Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аблёзгова Светлана Александровна.

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 10», Белгородская область, г. Валуйки, учитель-логопед.

По мнению  Б.М. Теплова «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет  речевое развитие ….».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

Развивая  речь  детей в театрализованной игре, нами ставятся следующие задачи:

  • развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
  • развитие звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
  • формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
  • развитие связной речи [1, с. 85].

На наш взгляд, театрализованные игры позволяют:

  • развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;
  • выработать умение управлять своими органами артикуляции;
  • формировать навык правильного речевого дыхания;
  • улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
  • тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;
  • повышать работоспособность, речевую активность.

Основные требования, предъявляемые  к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей [2, с. 35].

Театрализованные игры могут быть включены в перечисленные режимные моменты:

  • Театрализованные игры в НОД.

Во время занятия педагог  включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по звукопроизношению,  по грамоте с помощью театрализованных игр  дети учатся  правильному произношению звуков.

  • Использование театрализованных игр в свободной совместной деятельности  во время  прогулки. Например, при изучении лексической темы «Осень» используются  в работе такие театрализованные игры как: «Осенние листочки», «Ветерок», «Дождь», «Солнышко и дождик» и др. В этих играх дети изображают как кружатся осенние листочки, как они шуршат, как качаются под ветром деревья, как люди прячутся от непогоды, т.е. через эти игры дети учатся правильно дышать, развивается фонематический слух, мимика, идет согласование речи и движения, воспитывается любовь к прекрасному,  к природе и т.д.. [3, с. 55].
  • Использование театрализованных игр  в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Детям даётся  возможность пользоваться в самостоятельной деятельности пальчиковым театром, где импровизируют на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

Выход на сцену – это уже ответственность. Поэтому необходимо заранее заучивать текст, роли, позы, жесты. Главное – это понимание смысла сказки.  Умело, поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации.

Театрализованная игра – это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда маленькие дети начинают  принимать участие в создании  спектаклей. По итогам результатов диагностики  уровня речевого развития можно сделать следующие выводыпроисходит уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем развития речи (словарный запас, звуковая культура речи, связная речь, выразительность речи).

Таким образом, театрализованная игра  является эффективным средством в речевом развитии ребёнка-дошкольника и позволяет достигнуть значимых результатов в активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие  в ней доставляет детям радость и вызывает активный интерес к спектаклям.

 

Библиографический список:

  1. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» / Пособие для работников дошкольных учреждений. М., 2003 – 128с.
  2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» М., 2003 –77 с.
  3. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников [текст] / О.С. Ушакова. М. ИПТ, 2001. 95 с.