Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

nsk@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ «ПАРАШЮТ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (Автор: Барамыкова Светлана Николаевна)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ методики «ПАРАШЮТ» В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Барамыкова Светлана Николаевна.

Новосибирск, МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея», педагог-психолог.

 

Аннотация. В статье представлен опыт использования игровой методики «Парашют» в организации образовательного процесса групп компенсирующей направленности с целью формирования навыков командных взаимодействий, как способа профилактики вторичных отклонений в развитии, трудностей в обучении и социализации детей с ограничением здоровья.

Ключевые слова: игровой педагогический парашют, дети с ограниченными возможностями здоровья, группа компенсирующей направленности.

 

THE USE OF PEDAGOGICAL GAMES PARACHUTE ACTIVITIES WITH THE CHILDREN IN GROUPS OF COMPENSATING TYPE

 

Baramykova Svetlana Nikolaevna.

Novosibirsk, MKChEE kindergarten № 508 combined type «Fairy», teacher-psychologist.

 

Abstract. The article presents the experience of the play technique «parachute» using in the educational process organization of compensating orientation groups in order to form skills of team interaction, as a way to prevent secondary developmental disorders, difficulties in learning and socialization of children with disabilities.

Key words: educational parachute, children with disabilities, group of compensating orientation.

 

Группа компенсирующей направленности – это разновозрастная группа детей с разными проблемами в развитии. Одним из важных факторов для детей данной категории является овладение коммуникативными и игровыми навыками.

При отсутствии специально организованных условий преодоления недостатков наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка. Поэтому ранняя психолого-педагогическая коррекция в этом случае будет носить предупреждающий характер, позволяющий снять трудности социальной адаптации и интеграции, расширить возможности детей овладения речью, повысить способность к развитию и использованию познавательных возможностей, улучшить прогноз формирования личности в целом [2].

Игровой педагогический парашют – нетрадиционное оборудование для психического и физического развития дошкольников, предназначенное для занятий и игр. Его использование учит согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, способствует развитию внимания, памяти, координации, укрепляет мышцы спины, плеч, предплечий, кисти рук. Игры с «Парашютом» вызывают у детей положительные эмоций, вносят радость, оживление, способствуют развитию воображения, творчества, фантазии, дают спектр новых ощущений. Для деятельности с игровым парашютом не требуется каких-то особых навыков и координации движений.

Основу игровой технологии «Парашют» составляет композиция, то есть непрерывные по содержанию и слитные по технике выполнения двигательных упражнений, объединенных в определенный комплекс [3].

Многолетний опыт педагогической деятельности позволил пересмотреть некоторые подходы к коррекционной деятельности с детьми в группе компенсирующей направленности. Было обращено внимание, что в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройствами аутистического спектра (РАС), чаще всего используются однообразные и привычные методы и приемы: индивидуальная работа, традиционные дидактические, развивающие игры и упражнения. Несомненно, они несут большую пользу, но решают возрастную потребность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в движении частично.

Игровой педагогический парашют можно использовать в любой части организованной деятельности (утренней гимнастики, динамических пауз, на прогулках), вместе с различными музыкальными приветствиями и разминками, а также при взаимодействии с другими педагогами (инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом).

Тем самым через участие детей в разнообразных формах и видах активности, создаются возможности успешного овладения игровыми навыками. Педагоги совместно обеспечивают здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов [3].

«Парашют» позволяет не только разнообразить коррекционную деятельность, но и проводить занятия с детьми разного возраста и с индивидуальной спецификой развития, учить их принимать друг друга, выполнять игровое правило, активизировать двигательные навыки, согласованно действовать, общаться доступным способом, получать положительные эмоции. Поэтому занятия с парашютом должны проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, – тогда они будут выполнять все задания с удовольствием. Даже дети, которые с трудом включаются в игровой процесс и общие игры, проявляют заинтересованность к данному виду деятельности, так как сами могут выбирать свою возможную скорость и степень активности.

Каждое занятие имеет свои структурные особенности и возможности использования «парашюта». Обязательным условием проведения занятий является создание психоэмоционального комфорта, свободного от штампов и стереотипов.

Вводная часть занятия с использованием «парашюта» позволяет настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт, развивает межличностные взаимодействия, способствует снятию напряжения и «зажимов».

Особенностью основной части занятий с «парашютом» является использование игровых упражнений и подвижных игр одной тематики или сюжета. Например, в игровом задании «Расскажи стихи с волшебным парашютом», педагог сопровождает чтение стихотворения с подходящими по смыслу движениями (дети повторяют). Игры необходимы для создания комфортной обстановки, повышения уровня самостоятельности (задания постепенно усложняются). Размещение детей по кругу создает открытое общение, ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимодействие. При знакомстве или закрепления цвета (у «парашюта» присутствует необходимый цветовой набор секторов), возможно обозначение цветом времени года, явлений природы, классификации предметов, ритмическом делении слова на части.

В заключительной части используются игры малой интенсивности, включающие упражнения на мышечную релаксацию, мимическую гимнастику, закрепляющие положительные эмоции.

Таким образом, использование игрового педагогического парашюта в организации образовательного процесса групп компенсирующей направленности формирует навыки командных взаимодействий, является одним из доступных условий и способов профилактики вторичных отклонений в развитии, трудностей в обучении и социализации детей с ограничением здоровья [1].

 

Библиографический список:

  1. Бойко Д. Ю. Игровой парашют [Электронный ресурс]. – URL: http://nmcsova.ru/konf/ovsm2/metodikadou/boyko-dyu-igrovoy-parashyut-irkutskaya-obl-g-bratsk (дата обращения 01.06.2018).
  2. Одинокова Н. А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / Под ред. Г.С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 175-178.

Фролова С. В., Сорокина Н. И. Использование игровой технологии «Парашют» в работе с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/18894.html (дата обращения 01.06.2018).