Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

К ПРОБЛЕМЕ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» (Автор: Караваева Светлана Анатольевна)

К ПРОБЛЕМЕ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

 

Караваева Светлана Анатольевна.

г. Троицк, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Троицкий филиал, доцент кафедры педагогики и психологии , karavaeva-s@mail.ru.

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы становления социальной культуры у будущих специалистов, выявляется сущность данного понятия и его структура через рассмотрение таких сопутствующих категорий, как «культура», «социальный».

Ключевые слова: культура, культурный, социальный, социальная культура.

 

THE PROBLEM OF «SOCIAL CULTURE» CONCEPTION

 

 

Karavaeva Svetlana Anatolievna.

Troitsk, «Chelyabinsk state University», Troitsk branch, associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, karavaeva-s@mail.ru.

 

Abstract. The article deals with the problem of the social culture formation among future professionals, the essence of the concept and its structure through the consideration of such related categories as "culture", "social" is revealed.

Key words: culture, cultural, social, social culture.

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения подготовка квалифицированных кадров ориентирована на формирование компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на основе  культурных, нравственных  ценностей социума.

В связи с этим актуальной является проблема становления социальной культуры. Именно данное личностное образование обеспечивает личностное развитие человека.  Для того, чтобы выявить сущность понятия «социальная культура» рассмотрим такие сопутствующие ему категории, как «культура», «культурный», «социальность».

В выявлении сущности понятия «культура» можно выделить несколько направлений: философское, социальной, культурологическое, психологическое.

В контексте философского понимания культуры можно выделить два подхода: реалистический и идеалистический. Реалисты понимают культуру как атрибут человеческого социального поведения и обычно определяют ее через приобретенные обычаи, привычки и институты. Для философов идеалистического направления культура  – это идея, а не явление. Для них культура связана с интеллектуальными идеалами и представляет собой все  художественные и интеллектуальные достижения человечества.

В социологическом понимании культура выражается в социальных отношениях, имеет социальную природу и рассматривается как динамичное, сложное образование. Только живя в обществе, человек может стать культурным, то есть реализовать тот потенциал, который заложен в нем от природы.

В психологии также накоплен материал, позволяющий культуру рассматривать как способ человеческой деятельности, имеющий свою специфику.

М.С. Гусельцева [1] отмечает, что культура – это своего рода атмосфера психического развития.  Можно согласиться с этой точкой зрения, так как на развитие психики большое влияние оказывают внешние факторы, то есть речь идет в данном случае о влиянии социума. Через взаимодействие с культурой  социума происходит развитие индивидуальной культуры человека, которая представляет собой знания, личностный опыт, ценностные ориентации, то есть все то, что составляет внутренний мир человека как отражение тех культурных текстов, которые нашли отклик в душе человека.

В культурологии можно встретиться с различным пониманием культуры: одни авторы рассматривают ее как социальный феномен, другие – как духовный. В одном случае главным фактором развития культуры является  общество, в другом –  собственная духовная активность.

Например, М. Ким отмечает, что культура это состояние духовной жизни общества [6]. Э.Е. Платонова пишет, что культура – это личный опыт каждого человека …это феномен диалога человека с жизнью [5].

Для культуролога культура – это проявление духа. Но духовное  - это не синоним культурного. Дух может проявляться и в форме цивилизации. А цивилизация в большей степени связана с достижениями техники.

Таким образом,  культура может выступать в виде формы или в виде содержания. Содержанием культуры должна быть человечность. Если ее нет, то остается одна форма, подобная культурной. А это, скорее всего, будет имитацией культуры.

Можно сказать, что в человеке как сложной системе существует несколько граней бытия: физическая, психическая, социальная, духовная. И культура, исходя из этого, может проявляться на разных уровнях: на физическом (физическая культура), психическом (психическая культура), социальном (социальная культура), духовном (духовная культура). Все эти уровни проявления культуры тесно взаимосвязаны и находятся в интегративном единстве. Поэтому социальную культуру можно рассматривать через ее взаимодействие  с другими видами культуры.

Исходя из анализа научной литературы и опираясь на культурологический подход в понимании культуры, мы считаем, что культура – это накопленный человечеством духовно-нравственный опыт, направленный на благо общества, человека и всего мира;  культурный человек – это человек, обладающий непротиворечивой системой духовно-нравственных качеств, позволяющей принимать решения и действовать во благо общества, человека и страны.

Рассмотрим понятие «социальность».

Д. Векслер считает, что это приспособленность к человеческому бытию [3]. Ю.И. Емельянов - что это способность прогнозировать межличностные события, понимать других людей, их взаимоотношения, себя [2].  М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что социальность означает способность улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере [4].

В целом, можно сказать, что социальность определяет успешность социального взаимодействия и уровень адекватности. Исходя из этого, мы дали следующее определение понятию «социальная культура».

Социальная культура применительно к человеку – это непротиворечивая система его духовно-нравственных качеств, позволяющая  регулировать общение и социальное взаимодействие с другими людьми на основе социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения.

Основными показателями сформированности данного личностного образования являются: способность ставить цели по саморазвитию с учетом тех условий, в которых находится человек, опираясь при этом на нравственные ценности; интерес к познанию себя, других людей, умение позитивно воспринимать окружающий мир, выходить за рамки стереотипов; развивать свою индивидуальную культуру, что означает способность привносить личностный смысл в получаемые знания; способность конструктивно разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.

Таким образом, анализ социально-личностных и общекультурных компетенций позволил выявить следующие структурные компоненты:

  • мотивационно-целевой (увлеченность процессом познания себя и окружающего мира, направленность на саморазвитие, самообразование, самоактуализацию, способность ставить цели);
  • когнитивно-деятельностный (объем знаний об определенных терминах и понятиях, связанных с культурой, предметных знаний, умение использовать их в процессе взаимодейчствия);
  • коммуникативно-рефлексивный (способность общаться и вступать во взаимодействие с другими людьми, анализировать, оценивать, интерпретировать факты культуры).

Практика показала, что на становление социальной культуры влияет создание определенных условий в образовательном взаимодействии: гуманизация образовательной среды через создание субъект-субъектных отношений, использование интерактивных методов обучения, позволяющих приобрести субъектный опыт, опыт конструктивного взаимодействия, сформировать коммуникативные способности.

Таким образом, формирование социальной культуры у студентов является  важной целью высшего образования, так как обеспечивает, в свою очередь,  высокий уровень профессиональной культуры, готовность жить в обществе, способность решать жизненные и профессиональные проблемы, умение нести ответственность за свои действия и поступки,  стремление саморазвиваться и самосовершенствоваться.

 

 

Библиографический список:

  1. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 3–14.
  2. Емельянов, Ю.И. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1991. – 145 с.
  3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1997. – 591 с.
  4. Педагогика и психология: теория и технология: курс лекций. В 2 ч. Ч.II / под ред. проф. Л.И. Гриценко. – М.: Планета, 2012. – 300 с.
  5. Платонова Э.Е. Культурология . – М.: Акад. Проект, 2003. – 243 с.

Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.