Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 202-21-81
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ

Прокопьева Светлана Анатольевна.

Норильск, МБДОУ «Детский сад № 9 «Зимушка», учитель-логопед, svetaprokopeva@yandex.ru.

 

Аннотация. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития детей.

Ключевые слова: игровая деятельность, игра, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дидактическая игра.

 

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» (Я.А. Коменский).

В последние годы контингент детей дошкольного возраста значительно изменился. Особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.

Проблема недоразвития речи современных детей актуальна. Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого воспитанника.

Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению, или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития детей. Вспомните, как загораются глаза у детей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы. Значение игры в период детства неоценимо. Она направляет развитие каждого ребенка, в свою очередь педагог должен быть направлен на организацию игровой деятельности. Это подтолкнуло нас к поиску и созданию игровых дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Понимая в полной мере эти трудности, нами разработаны и апробированы многофункциональные дидактические пособия для детей с речевой патологией. Многие психологи и педагоги справедливо отмечали, что богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы. Все это, безусловно, так и есть, но особую ценность для детских исследований, а следовательно и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы» (лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, опавшие листья, камешки, гайки, болтики и много других подобных вещей), которыми часто переполнены карманы настоящих юных исследователей. Эти предметы обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных игр.

Основной особенностью изготавливаемых пособий является воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов.

Приоритетными направлениями при изготовлении новых пособий выступают следующие:

  • развитие слоговой структуры слова;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

В созданных пособиях используются варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Данные дидактические пособия используются в совместной деятельности с детьми, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Например, такие игры как «Звуковые дорожки», «Покорми слоника», «Собери слово» направлены на решение следующих задач:

  • различение на слух и в произношении изучаемых звуков;
  • формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза (деление слов на слоги и звуки;
  • развитие у детей полноценного фонематического слуха и восприятия (различение звуков на слух);
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры).

 «Звуковые дорожки» – это игры, направленные на закрепление произношение изолированного звука; закрепление правильного звука.

Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование дидактических пособий в сочетании с традиционными методами позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставляемых знаний. Такое комплексное использование средств обучения всех видов создает благоприятные условия для решения основной задачи обучения – улучшение качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности.

 

Библиографический список:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2005. - 207 c.
  2. Нищева Н.В. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2011. –  922
  3. Практическая литература: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе. – СПб: Издательство «Корона. Век»; 2014. – 80 с.
  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.