Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Макарихина Инна Михайловна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» доцент, зав. кафедрой иностранных языков, michmacha@mail.ru.

Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. В статье представлена и описана модель «Формирование иноязычной компетентности обучающихся через конструирования их собственной дидактической системы компетенций владения английским языком в устной и письменной форме средствами информационно-коммуникационной образовательной среды для решения задач как общекультурной, так и профессиональной деятельности».
Ключевые слова: современный английский язык, ангдрагогическая модель образования взрослых, информационно-коммуникационная образовательная среда.

Институт современного иностранного языка входит в систему Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы. Главным направлением системы Института современного английского языка является организация и проведение занятий на основе законов и закономерностей педагогического процесса, а так же ангдрагогической модели образования взрослых средствами информационно-коммуникационной образовательной среды. Мы представили и описали модель «Формирование иноязычной компетентности обучающихся через конструирования их собственной дидактической системы компетенций владения английским языком в устной и письменной форме средствами информационно-коммуникационной образовательной среды для решения задач как общекультурной, так и профессиональной деятельности», разделив обучение детей и взрослых таким образом, что бы показать, как общие его аспекты, так и принципиально различные на стыках.
В институте ведется обучения современному английскому языку в условиях малокомплектных групп от обучающихся школьного возраста Курсы «English SOS» НЕМЕДЛЕННАЯ помощь учащимся школ, колледжей и вузов. Курсы по подготовке к сдаче экзаменов IELTS, TOEFL с использованием Электронного мультимедийного курс а «Four Basic Skills» до слушателей курсов повышения квалификации 1. Дидактической подготовка учителей иностранного языка на базе компетентностного подхода. Курсы «Профессионально-ориентированный иностранный язык» Направления: строительство, юриспруденция, экономика. «Преподавание в начальных классах»и «Дошкольное воспитание», Development of foreign language teachers’ didactic preparation on the base of the competence approach 2. Current questions of professional education Мультимедийные курсы с свидетельством авторского права, и переподготовки педагогических кадров 1. Практический курс общего перевода. 2. Практический курс профессионально-ориентированного перевода. (Юриспруденция) 3. Практический курс профессионально-ориентированного перевода. (Энергетика) 4. Практический курс социального перевода. (Physics, Mechanics, Agriculture, Food Production, Medicine), так же, институт предоставляет возможность получить рабочую специальность «Администратор, делопроизводитель со знанием иностранных языков» 1. Основы делопроизводства на английском языке.2. Business English. Ведение деловой переписки, переговоры, основы экономической теории после окончания школы или колледжа.
Широкое использование дистанционных технологий обучения даёт возможность в любое удобное время слушателям получить необходимую консультацию. Как отметил В.В. Путин на встрече с победителями лучших сочинений всероссийского конкурса сочинений в парке «Зарядье»: «Дистанционное обучение у нас внедряется, внедряется широко, все шире и шире…. Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии». В институте выстроена образовательная парадигма средствами информационно-коммуникационной базы авторских электронных учебных курсов, вебинаров, Skype мастер-классов. Все электронные курсы имеют удостоверение на авторское право и акты внедрений в образовательный процесс зарубежных вузов.
Постановка проблемы. Обоснование актуальности проекта. Язык, являясь носителем культуры, выступая главным инструментом общения, имеет одну из важнейших функций как средства коммуникации, формирует чувство единой общности. Культура и идеология каждого государства в своей основе должны оставаться национальными, т.е. присущими данному этносу, но в современных условиях для адекватного межкультурного понимания и эффективного взаимодействия необходимо изучение иностранного языка. Английский язык в настоящее время стал средством выражения социально-экономической позиции государства и его отдельных личностей в условиях международной коммуникации. Обзор социально-политической и научной литературы позволяет сформировать установку, что английский язык является средством проявления и сохранения культурной идентичности этноса в современном мире. Владение иностранным языком в настоящее время является средством проявления и узнавания любого этноса и его культурной специфики в современном мире.[1]
Актуальности проекта заключается в создании особых педагогических условий для формирования общеобразовательных и профессиональных компетенций обучающихся. Использование на занятиях английского языка современных методов, приемов и билингвального педагогического обеспечения для формирования следующих компетенции:1) иноязычная компетенция. Понятие «иноязычная компетентность» с позиций полиязычного образования, имеет следующую иерархическую структуру: когнитивно-ментальный, мотивационно-регулятивный и профессионально-коммуникативный компоненты; 2) личностная, проявляющейся в национально-этнической, самообразовательной, персональной компетенциях; 3) мультиязыковая, включающая языковую, речевую, этнокультуроведческую, этнопсихолингвистическую, дискурсивную, социально-прагматическую, стратегическую компетенции английского языка; 4) коммуникативная, включающая информационную, лингвопрофессиональную, терминологическую, проектную, конструкторско-технологическую, библиографическую компетенции [1,2].
Бильнгвальное (англо-русский, русско-английский) педагогическое обеспечение включает авторские электронные и мультимедийные учебные курсы, лингвотренажер, печатные пособия по развитию грамматических, лексических, терминологических, фонетических аспектов современного английского языка [2].
Применение электронных учебных курсов, как один из аспектов информационно-коммуникационной образовательной среды, позволяет формировать следующие профессиональные компетенции: 1) ценностно-смысловые, 2) специальные методические, 3) лингвистические, 4) учебно-познавательные, 5) научно-технологические компетенции, 6) компетенции личностного самосовершенствования и достигнуть такие педагогические задачи, как: учет психологических особенностей личности, стимулирование познавательной деятельности обучающихся, усиление мотивации обучения за счет индивидуализации и дифференциации, использования игровых ситуаций, возможности обучения в любое время и в любом месте [1].
Цель проекта. Цель и задачи образовательной программы. Процесс изучения английского языка имеет коммуникативный и профессионально-ориентированный характер и его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями обучающихся соответствующего профиля. Он способствует стимулированию интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, его подготовки к объективному восприятию иной культуры и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной сфере на иностранном (английском) языке.
Цель проекта: Формирование иноязычной компетентности обучающихся через конструирования их собственной дидактической системы компетенций владения английским языком в устной и письменной форме средствами информационно-коммуникационной образовательной среды для решения задач как общекультурной, так и профессиональной деятельности.
Понятие «дидактическая система обучения» употребляется в исследовании Д. Г. Левитеса, И. В. Плотникова рассматривает дидактическую систему обучающего в качестве тактической модели, которая реализуется в рамках определённой методической концепции. Вопрос развития дидактической системы с точки зрения индивидуально-типологических особенностей курсанта поднимается в работе Е. А. Генике [3].
В условиях повышения квалификации и переподготовки учителей иностранного языка, дидактическая система учителя рассматривается как часть дидактической системы образовательного учреждения, направленной на реализацию цели раскрытия сущностных сил обучающтхся в процессе обучения, осуществляется в условиях профессионально-педагогической деятельности и представляет собой управляемое и самоуправляемое изменение в структурных и функциональных компонентах и связано с переходом дидактической системы от репродуктивного к адаптивному и творческому уровню в соответствии с этапами возникновения, становления, зрелости и преобразования [3].
Цель нашего проекта состоит в формировании коммуникативной компетености, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное, а также профессиональное общение с носителями языка средствами информационно-коммуникационной образовательной среды. Предметное содержание каждого уровня, организующегося в новые когнитивно-культурологические комплексы (КЛК), состав которых включает: коммуникативную сферу, отражающую содержание профессионального контекста; набор речевых тем и субтем общения, реализирующих эту сферу; профессиональные ситуации общения.
Задачи образовательной программы:
 совершенствование иноязычных коммуникативных умений и навыков (речевых, языковых, социокультурных, учебно-познавательных), а именно:
 совершенствование способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на английском языке в сфере профессиональной деятельности;
 овладение новыми языковыми средствами (увеличение объёма используемых лексических единиц как общекоммуникативной, так и профессиональной направленностей, развитие навыков употребления языковых единиц в коммуникативных целях) на уровне не ниже разговорного;
 развитие общих и специальных умений, позволяющих совершенствовать деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с помощью английского языка познавательные интересы в других областях знаний;
 при работе с английскими первоисточниками совершенствовать навыки сбора необходимой информации профессиональной направленности, её анализа и умения подготовить информационный обзор или аналитический отчет;
 развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, дальнейшему самообразованию, способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на английском языке, самооценке личностных качеств в отношении выбранной профессии.
Мультимедийное наполнение реализации проекта. Формы и методы обучения. Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя ему сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.
Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования электронных учебников в процессе обучения:
 на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
 на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
 на этапе закрепления усвоенных компетенций;
 на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
 на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т.п. [4].
Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Кроме того, необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ в составе электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Электронный учебник выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления объективной учебной информации, которая помогает преподавателю и обучающийся. Поэтому любые электронные учебники должны в обязательном порядке проверяться на педагогическую целесообразность, проходить своеобразную экспертизу с учетом тех ценностных критериев, которые и должны быть предметом особой заботы новой парадигмы личностно-созидательного образования. Современный этап информатизации сферы высшего профессионального образования характеризуется значительным увеличением компьютерного парка при улучшении его качественного состава, развитием телекоммуникационной среды с вхождением пользователей в международные сети, созданием прикладных информационных систем [4].
В настоящее время в профессиональном образовании создаются электронные учебники по различным дисциплинам и программам курсов повышения квалификации.
В тоже время не достаточно определены дидактические условия применения учебников нового поколения, не разработана структура и методика их создания и использования.
Электронные учебники в структуре дистанционного образования должны удовлетворять следующим дидактическим требованиям:
 соответствие содержанию обязательного минимума образования и одновременного превышения этого минимума;
 интерактивность моделей;
 обратная связь;
 обеспечение условий для формирования исследовательских умений;
 единство обучающей и контролирующей функций;
 разнообразие видов и дифференцированности заданий;
 соответствие возможностям обучающихся и создания условий для индивидуального роста;
 выбор траектории обучения.
При обучении с использованием электронных учебников могут использоваться различные формы и технологии, для осуществления которых необходимо организовать работу обучающихся (включая самостоятельную работу) в учебных аудиториях, в компьютерном классе, в библиотеке, в методическом кабинете и др. Методологическое сопровождение для организации самостоятельной работы обучающихся должно ориентироваться на использование современных методов и технологий обучения, таких как дистанционное обучение.
Все электронные учебники должны быть адаптированы к основному профилю специальности. Их специфика должна быть связана с формализованным представлением содержания знаний и большой долей учебного практикума, имеющего целью не только развитие навыков решения задач и выполнение лабораторных работ, но и формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков. Применение мультимедиа технологий позволяет создавать качественные видеозаписи лекционных демонстраций, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные анимационные модели, необходимые для понимания их сущности [1].
Для эффективного управления процессом обучения с использованием учебников нового поколения необходимо создание модели действий преподавателя, явным образом учитывающей цели, методы, результаты обучения и решающей две основные задачи: задачу уровня знаний обучаемого и задачу управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение максимального объема знаний за заданное время.
Структура электронного учебника по конкретной дисциплине – это описание различных модулей (разделов, тем), ориентация на их связь и последовательность. Обучающийся должен видеть и понимать структуру курса, определить в любой момент, где он находится (рисунок 1).
Система навигации электронного учебника обеспечивает прямые переходы из любого модуля или блока к главной странице, к системе «закладок» (навигатор, теория, примеры, задания, вопросы, тесты, тезаурус), любые переходы между блоками одного модуля, а также вперед и назад по уже просмотренной последовательности кадров.

Рис. 1 Структура курса.
Электронные учебники по гуманитарным дисциплинам отличаются особенностями изучения этих дисциплин, требующих наличия большого количества наглядного материала. Проблема обеспечения гуманитарных дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью мультимедиа. Наглядный материал может быть представлен как в виде отдельных иллюстративных таблиц, графических схем, дополняющих учебный текст, так и с помощью слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих теоретический материал. Весьма эффективными при изучении гуманитарных дисциплин являются видеолекции, анимационные модели (рисунок 2), компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично или полностью компенсировать недостаток наглядного материала.
При создании электронных учебников по гуманитарным дисциплинам широкие возможности открывает сеть интернет. Специфика технологий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ обучающихся к информации и формируя основы поисковой учебной деятельности. Многие эксперты полагают, что технологии интернет - это своеобразный революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.
Педагогический контроль является одним из основных видов управления учебным процессом, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных учебников, на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Особенно эффективно использование компьютерных программ в системе текущего и промежуточного контроля. Специально разработанные тестирующие программы, входящие в состав электронного учебника (рисунок 2) содержат тестовые задания, обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучающийся, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

Рис. 2. Компьютерная тестирующая система в составе электронного учебника.
Электронный спецкурс «дидактическая подготовка учителей иностранного языка» содержит мультимедийные структурированные лекции, интерактивные практические задания, тесты. Внедрение данных материалов и тематическая направленность всех компонентов пособия подготовленный для каждого компонента: 1) глоссарии по педагогике; 2) глоссарии по методике преподавания иностранных языков; 3) лекции на подготовку к семинарским занятиям; 4) вспомогательные материалы для каждого компонента; 6) банк разноуровневых тестовых заданий: 7) материалы на подготовку мастер – классов; 8) материалы для использования мультимедийных технологий; 9) разработки on – line конференций позволяет совершенствовать дидактическую компетентность полиязычного учителя, владеющего навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, инновационными педагогическими информационными и дистанционными технологиями. [5]

Рис. 3. Спецкурс «Дидактическая подготовка учителя английского языка».
Спецкурс «Дидактическая подготовка учителя английского языка» состоящий из шести компонентов:
 компонент 1 когнитивный;
 компонент 2 технологический (методический);
 компонент 3 научно-исследовательский;
 компонент 4 рефлексивный;
 компонент 5 организационно-проектировочный;
 компонент 6 мотивационный.
Цель спецкурса: совершенствование дидактической компетентности, формирование индивидуальной дидактической системы учителя английского языка, характеризуется целостностью действий педагога и его индивидуальными, типологическими особенностями, что позволяет ему успешно реализовывать учебно-дидактический цикл, который является структурированной единицей процесса обучения.
В процессе изучения курса, учителя должны овладеть следующими знаниями и умениями:
 по общим основам педагогики, дидактике и методики преподавания английского языка;
 анализировать уроки любых видов;
 анализировать деятельность коллег и свою собственную;
 анализировать деятельность учащихся;
 анализировать составляющие учебно – методического комплекса;
 работать как с учебной, так и с научной литературой;
 проводить наблюдение;
 проводить анкетирование и беседу;
 тестировать в целях изучения индивидуальных свойств учащихся и определения уровня обученности;
 проводить научный эксперимент;
 подготовить к публикации научную статью;
 принимать участие в дебатах по научно – методическим вопросам;
 обобщать как свой накопленный опыт, так и своих коллег;
 вести работу по самообразованию.
Тематическая направленность всех компонентов спецкурса, вспомогательный материал, подготовленный для каждого компонента, глоссарии по методике преподавания иностранных языков, педагогике, лекции на подготовку, разноуровневые тесты, мастер – классы, примеры использования мультимедийных технологий позволяет совершенствовать дидактическую подготовку полиязычного учителя, владеющего навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, инновационными педагогическими информационными и дистанционными технологиями [6].
3. Электронная коллективная монография на английском языке «development of foreign language teachers’ didactic preparation on the base of the competence approach» совместно с учёными казахстана и сша может быть использована в практической деятельности учреждений системы повышения квалификации педагогов, высших профессиональных учебных заведениях, методических объединений учителей ан языка и самообразования

Рис. 4. Электронная монография «development of foreign language teachers’ didactic preparation on the base of the competence approach» [7].
Электронное учебное пособие Current questions of professional education.
К достоинствам электронных учебников можно отнести:
 Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
 Развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
 Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающийся;
 Возможность специального варианта структурирования материала;
 Возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;
 Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого [8,9].
Преимущества использования электронного ресурса в педагогическом процессе дистанционного обучения:
 Независимость от расстояний – дистанционное обучение без выезда к месту расположения головного института или его филиалов, что особенно важно для тех, кто планирует получить второе высшее дистанционное образование.
 Индивидуальный график дистанционного обучения – возможность выбора подходящего режима учебного процесса, построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий. Особенно это важно для студентов вуза, совмещающих учебу с работой, для лиц с ограниченными возможностями передвижения (служба в армии, состояние здоровья и т. п.).
 Дистанционное обучение у лучших преподавателей вузов с помощью современных мультимедиа и интернет технологий, что незаменимо при дистанционном обучении на второе высшее образование.
 Академическое образование - даже обладая средними способностями, обучающегося приобретает глубокие знания благодаря качеству образовательной среды вуза.
 Непосредственное личное общение обучающегося с ведущими преподавателями вуза – видеосвязь через интернет из любого региона в режиме реального времени, постоянная возможность получения консультаций по ключевым вопросам того или иного предмета.
 Объективность оценки знаний - электронный контроль знаний гарантирует непредвзятость и независимость оценок.
 Совершенствование в области информационных технологий – дистанционные образовательные технологии дают навыки использования современных средств коммуникаций, получения и усвоения информации с помощью аппаратно-программных средств.
 Доступность стоимости обучения – использование в учебном процессе средств коммуникаций.
 Экономия средств – дистанционное образование вы можете получить без отрыва от дома, от работы, без дополнительных расходов на проезд и проживание во время обучения в другом городе.
 Трудоустройство после завершения обучения.
 Обучение по сокращённой (ускоренной) образовательной программе – ориентировано на обучающегося, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное (профильное) образование. Обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые обеспечивают организацию и получение образования в сокращённые сроки без изменения программы обучения. Индивидуальная программа образовательного процесса предполагает различные комбинации моделей обучения, предусмотренных технологией проблемно-поискового образования.
Формы и методы обучения. Обучение по сокращённой (ускоренной) образовательной программе ориентировано на обучающегося, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное (профильное) образование. Обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые обеспечивают организацию и получение образования в сокращённые сроки без изменения программы обучения. Индивидуальная программа образовательного процесса предполагает различные комбинации моделей обучения, предусмотренных технологией проблемно-поискового образования, грамматических сказок, вебинаров.
 Интенсификации обучения способствует разные формы его усвоения: рецензируемая лекция (on – line конференций по различным темам спец. курса); вебенары: дискуссия, круглый стол; метод случаев; метод инсценировки (деловая игра); метод ежедневной почты (использование на уроках различных документов, писем, статей, отчеты, схем, государственных стандартов, программ).
 проведение практических занятий, в т.ч. в интерактивной форме;
 выполнение письменного перевода текста и защита проекта;
 работа с первоисточниками на английском языке (чтение и перевод аутентичных текстов, работа с лексическим материалом профессиональной направленности);
 проведение итогового контроля.
Успешная реализация идеи мастер-класса напрямую связанна с результативностью работы его слушателей, активность которых рефлектировала собственный педагогический подход, находила способы обновления предметной деятельности учителя.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта. Прогнозируемые конечные результаты деятельности. Процесс изучения тем курсов института современного иностранного языка направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональной компетенции: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач, как в общественной, так и профессиональной деятельности обучающихся, это предполагает, что обучающийся должен:
знать:
 основные методы сбора и анализа информации, способы формализации цели и методы ее достижения на иностранном языке;
 правила письма и устной иностранной речи;
 один из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
 лексические единицы в объеме, позволяющем осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на английском языке для решения задач профессиональной деятельности;
уметь:
 анализировать, обобщать и воспринимать информацию;
 ставить цель и формулировать задачи по её достижению;
 грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, вести дискуссию;
 использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;
владеть:
 культурой мышления на иностранном языке;
 навыками публичной речи, аргументацией, ведения дискуссии;
 навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;
 навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке.
Таблица – 1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения курсов средствами информационно-коммуникационной образовательной среды института современного иностранного языка
Перечень и содержание компетенции Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП Уровни сформированности компетенции в процессе освоения ОПОП
ОК - способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Иностранный язык, Иностранный язык. (Основы профессионально ориентированного иностранного языка)
«Администратор, делопроизводитель со знанием иностранных языков» Пороговый уровень освоения компетенции: владеет лексическим минимумом и грамматическими навыками для коммуникации общего характера и реализации профессиональной деятельности;
Продвинутый уровень освоения компетенции: способен эффективно использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;
Высокий уровень освоения компетенции: владеет навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном общении на иностранном языке, а также навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам открытых горных работ и автомеханики.
ПК- - предметные познания, личностный опыт в сфере профессиональной деятельности. знание методики преподавания иностранного языка;
умение отбирать как оптимальные формы, так и методы, средства педагогического процесса;
владение инновационными интерактивными образовательными технологиям «Профессионально- ориентированный иностранный язык (английский)»
«Дидактической подготовка учителей иностранного языка на базе компетентностного»;
«Практический курс общего перевода»; Пороговый уровень освоения компетенции: знает основные особенности обучения иностранному языку.
Продвинутый уровень освоения компетенции: умеет использовать англоязычные источники и представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
Высокий уровень освоения компетенции: владеет методологией исследования в преподавания иностранного языка.

Таблица – 2. Дорожная карта образовательного ресурса «Институт современного английского языка»
Дорожная карта образовательного ресурса «Институт современного английского языка»

Контингент слушателей курсов Вид программы Форма занятий
Объём
Слушатели курсов с аттестатом о среднем образовании.
Слушатели курсов с дипломом СПО
Слушатели курсов с дипломом ВО Программа довузовской подготовки с присвоением рабочей специальности «Администратор, делопроизводитель со знанием иностранных языков»
1. Основы делопроизводства на английском языке.
2. Business English. Ведение деловой переписки, переговоры, основы экономической теории.
Электронный мультимедийный курс
3. Current questions of professional education. Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса Работающие в сфере данной деятельности
300 ч.
Начинающие с азов
500 ч.
Слушатели курсов с дипломом СПО
Слушатели курсов с дипломом ВО Повышение квалификации учителей иностранного языка
Электронные мультимедийные курсы
1. Дидактической подготовка учителей иностранного языка на базе компетентностного подхода.
Development of foreign language teachers’ didactic preparation on the base of the competence approach
(языки: русский, английский) Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса 72 ч.
Слушатели курсов с дипломом ВО и с присвоенной квалификацией «учитель английского языка», «бакалавр английской филологии» Переподготовка
учителей иностранного языка, с присвоением квалификации «Переводчик научно-технической литературы»
1. Практический курс общего перевода
2. Практический курс профессионально – ориентированного перевода. (Юриспруденция)
3. Практический курс профессионально – ориентированного перевода. (Энергетика)
4. Практический курс социального перевода. (Physics, Mechanics, Agriculture, Food Production, Medicine) Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса 550 ч.
Дополнительные услуги
Слушатели без ограничения по возрасту. Наличия документов среднего, средне -специального, высшего образований НЕ требуются 1. Курсы по развитию 4-х умений (аудирование, говорение, чтение, письмо) с использованием Электронного мультимедийного курса «Four Basic Skills», что упростить подготовку сдачи экзаменов IELTS, TOEFL Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса От 36 до 72-х часов
2. Курсы «English SOS» НЕМЕДЛЕННАЯ помощь учащимся школ, колледжей и ВУЗов в подготовке к экзаменам, контрольным, зачётам, ЕГЕ. Поднять уровень владения языком… Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса От 36 до 72-х часов
3. Курсы «Профессионально-ориентированный иностранный язык» Направления: строительство, юриспруденция, экономика. «Преподавание в начальных классах»
и «Дошкольное воспитание» Очно-дистанционные. Вебинары
ресурсы мультимедийного курса От 36 до 72-х часов

Библиографический список:
1. Макарихина И.М. Совершенствование дидактической компетентности учителей в процессе повышения квалификации (на примере предмета английский язык) : автореф. дис. … к-та пед. наук / И. М Макарихина. – Барнаул, 2013 – 25 с.
2. Раисова А.Б. Развитие иноязычной компетентности с использованием авторских электронных учебных курсов в условиях мультиязычной образовательной среды (на примере подготовки бакалавров техники и технологий Республики Казахстан) : автореф. дис. … к-та пед. наук/А. Б. Раисовой – Барнаул, 2013 – 25 с.
3. Ирхина И.В. Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности :автореф. дис. … д-ра пед. наук / И.В. Ирхина. – Белгород, 2007. – 45 с.
4. Солнышкова О.В., Темербаева Ж.А., Макарихина И.М. Учебное пособие «Разработка и использование электронных общеобразовательных ресурсов в обучении студентов и школьников». ПГУ им. С. ПГУ им. С. Тоайгырова – Павлодар: Изд – во Кереку– Павлодар, 2018 г., 89с
5. Макарихина, Раисова А.Б., Смагулова К.Ж., Кажикенова Г.М. Электронный мультимедийный курс «Four Basic Skills» (свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 979 от 20 июля 2012) Рекомендован к изданию заседанием кафедры ПКИЯ факультета филологии журналистики и искусства ПГУ им. С. Торайгырова. ЦИО ПГУ им. С. Торайгырова – Павлодар, 2012 г.
6. Каирбаева А.К., Макарихина И.М. Электронный учебник «Дидактическая подготовка учителей иностранного языка» (свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 190 от 14 февраля 2012) Рекомендован к изданию заседанием кафедры ИЯ факультета филологии журналистики и искусства ПГУ им. С. Торайгырова. ЦИО ПГУ им. С. Торайгырова, Павлодар, 2011 г.
7. Каирбаева А.К., Пежман И., Макарихина И.М. Электронная монография «Development of foreign language teachers’ didactic preparation on the base of the competence approach (свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 484 от 26 апреля 2013) Рекомендован к изданию заседанием кафедры ИЯ Гуманитарно – педагогического факультета ПГУ им. С. Торайгырова. ЦИО ПГУ им. С. Торайгырова – Павлодар, 2013 г.
8. Макарихина И.М. Учебное пособие для учителей иностранного языка «Дидактическая подготовка учителей иностранного языка» Рекомендовано к изданию заседанием кафедры практического курса иностранных языков факультета филологии журналистики и искусства. ПГУ им. С. ПГУ им. С. Тоайгырова – Павлодар: Изд – во Кереку, 2011 г., 156с
9. Лазаренко И.Р., Салий Т.М, Макарихина И.М. Using new generation e - books in High School educational process, including Faculty of Teachers’ Development. On – line журнал Middle – East Journal of Scientific Research, № 15, 2013г., С. 1155 – 1159, ссылка на опубликованную статью (журнал входит в базу Web of knowledge). http://www.idosi.org/mejsr/mejsr15(8)13/14.pdf
10. Раисова А.Б., Макарихина И.М. Учебное пособие предназначено для обучающихся неязыковых специальностей «Подготовка студентов неязыковых специальностей к экзамену ESOL». Павлодар: Из-во «Кереку» им. С. Торайгырова – Павлодар, 2014 г., 57с
11. V. Krivoruchko Raissova, G. Yergazinova, B. Kazhmuratova. Макарихина И.М. Mobile-Assisted Learning as a Condition for Effective Development Engineering Students’ Foreign Language Competence. International Education Studies; Vol. 8, No. 7; 2015. ISSN 1913-90201913-9039 E-ISSNPublished by Canadian Center of Science and Education (журнал входит в базу Web of knowledge). http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/50559/27165.