библиографический список:

  1. Галанов А.С. Игры, которые лечат: для детей от 1 года до 3 лет. – М.: Сфера ТЦ, 2009. – 96 с.
  2. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М., 2010.
  3. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. – М., 2012. – 107 с.