Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗА 10 ЧАСОВ

Филиппова Юлия Семеновна. г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент. Аннотация. Прошло пять лет после включения в образовательный процесс предмета «Физическая культура» для студентов заочного и очно-заочного отделения всех специальностей не физкультурного профиля. За 10 часов аудиторной работы необходимо изучить материал по теории физической культуры и спорта, необходимый студентам в их дальнейшей профессиональной карьере. Выделение различных форм массовой физической культуры (организованной физической активности) в зависимости от целей и используемой нагрузки облегчает изучение предмета. Ключевые слова: студенты заочного отделения, физическое воспитание, рекреация, оздоровительная физическая тренировка, спорт, адаптивная физическая культура. Физическая культура – это залог будущей активной профессиональной деятельности. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки, она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и построении необходимой социокультурной комфортной среды. Физкультурное образование – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области физической культуры [5]. 10 часов общения с преподавателем (лекционные, практические занятия) дают возможность остановиться на ключевых моментах теории физической культуры. Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения, а также понятийный аппарат, который устанавливает единое толкование профессиональных терминов при общении специалистов, а также преподавателей и учеников. Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами физической культуры. Предметом исследования выступают средства приобщения человека к ценностям физической культуры. Физическая активность и спорт являются важнейшими факторами увеличения продолжительности жизни населения вообще и людей трудоспособного возраста в частности. Отрасль физической культуры и спорта – часть национальной экономики, связанной с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров и услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте. Она производит такие нематериальные продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг. Спортивный бизнес удовлетворяет жизненно важные потребности людей - стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга [2]. Составные части физической культуры и спорта, как индустрии: 1. Шоу-зрелища, спорт профессионалов. 2. Организованная физическая активность. Физическая активность или двигательная активность – это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение, удержание позы или перемещение человеческого тела и его частей в пространстве. Двигательная активность – деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие, может быть облигатной, спонтанной и организованной. Облигатная (вынужденная) физическая активность связана с реализацией разнообразных потребностей – в пище, в безопасности, в сексуальной, в трудовой, в учебной и т.п. Спонтанная активность не имеет очевидной направленности и осуществляется в свободное время. В отличие от спонтанной двигательной активности, организованная физическая активность – это определённым образом организованная система использования средств и методов физической культуры, направленная на решение специфических, характерных только для неё задач [4]. Основные формы организованной физической активности (массовой физической культуры): физическое воспитание (образование), физическая рекреация, оздоровительная физическая тренировка (фитнес), спорт, адаптивная физическая культура. Цель – это систематизирующий компонент функционирования системы, подразумевающий те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем. Занятия физическими упражнениями отличаются по целям и используемой нагрузке (см. табл.1). Таблица 1 Виды массовой физической культуры (организованной физической активности) № Наименование Цель Используемая нагрузка 1 Физическое воспитание (образование) реализация образовательной программы соответствует программным требованиям. 2 Рекреация (активный отдых) восстановление работоспособности и улучшение функционирования утомлённого организма специально подобранные упражнения, вовлекающие в работу мышцы, которые не принимали участие в предшествующей деятельности 3 Оздоровительная физическая тренировка (фитнес) достижение должного уровня физического состояния для оптимальной физической работоспособности и стабильного здоровья умеренная - достаточная для возникновения тренировочного эффекта, но не превышающая функциональных возможностей организма 4 Спорт достижение максимального результата и выполнение спортивных разрядов в избранном виде спорта на официальных соревнованиях, включённых в утверждённый календарный план используется околопредельная нагрузка. 5 Адаптивная физическая культура реабилитация и максимально возможное развитие двигательных характеристик. N.B! Главным является социализация и интеграция индивидуума. с помощью физических упражнений стимулируются ответные реакции организма, вызывая индивидуально заданные управляемые реакции на педагогические воздействия. В высших учебных заведениях целью изучения дисциплины «Физическая культура» – является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста [4]. Физическое воспитание в режиме учебной деятельности студентов регламентируется учебной программой, предусматривающей наличие трёх основных разделов: теоретического, практического, контрольного. Студенческий спорт – это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации. Международные студенческие игры, которые проводятся один раз в четыре года, являются самыми крупными и престижными студенческими соревнованиями. Олимпийское воспитание формирует у молодежи знания, интересы, умения и навыки, которые ориентируют их на высокий спортивный результат и на соответствующую физическую подготовку. Целью олимпийского образования (воспитания) является приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма в соответствии с принципом «fair play» [3]. Поскольку на заочном отделении в основном учатся семейные люди, у которых есть дети, важно сформировать правильное понимание роли родителя в учебно-тренировочном процессе ребёнка – спортсмена. Как выбрать хорошего тренера, которому можно доверить ему ребёнка? Законный представитель несовершеннолетнего должен внимательно прислушиваться к советам и рекомендациям тренера, чтобы создать прочный психологический треугольник: спортсмен – тренер – родитель. При этом очень важно не перегружать ученика излишними секциями и кружками. Активный досуг – это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры, активном отдыхе. Оздоровительные тренировочные занятия – это лучшая форма самостоятельной работы студентов. Существуют следующие варианты проведения оздоровительных тренировочных занятий: самостоятельные и под руководством тренера – профессионала. Самостоятельное оздоровительное занятие обладает всеми свойствами контролируемых процессов: оно требует усилий для распределения ресурсов субъекта; направлено на осознаваемую цель и интерферирует с другими видами психической деятельности. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться с лечащим врачом для того, чтобы установить возможные ограничения при занятиях физической культурой и выяснить - чем следует заниматься: адаптивной физической культурой или физической культурой для здоровых лиц. Чтобы занятия физическими упражнениями не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников. Диагностика - это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании. Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности. Врачебно-педагогический контроль помогает оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий, выявлять динамику развития спортивных результатов, прогнозировать достижения отдельных спортсменов. Самоконтроль – это система самостоятельных наблюдений за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Осуществлять педагогический контроль и самоконтроль удобно с помощью компьютерной программы мониторинга здоровья [1]. Физическая культура студентов выступает как интегральное качество их личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования. Занимаясь для здоровья, не стоит забывать и о других мотивах тренировочных занятий. Сегодняшнее поколение больше, чем его предшественники, сфокусировано на визуальном восприятии действительности. Генетическая звездность или торжество генетики (genetic celebrity) по Уоррену Фарреллу – физическая красота, обусловленная набором генов, переданных родителями, даёт преимущество в профессиональной и личной жизни [5]. Таким образом, освоение данного предмета должно изменять и делать жизнь людей лучше. Библиографический список: 1. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Кабанов Ю.Н., Лебедев А.В., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом. - Новосибирск: НГПУ, 2006. – 72 с. 2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с. 3. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. – С. 41–44. 4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с. 5. Farrell Warren. The Myth of Male Power. NEW MALE STUDIES: AN INTERNATIONAL JOURNAL ~ ISSN 1839-7816 ~ VOL. 1, ISSUE 2, 2012, PP. 4-33 © 2012 AUSTRALIAN INSTITUTE OF MALE HEALTH AND STUDIES