Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Демидова Лариса Иосифовна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент, demidova272@mail.ru.

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес  преподавателей, работодателей к  знанию индивидуальных особенностей студентов бакалавров экономических профессий и будущих специалистов повышается. Особое значение приобретает поведение человека в конфликтных ситуациях. Одним из факторов конфликтности выступает тип темперамента.

Конфликт – это столкновение или противодействие людей и групп по значимым для них целям, ценностям, интересам, установкам [2].

В зависимости от того, какие интересы преследует человек (свои или интересы оппонента) К. Томас выделяет пять стратегий поведения в конфликте: если учитываются только свои цели, то используется стратегия соперничества, если учитываются и свои и цели другой стороны, то  используется стратегия сотрудничества. При компромиссе стороны частично учитывают свои цели и цели другого. Также  К. Томас выделяет стратегию избегания (уклонения)  и приспособления [5].

В рамках нашего исследования важно рассмотреть тип темперамента, так как темперамент  играет существенную роль в возникновении и развитии конфликтов.

Тип темперамента – это врожденная характеристика человека. Проявляется темперамент в поведении, в речи, в эмоциональном реагировании на ситуации взаимодействия, особенно когда эти ситуации нестандартные, стрессовые, конфликтные или вовсе угрожающие жизни  [4].

В зависимости от характеристик нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности) выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) имеет сочетание  свойств экстраверта и эмоциональной стабильности. Для него характерно: инициативность и активность, общительность и открытость, высокая работоспособность и оптимизм, жизнерадостность и эмпатия, выразительность мимики и уверенная речь. Он сообразителен и находчив, но однообразие монотонной работы переносит плохо, его настроение изменчиво.

Холерик  (сильный, неуравновешенный, чрезмерно подвижный) имеет сочетание свойств и эмоциональной нестабильности. Характерными чертами холерика являются следующие:  резкие движения, быстрый громкий голос, обидчив, возбудим, импульсивен, активный, но несдержанный, излишне прямолинеен и нетерпелив, с интересом относится ко всему новому, при трудностях не теряется, настойчив и целеустремлен, имеет резкие смены настроения, конфликтен.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) имеет сочетание свойств интроверта и эмоциональной стабильности. Он характеризуется достаточно низким уровнем активности в поведении и деятельности. Флегматик медлителен и спокоен,  сдержан и миролюбив, ровен в отношени­ях, уравновешен и терпелив, доводит дело до конца, не склонен к аффектам, выдержан и основателен во всем, рассчи­тывает свои силы и не тратит их попусту. Его основные отрицательные качества – лень и безволие, склонность к выполнению привыч­ных действий,  бедность и сла­бость эмоций, др.Может формировать конфликт вследствие некоторых своих характерологических особенностей.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) имеет сочетание свойств интроверта и эмоциональной неустойчивости. Он, как правило, неуравновешен и замкнут, не разговорчив и даже угрюм, тревожен и нерешителен, медлителен и впечатлителен, пессимистичен и часто уходит в себя. Его чувства глубокие и устойчивые, но слабо выражены, речь невыразительная, тихая. В благоприятных условиях меланхолик – хороший работник: исполнительный и ответственный, добросовестный и дисциплинированный. Вследствие характерологических особенностей чаще всего у меланхолика формируется внутриличностный конфликт [1, 4]. 

Некоторые свойства  темперамента могут оказывать существенное влияние на формирование конфликтов, влияют на поведение человека в конфликте. Так, холерики легко вовлекаются в конфликт. Они склонны решать конфликты, отстаивая только свои интересы, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя, он более объективен в конфликте, способен вовремя и спокойно предоставить аргументы. Меланхолики не склонны к ведению споров и уж тем более к активному вовлечению в ситуацию конфликта, поскольку сила нервных процессов им этого не позволит – это приведет очень быстро к истощению их сил. Однако у них часто формируются внутриличностные конфликты.

Зачастую конфликты формируются вследствие столкновений типов темперамента, когда имеет место их несовместимость.

Поэтому формирование работоспособной команды является таким сложным и ответственным делом. Хороший специалист – менеджер по персоналу, должен уметь хорошо диагностировать  индивидуально-психологические особенности человека особенно при отборе, подборе персонала. Кроме того, знание специалиста своих особенностей может помочь ему в работе, при взаимодействии с людьми [3]. 

На основе теоретического исследования мы провели эмпирическое. Целью эмпирического исследования явилось определение стратегий поведения в конфликте студентов специальности «Управление персоналом» четвёртого курса Сибирского государственного университета путей сообщения г. Новосибирска в количестве 47 человек. Для этого был использован опросник  К. Томаса, анкетирование с целью выявления уровня конфликтности, также был проведен тест на исследование типа темперамента по методике Х. Айзенка. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица – 1. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте, уровня конфликтности  и типа темперамента студентов бакалавров.

Стратегии поведения

в конфликте

Всего человек, 47

Уровни конфликтности

Тип темперамента

Высокий

Средний

Низ кий

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Соперничество

17

12

5

-

13

4

-

-

Сотрудничество

20

3

15

2

1

18

1

-

Компромисс

4

-

4

-

-

2

2

-

Избегание

3

-

-

3

-

-

2

1

Приспособление

3

-

-

3

   

-

3

 

Как следует из таблицы 1, в конфликтной ситуации выбирают стратегию поведения сотрудничество – 20 человек, соперничество – 17 человек, компромисс – 4 чел., приспособление и избегание – по 3 человека.

Среди них уровни конфликтности распределились следующим образом: высокий уровень конфликтности  –15 человек, средний уровень вступления в конфликт – 24 чел., низкий уровень – 8 человек.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов бакалавров  характерна стратегия поведения – сотрудничество и средний уровень конфликтности.

Что касается типов темперамента, то они распределились следующим образом: холерик – 14 человек, сангвиник – 24 человека, флегматик – 5 человек, меланхолик – 4 человека. Представим результаты наглядно (рисунок 1).

В соответствии с таблицей 1 и рисунком 1, респонденты с типом темперамента холерическим предпочитают стратегию поведения в конфликте – соперничество; у сангвиников преобладает стиль поведения – сотрудничество; флегматики выбирают компромисс и избегание, и меланхолики предпочитают приспособление.

Однако, учитывая тот факт, что нет хороших и плохих стратегий поведения, и нормой считается, если человек использует в конфликте все стратегии поведения в зависимости от сложившейся ситуации, можно обозначить основным недостатком в данной учебной группе склонность использовать в конфликте одну стратегию поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что у респондентов-бакалавров экономических профессий преобладает стратегия поведения в конфликте – сотрудничество, уровень конфликтности при этом средний, тип темперамента  сангвинический.

Можно предположить, что будущие менеджеры по персоналу вступают в конфликт  в соответствии с объективными  причинами, предпочитая решать конфликты конструктивно через сотрудничество, учитывая интересы свои и противоположной стороны.

Результаты данного исследования могут быть полезными в работе работодателей, менеджеров при отборе, подборе, адаптации  персонала.

 

Библиографический список:

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  2. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности./ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии// Сборник статей по материалам ХХХV международной научно-практической конференции № 12(35) декабрь 2013. Часть II. – Новосибирск: Изд-во СибАК, 2013. – С. 88–92.
  3. Демидова Л. И. Индивидуально-личностные особенности современного слушателя института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров./ Дополнительное профессиональное образование в условиях реформирования: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию дополнительного профессионального образования Сибирского государственного университета путей сообщения. г. Новосибирска от 24 апреля 2015г. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2015г. – С. 43–51
  4. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2003 г.
  5. Томас. К. Управление энергией конфликта. – СПб.: Лань, 2009 г. – 345 с.