Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СПОРТСМЕННОВ НП-2

Черданцева Мария Валерьевна. г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №1 «ЛИГР», педагог-организатор, cherdantseva.masha@yandex.ru. Аннотация. Современный спорт предъявляет высокие требования к эффективности взаимодействия людей внутри команды. Метод социометрии основан на том, что межличностные выборы можно, оказывается, достаточно четко регистрировать, обсчитывать и в итоге получать даже количественные показатели, информирующие тренера о характерных психологических особенностях той или иной команды. Ключевые слова: социометрия, диагностика малой группы, спортивная команда, психодиагностика. Уже многие годы в социальной психологии сплоченность рассматривается как феномен, отражающий степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности [1]. Методом социометрии было опрошено 12 спортсменов – учебно-тренировочной группы НП – 2 (12-13 лет), отделения баскетбола, спортивной школы. Структура взаимоотношений начинается с того, что между игроками в той или иной форме проявляются предпочтения, межличностные выборы. Например, игрок А стремится к сближению, к развитию эмоциональных контактов с игроками Б и В. Но он же отдал эмоциональное предпочтение совсем другим членам команды, если имеется в виду какая-то неформальная ситуация, например, совместный отдых, развлечение и т. д. Поэтому психологи выделяют как деловые, так и личностные мотивы общения и выбора, а в соответствии с этим - формальную и неформальную структуры группы (команды). В идеальном варианте - неформальная и формальная структуры взаимоотношений в команде в основном совпадают, а игровые амплуа и уровень мастерства отдельных игроков удачно дополняют друг друга. Но так бывает, к сожалению, крайне редко. В любом случае тренеру крайне важно точно и конкретно знать, каковы внутренние процессы, протекающие в команде, которые либо способствуют, либо препятствуют формированию взаимопонимания и сплоченности. В основу социометрического метода положен вопрос: " С кем из присутствующих в группе вы бы хотели пойти на праздник?". По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) мы можем судить о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе (Диаграмма 1). Рис. 1. Социометрическая матрица Социометрия, проведенная в учебно-тренировочной группе НП – 2 спортивной школы выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее бла¬гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межлич¬ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Основным показателем сплоченности является ценностно-ориентационное единство группы [2; 3]. На основании полученных данных можно сказать о характере отношений, существующих в группе, отмечена разобщенность группы на отдельные группировки по половому признаку, у девочек и мальчиков можно выделить явных лидеров. Равное распределение выборов, свидетельствует о здоровой конкуренции внутри группы. Устойчивые взаимоотношения и умение налаживать отношения, в рамках высоких показателей взаимных выборов мы наблюдаем у лидеров. Кроме того, оценивая высокий процент отверженных детей в группе (5 человек), к работе с данной группой подключится педагог-психолог школы. Стоит отметить, что полученные нами данные имеют основание – группа НП – 2, была сформирована в сентябре 2017 года, из нескольких групп, по лучшим спортивным достижениям. Поэтому мы видим, что процесс адаптации, и налаживания коммуникации продолжается до сих пор. Библиографический список: 1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 321 с. 2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: Изд-во МГУ, 1979. - 126 с. 3. Психологическая теория коллектива / под. ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. – 239 с.