Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Барган Домника Васильевна.

Норильск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93 «Капитошка», учитель-логопед, domnika_@mail.ru.

 

Аннотация. Данная статья посвящена использованию мультимедийных презентаций с целью повышения эффективности коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Ключевые слова: мультимедийные презентации, дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, монитор, нажатие мыши, правильность ответа.

 

Для ребенка старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая оказывает непосредственное влияние на его формирующуюся личность. Правильно подобранные компьютерные развивающие игры и задания являются для ребенка интересной игрой, вызывающей у него желание рассмотреть, действовать, играть и вновь вернуться к этому занятию.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, разработанных с помощью программы Power Point. Гармоничное соединение традиционных средств обучения с применением презентаций, игр и упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и тем самым сократить время на преодоление речевых нарушений.

Применение мультимедийных презентаций, игр и упражнений положительно влияет на эффективность коррекционно-образовательного процесса по следующим направлениям: развитие артикуляционных движений; развитие речевого дыхания; автоматизация поставленных звуков в слогах, словах и предложениях; дифференциация звуков; пополнение, уточнение и активизация словаря; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи и познавательных способностей.

Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, может быть представлено в различных видах заданий. Рассмотрим подобные задания на примерах.

Артикуляция звука «С». Задание выполняется с использованием зеркала. На слайде презентации появляется схема с изображениями, обозначающая правильную артикуляцию звука «С», которую ребенок должен повторить.

Комплекс артикуляционной гимнастики при нарушении произношения свистящих звуков. Задание выполняется с использованием зеркала. Ребенок выбирает изображение с названием упражнения и нажимает на нее, переходя по гиперссылке на описание данного упражнения, которое ему необходимо выполнить. Применяются следующие упражнения:

  • «Помоги Снегурочке оправить снежинку к друзьям» (предлагается нажать на картинку, сопровождая улетающую снежинку произнесением звука «С» на одном выдохе);
  • «Назови картинки» (на мониторе появляются картинки на звук «С» в начале, в середине и в конце слова, необходимо правильно произнести данные слова);
  • «Спой распевку» (ребенок выполняет логопедическую распевку «Оса», которая автоматизирует звук «С» в предложении. Включает распевку нажатием мыши);
  • «Пошагай по звуковой улитке на звук «С»» (ребенок «шагает» пальцами по улитке, на которой изображены картинки со звуком «С» и называет их);
  • «Найди подарки для героев сказки» (найти подарки для героев сказки, провести по линиям-дорожкам сначала пальцем, затем проверить правильность ответа нажатием мыши);
  • «Слоговая ромашка» (произнести слоги, соединяя сердцевину цветка с лепестком ромашки);
  • «Найди картинку» (необходимо назвать предметы, увиденные на изображениях, спрятанных за смайликами, появляющимися на мониторе);
  • «Найди спрятанные предметы» (на мониторе появляются наложенные друг на друга картинки, называть найденные предметы со звуком «З»);
  • «Помести картинки в вагончики» (определить количество слогов в слове и поместить картинку нажатием мыши в соответствующий вагончик).
  • «С кем дружит Рома?» (составить предложение, отвечая на вопрос: «С кем дружит Рома?», ответ сопровождается нажатием мыши);
  • «Верни предмет» (определить и составить предложение о том, кому принадлежит предмет, проверять правильность ответа нажатием мыши);
  • «Посади путешественников» (поместить нажатием мыши в кузов грузовика только те картинки, где есть звук «З», а в автобус поместить картинки со звуком «С», при этом называя животных, изображенных на картинках);
  • «Живое-неживое» (определить живой или неживой предмет и составить словосочетание, правильно произнося звуки «Ш», «Ж», проверить правильность ответа нажатием мыши);
  • «Укрась шапки» (составить предложения, украшая желтую шапку словами со звуком «С», а зелёную со звуком «Ш», проверить правильность ответа нажатием мыши).

При выполнении этих заданий у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь и психические процессы.

 

Библиографический список:

  1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. – Логопед, 2004. – № 2.
  2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.
  3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь, 2007.