Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Сабитова Милана Гарифовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, sabitova.milana@mail.ru.

Научный руководитель: Назарова Нина Илларионовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

 

Аннотация. В этой статье отражена история физического воспитания на примере стран Европы. Физическое воспитание рассмотрено с точки зрения необходимого предмета в образовательных программах. Показана современная классификация студентов для занятий физической культурой в соответствии с индивидуальными показателями здоровья. Также рассмотрен пример мирового студенческого движения – Универсиада (краткая история, сроки проведения, мотивация).

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, спортивно-игровая система, физическое совершенствование, учебная среда, индивидуальные показатели здоровья, лечебная физическая культура, нормативы.

 

Начальный этап формирования физической подготовки студентов зародился со времен создания в Европе первых университетов и рыцарских академий. Предмет физического воспитания не значился в образовательной программе  учебного заведения, однако физическое развитие играло значимую роль в студенческой общественной жизни. Студенты занимались спортом вне стен учебного заведения. В рыцарских академиях спорт постепенно входил в учебные программы.  Такие виды спорта как плавание, фехтование, верховая езда, танцы, были весьма популярны в Европе в XVII в. Чтобы участвовать в занятиях по физической подготовке в школах, нужно было получить согласие ректора. Пропуск трёх занятий в течение месяца приводил к исключению. Студенты должны были сдавать экзамены по спортивным дисциплинам. Занятия проводили штатные инструкторы, которые оплачивались из бюджета университета. Количество занимающихся в одной группе обычно не превышало 10 человек. Объяснялось это недостатком помещений, для занятий, нехваткой квалифицированных инструкторов – преподавателей, а также средств на приобретение спортивного оборудования [5, с. 45-46].

В Англии с 1829 г. стали проводиться традиционные соревнования по гребле между студентами Кембриджского и Оксфордского университетов, а с 1845 г. - по лёгкой атлетике в Итонском колледже. В числе первых стран, принявших спортивно-игровую систему и включивших физическое воспитание в учебные планы, были Соединённые Штаты Америки. В конце XIX и в начале XX вв. под влиянием научно-технической революции происходит модернизация систем физического воспитания во многих странах Европы. Физическое воспитание становится обязательным предметом в большинстве ВУЗов. Важную роль в этом процессе сыграли французские системы Ж. Демени и Ж. Эбера. Гимнастическая система физиолога и педагога Жоржа Демени (1850-1917) была одной из лучших в Европе в начале XX в. по научной обоснованности как с медико-биологических (ему было известно учение русского физиолога И.М. Сеченова об активном отдыхе), так и с педагогических достижений того времени. Главной целью обучения Демени считал научить воспитанника экономить энергию при выполнении работы, что можно достигнуть лишь путём упражнений в ловкости и координации движений. К основным средствам своей системы он относил семь видов естественных упражнений - ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие и ношение тяжестей, метание и приёмы «нападения и защиты» [5, с. 54]. В научных трудах Демени освещен механизм движений как пролог современной биомеханики. Система Демени предусматривала дифференцированный подход в физическом воспитании. Она была рассчитана на многолетнюю подготовку, а это не устраивало правительство Франции, которое стремилось к быстрой подготовке молодёжи для военных действий [5, с. 154].

Развитие спорта в образовательной среде в странах Восточной Европы происходит значительно быстрее. Отличительной особенностью является наличие в структуре ВУЗов кафедр физического воспитания численностью от 5 до 70 преподавателей: примерно по 300 в Украине, Польше, России и несколько меньше в Белоруссии и Молдове. Эти учебные заведения имеют в программах подготовки предмет «Физическое воспитание». Предмет является обязательным в большинстве учебных заведений (2-4 часа занятий в неделю). Также отличительной особенностью стран этого региона является  разделение студентов на 3 группы для занятий физкультурой по индивидуальным показателям здоровья:

  1. Основная группа (студенты, не имеющие проблем со здоровьем).
  2. Подготовительная группа (студенты с незначительными отклонениями в состоянии здоровья).

3.Спец. группа (студенты с отклонениями в состоянии здоровья). Из этой группы выделяется группа ЛФК (студенты, имеющие патологии здоровья и инвалиды).

Страны Восточно-Европейского региона имеют примерно одинаковую систему подготовки тренерских и преподавательских кадров. Подготовка в основном проводится на факультетах (институтах) физического воспитания университетов педагогического профиля (примерно до 15 в каждой стране) и специализированных учебных заведений физкультурного профиля (примерно до 6 в каждой стране). Наиболее крупные технические университеты этих стран также проводят подготовку тренеров, учителей физической культуры и преподавателей (примерно до 5 в каждой стране). В спортивных соревнованиях эти учебные заведения составляют серьезную конкуренцию специализированным учебным заведениям физкультурного профиля.

Примером мирового спортивного студенческого движения долгое время служат  международные студенческие игры или универсиада. Универсиада — международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта. Часто упоминаются, как «Всемирные студенческие игры» и «Всемирные университетские игры». Каждые два года проводятся летние и зимние универсиады. История студенческого спорта началась в 1905 году, когда в США прошли первые международные соревнования среди студентов. В 1919 году Жаном Птижаном была создана Конфедерация студентов. Под эгидой этой организации в 1923 году состоялись первые Всемирные Университетские Игры в Париже. До 1957 года Универсиада проходила через каждые два года. А, начиная с 1959года, соревнования проводятся ежегодно, поочередно – зимние и летние. Наша страна принимала летние студенческие Игры в Москве в 1973году и в 2013 году – в Казани.

В 2019 году в Красноярске пройдут всемирные студенческие игры — XXIX Всемирная зимняя Универсиада. Решение о проведении Универсиады в Красноярске было принято Международной федерацией университетского спорта 9 ноября 2013 году в Брюсселе.

Участие в университетских играх ставит участников по возрастному критерию в равные условия, так как принимать участие в них имеют право лишь студенты. Кроме того, спортсмен обязан представлять страну, гражданином которой является. Результаты соревнований являются ярким примером качества физической подготовки студентов. Во многих учебных заведениях периодически проводятся соревнования между факультетами, между студенческими общежитиями с участием профессорско-преподавательского состава. В целях повышения качества физической подготовки возобновляется сдача нормативов ГТО. В учебных заведениях создаются условия для разносторонних занятий спортом.

 

Библиографический список:

  1. Аникеев Д. М. Проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. - М.: Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, - № 2. - С. 6-9.
  2. Войнар Ю. Физическое воспитание в польских высших школах - М: Теория и практика физической культуры, 2000. - № 12. - С. 45-46.
  3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: УРАО, 1999. - 43 с.
  4. Демени Ж. Курс гимнастики. Переработка Г.А. Дюперрона. - Л.: Физкультура и туризм, 1932. - 160 с.
  5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
  6. Сычев С.А. Формирование потребности физического совершенствования у студентов высших технических учебных заведений. - К.: Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2002. - 195 с.