Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Козачкова Анна Леонидовна.

Норильск, Муництпальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Снегирёк», учитель-логопед, london@norcom.ru.

 

Аннотация. В силу объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения возможно, если наряду с традиционными методами обучения интенсивно применять эффективные образовательные практики.

В связи с этим нами были разработаны и внедрены авторские игровые пособия: «Умелые ручки», «Сосчитай-ка», «Развивай-ка», «Солнцеград», которые позволяют обеспечить интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

Ключевые слова: логопедический пункт, интеграция, образовательные практики.

 

Одним из требований ФГОС является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий, которые помогают наиболее эффективно реализовывать принцип интеграции образовательных областей как обязательное условие выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей [4, с. 10]. Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе коррекционной работы, является, безусловно, «Речевое развитие», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Так как у детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы [3, c. 3] (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава языка, грамматического строя речи) при нормальном слухе и сохранном интеллекте [2, с. 4]. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна, используются возможности других образовательных областей. В силу объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения возможно, если наряду с традиционными методами обучения интенсивно применять эффективные образовательные практики.

В связи с этим нами были разработаны и внедрены авторские игровые пособия: «Умелые ручки», «Сосчитай-ка», «Развивай-ка», «Солнцеград», которые позволяют обеспечить интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

Игровые пособия формируют любознательность, инициативность, самостоятельность, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию. Используя авторские игровые пособия в своей работе, решаются самые различные задачи: от коррекционных до психологических и познавательных.

Пособие «Умелые ручки» способствует решению задач образовательной области «Физическое развитие» – таких как развитие мелкой моторики, улучшение координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости и терпению. Так же интегрировано решаются задачи по ОО «Познавательному развитию»: развитие пространственной ориентировки, сенсорики.

Развивая мелкую моторику у ребенка, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие [1, c. 3].

Пособие «Сосчитай-ка» решает следующие задачи:

  • совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (ОО «Речевое развитие»);
  • обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 5 (включительно) (ОО «Познавательное развитие»);
  • развитие мелкой моторики и координации движений (ОО «Физическое развитие»).

Пособие «Развивай-ка» решает большой спектр коррекционных и образовательных задач и позволяет обеспечить интеграцию образовательных областей, а также, коррекционно-речевые задачи:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;
  • расширение лексического запаса;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий.

Также решает задачи образовательных областей «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики, улучшение координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости) и «Познавательное развитие» (обогащая представления детей об объектах окружающего мира, совершенствуя умения детей систематизировать (группировать) предметы по определенным признакам). В процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов, а также происходит развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Пособие «Солнцеград» создано для знакомства со звуками и буквами, обучение слоговому чтению, для развития у дошкольников пространственных отношений (вверху, внизу, влево, вправо и т.д.) и помогает развивать сенсорику и мелкую моторику.

Разработанные нами авторские пособия используются на протяжении всего периода посещения детьми логопедического пункта и после выпуска из логопедического пункта воспитателями подготовительных групп в совместной деятельности взрослых и детей.

Применение эффективных образовательных практик в виде авторских пособий «Умелые ручки», «Разивай-ка». «Сосчитай-ка», «Солнцеград» дало положительную динамику развития воспитанников посещающих логопедический пункт, отслеживаемую при систематическом проведении мониторинга.

Благодаря использованию игровых технологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.

 

Библиографический список:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение,1990. – 239 с.
  3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2006. – 192 с.
  4. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014 – 368 с.