Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Соловей Ольга Викторовна.

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Златоусте, преподаватель, кандидат экономических наук, OVSolovej@usurt.ru.

 

Аннотация. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах деятельности человека, ускорение темпов научно-технического прогресса, развития образования, реализация предприятиями нововведений актуализируют задачу теоретического осмысления интеграции, выявления предпосылок и проведения анализа развития интеграции в системе «образование – наука – производство» на различных этапах развития общества. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному развитию общества произошли изменения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством.

Ключевые слова: интеграция, образование, наука, производство, общество.

Проблема интеграции образования, науки и производства в современной литературе разработана достаточно узко, традиционно рассматривается взаимосвязь между наукой и производством, с одной стороны, и образованием – с другой. Эта взаимосвязь характеризуется следующим образом: образование отражает лишь изменения, происходящие в науке и производстве. При этом на каждом историческом этапе развития общества связи и отношения между наукой, образованием и производством проявляются по-разному, что требует более детального проведения анализа сложившейся интеграции.

Интеграция (от лат. integration – восстановление, восполнение, от inter – целый) – понятие теории систем, трактуемое как онтологически (состояние связанности, целостности отдельных частей и функций системы), так и процессуально (сторона процесса развития системы, ведущая к объединению в целое ранее разнородных частей и элементов) [2, с. 76].

Если рассматривать образование и науку как единую систему, то становится очевидным, что ее развитию, как и развитию любой другой системы, присущи тенденции интеграции на различных уровнях. Это позволяет  объединить философско-антропологический и социально-функциональный подходы к сущности образования и науки. Под интеграцией в системе «образование – наука – производство» следует понимать процесс взаимопроникновения, взаимообогащения образования и науки как системы в целях наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей и общества в целом.

Предпосылками развития интеграции в образовании, науке и производстве являются изменения в политической, нормативно-правовой, экономической и социально-культурной сферах на разных этапах развития общества.

Интеграция образования и производства начинает складываться ещё в индустриальный период развития общества, когда отмечается повышение роли образования до уровня важнейшей производственной предпосылки, что не противоречит социально-философской концепции развития, согласно которой способ производства сводится лишь к производству материальных благ. Наука при этом выступает как форма общественного сознания и сфере деятельности людей [1, с. 8]. Постепенно наука становится полноценным участником отношений между образованием и производством как форма непосредственной производительной силы.

В период индустриального развития общества отмечается достаточно мощное развитие интеграции в системе «образование – наука – производство»,  а именно, развитие системы планирования выпуска специалистов и подготовки научных кадров в соответствии с требованиями производства, развитая система ведомственных вузов, сеть учебно-научно-производственных комплексов и др.

На переходном этапе (от индустриального развития общества к постиндустриальному развитию или обществу, основанному на знаниях) были утрачены основные достижения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством  (табл. 1). Основной причиной является тот факт, что изменения в развитии общества  произошли совместно со сменой плановой, административно-командной и рыночной экономики, что не могло не оказать влияние на все сферы деятельности, в том числе образование и науку [3, с. 53].

Несмотря на отрицательные тенденции в системе «образование – наука – производство» в процессе перехода к постиндустриальному развитию общества, нельзя не отметить положительные моменты в развитии интеграции на современном этапе:

  • постепенная тенденция к изменению механизма взаимодействия «поставщик – потребитель» на «партнёрские отношения» для достижения взаимных целей между образованием, наукой и производством;
  • развитие современных направлений и форм интеграции в системе «образование – наука – производство», таких как государственно-частное партнёрство, корпоративное образование, научно-промышленные структуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы и др.).

Таблица – 1. Изменения в системе «образование – наука – производство» на разных этапах развития общества

Индустриальный период развития общества

(анализ с 1920 г. – 90-е годы XX века)

Постиндустриальный период развития общества

(90-е годы XX века – по настоящее время)

Централизованное планирование  подготовки научных кадров и структуры выпуска специалистов в соответствии с требованиями производства

Отсутствие централизованного планирования, проблема несоответствия спроса со стороны работодателей и предложения со стороны системы образования и науки

Развитие договорных отношений в системе «образование – наука – производство»

Слабое развитие договорных отношений

Эффективный механизм отраслевой кадровой кооптации (самостоятельное регулирование образования)

Отсутствие механизма отраслевой кадровой кооптации

Широкое развитие учебно-научно-производственных комплексов, заводов – втузов, ведомственных вузов, обеспечивающих интеграцию между образованием, наукой и производством.

Соответствие трудового и научного потенциала перспективам экономического развития

Разрушение существовавшей в советское время системы учебно-производственных комплексов и заводов – втузов. Незначительное число ведомственных вузов, сохранившихся с советского времени,  которые демонстрируют высокую образовательную эффективность

 

Система шефских связей профессионального образования с базовыми предприятиями, выполнение заказов предприятий

Отсутствие системы шефских связей с базовыми предприятиями.

Преимущественное развитие неформальных каналов взаимодействия компаний с вузами

Государственная  поддержка  финансирования образования и науки

Сокращение государством расходов на развитие образования и науки.

Проблема бюджетного недофинансирования вузов. Слабое участие в финансировании предприятий

Государственный заказ, заказ от базовых предприятий на проведение научных исследований

Слабое развитие и отсутствие системы заказа на научные исследования, как со стороны государства, так и со стороны базовых предприятий

 

Таким образом, в настоящее время проблема интеграции в системе «образование – наука – производство» остаётся актуальной, приоритетной задачей является поиск  и реализация новых направлений развития.

 

Библиографический список:

  1. Даулеткериев А. Р. Развитие системы «наука – образование – производство» в эпоху глобализации: автореф.  ... дисс. канд. философ. наук. – Пятигорск, 2009. – 27 с.
  2. Полянкина С. Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. – 2013. – № 2 (71). – С. 76–81.
  3. Соловей О. В. Развитие потенциала инновационно-образовательной системы региона: теоретические, методические и прикладные аспекты: дисс. канд. экон. наук. – Челябинск. – 2014. – 183 с. – Режим доступа: http://www.susu.ru.