Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Пуханова Тамара Степановна.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 249 ОАО «РЖД», учитель логопед.

 

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!» [1].

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы, на смену им пришли телевизоры и компьютеры. Информатизация дошкольного образования набирает значительные темпы роста, в учебно-воспитательной деятельности детских садов используются новые информационные технологии. Первыми организаторами и вдохновителями работ в этом направлении выступали педагоги и психологи НИИ дошкольного воспитания, Госкомитета по народному образованию и специалисты по вычислительной технике из Ассоциации «Компьютер и детство».

Сегодня, очевидно, что ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте, можно утверждать, что дозированная и целенаправленная  работа с компьютером, способствует формированию у детей личностных качеств и совершенного мировоззрения, расширению интересов, развивает мировоззрение. Но, на наш взгляд, в системе дошкольного обучения и воспитания компьютерные игры должны скорее дополнить, чем заменить другие виды игровой деятельности.

В процессе обучения грамоте происходит развитие широкой ориентировки в звуковом строе речи, при этом, в ходе  занятий внимание ребенка необходимо переключать со смысловой стороны речи на звуковую. Эту задачу также помогают решать компьютерные игры, с помощью которых проводится звуковой анализ слов, моделируется на картинках-схемах звуковой состав, с помощью фишек, определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, создаются различные конструкции. С помощью компьютерных игр дети  знакомятся с основой словообразующей единицей – слогом, со слоговой структурой слова.

Компьютерные игры помогают качественно овладеть звуковым анализом слов, то есть последовательным вычленением всех звуков в слове по порядку, что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме. Особое место  в процессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения. Это способствует более быстрому переходу  от слогового чтения к слитному.

 Работа с моделями звукового состава слов с помощью компьютера развивает у ребенка не только умение устанавливать последовательность звуков в слове, но и определять их качественную характеристику: различать звуки гласные – ударные и безударные и согласные – твердые и мягкие. С этой целью нами используются  такие игры как: «Азбука», «Подскажи словечко», «Меня зовут…», «Веселая азбука»,  «Волшебный букварь» и др.

Значительный эмоциональный отклик вызывает игра «Меня зовут», которая заключается в том, что ребенку надо соотнести предмет, изображенный на экране, с одной из букв алфавита, при этом в одном случае, предлагается найти картинку, начинающуюся с предложенной буквы, а в другом случае – подобрать букву под данную картинку. В результате найденного правильного ответа ребенок знакомится с «новым другом», появившимся на экране и может прочитать его имя. Эта игра используется не только с детьми подготовительной группы, но и с детьми старшего возраста в конце года.  Усваивая четыре или пять звуковых слов,  дети закрепляют действия звукового анализа слов, дифференцирование звуков по их качественной характеристике.

Результаты проведённой нами работы по внедрению компьютерных игр в образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования показали, что игры  помогают формировать у детей  желание научиться управлять компьютером, способствуют формированию интереса к технике, повышают познавательную активность дошкольников, стимулируют развитие воображения, способность ориентироваться в пространстве.

 

Библиографический список:

  1. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
  2. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т. 1. – С. 145–159.
  3. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6 (8-9).