Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Бурина Кристина Игоревна.

Тверь,  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет», christeenigorevna@mail.ru.

Научный руководитель: Гонина Ольга Олеговна.

Тверь, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет», доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии.

                                              

Аннотация. В статье актуализируется проблематика социального развития в раннем возрасте. Характеризуются линии влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей общения со сверстниками в раннем детстве. Формулируются психолого-педагогические рекомендации по развитию общения детей со сверстниками.

Ключевые слова: социальное развитие, общение, коммуникация, ранний возраст.

 

Проблема общения детей раннего возраста со сверстниками очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Можно выделить несколько линий влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста.  Общаясь  друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познают самих себя, постоянно сравнивают себя с ровесниками и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей интенсивные положительные эмоции и стремление вновь пережить состояние общности с другим ребенком, а на  фоне  сходства  для  каждого  ребенка ярко выделяется его собственная индивидуальность. В общении с ровесником наиболее полно удовлетворяется потребность детей в активности и развивается эмоциональная сфера. Общение со сверстником создает условия для творческого самовыражения детей и реализации своей самобытности и непосредственности. Существенный результат общения с ровесниками – формирование  у детей инициативности. Если взрослый часто предвосхищает проявления инициа­тивы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в общение, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения и планировать совместную деятельность. Благодаря ему дети овладевают некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку, учатся применять на практике нормы поведения, упражняются в нравственных поступках [3].

Общеизвестно, что общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Эти обстоятельства делают актуальной тему данной работы. Объектом нашего исследования является общение детей раннего возраста. Предмет исследования – общение детей раннего возраста со сверстниками. Цель исследования: изучить возрастные особенности общения детей раннего возраста со сверстниками. Гипотеза исследования заключается в предположении того, что у детей раннего возраста сформирована потребность в общении со сверстниками, но оно еще не характеризуется чертами внеситуативности и устойчивыми избирательными предпочтениями. Методы исследования: комплекс общенаучных методов  построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы), эмпирические методы (наблюдение), методы обработки данных (качественные и количественные методы).

С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена исследовательская работа. Для диагностики особенностей общения детей раннего возраста со сверстниками были использованы следующие методики:  «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад)[1], методика одномоментных срезов структуры группы детского сада (Т.А. Репина, М.В. Веракса) [2], методика диагностики развития общения со сверстниками   (В.М. Холомгорова, И.А. Орлова) [4].

Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) позволяет определить круг значимого общения для ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии к другим детям. Методика одномоментных срезов структуры группы детского сада позволяет выявить общую картину реального общения в конкретной группе детского сада, обнаружить микрообъединения детей, возникающие при свободном общении в группе (в том числе и наиболее устойчивые), определить численный состав этих игровых объединений, выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика диагностики развития общения детей со сверстниками И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой представляет собой метод наблюдения, который является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как интерес к сверстнику, инициативность, чувствительность, просоциальные действия и активная речь.

Диагностика особенностей общения со сверстниками осуществлялась  на базе МДОУ детский сад №158 г. Твери. В исследовании приняли участие 11 детей раннего возраста. За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение», «Общение с участием взрослого», «Совместная деятельность с предметами», «Один предмет на двоих». В результате диагностики по методике «Два дома» выявлено, что предпочитаемыми детьми оказались 4 детей из 11 (36%), принятыми 4 из 11  (36%), непринятыми 2 детей  из 11 (18%), изолированным оказался 1 ребенок (9%).

По методике одномоментных срезов структуры группы детского сада (Т.А. Репина, М.В. Веракса) выявлено, что интенсивность общения выражена у 5 детей из 11 (45%), избирательность общения показали 2 детей из 11 (18%), частота общения прослеживается у 6 детей из 11 (54%), продолжительность общения замечена у 3 детей из 11 (27%), наличие мотивации у 7 детей из 11 (63%). Диагностика развития общения со сверстниками по методике И.А. Орловой, В.М. Холмогоровой показала, что высокий уровень общения со сверстниками у четверых детей (36%), средний уровень – у шести детей (55%) и низкий уровень – у одного ребенка (9%). Баллы суммировались исходя из предложенных в методике критериев, таких как интерес к сверстнику, инициативность, чувствительность, просоциальные действия и средства общения (экспрессивно-мимические и активная речь).

Исходя из полученных данных, мы видим, что в целом у детей раннего возраста сформированы те коммуникативные навыки, которые присущи детям в их возрасте. Большинство детей в возрасте трех лет проявляют потребность в общении со сверстниками, отличаются высоким уровнем общения со сверстниками, они проявляют интерес, могут взаимодействовать друг с другом и проявлять на базовом уровне симпатию и на основании этого выбирать себе партнера по играм. Половина детей, принимавших участие в диагностике, используют активную речь и другие просоциальные действия (мимику, жесты). К концу раннего возраста детские контакты становятся более прочными, сверстник начинает выступать как предпочитаемый субъект для игр. Несмотря на то, что общение детей формируется к концу раннего возраста, оно еще не  приобретает черт внеситуативности, между детьми не выявлены устойчивые избирательные предпочтения. Полученные результаты диагностики позволили доказать выдвинутую гипотезу и сформулировать ряд рекомендаций по развитию общения детей раннего возраста со сверстниками: следует формировать положительное отношение к сверстникам, на собственном примере демонстрируя уважительное отношение ко всем детям;  привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку; организовывать совместные игры, что поможет научить детей учитывать желания других и координировать совместные действия; при возникновении конфликтных ситуаций помогать детям переключать внимание на другие формы продуктивной деятельности и указывать на достоинства друг друга; избегать сравнения детей со сверстниками при оценке знаний, достижений, внешних данных; обращать внимание на индивидуальные различия между детьми. Это послужит важным аспектом развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Библиографический список:

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. –М.: МС, 2010. – 210 с.
  2. Веракса А.Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 352 с.
  3. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 465 с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. – М.; Владос, 2008. – 346 с.