Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

nsk@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСОВ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ (Авторы: Беляева Ольга Леонидовна, Брюховских Людмила Александровна, Давыдова Ольга Геннадьевна)

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСОВ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 

Беляева Ольга Леонидовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент, oliyass@mail.ru.

Брюховских Людмила Александровна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент, ladakspu@mail.ru.

Давыдова Ольга Геннадьевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «194 комбинированного вида» г. Красноярска, заведующий, ds194@list.ru.

 

Аннотация. В статье рассматривается порядок разработки рабочей программы коррекционного курса учителя-дефектолога, работающего с детьми с нарушенным слухом.  Приводится практический материал рабочей программы для старшего дошкольника, перенесшего кохлеарную имплантацию.

Ключевые слова: рабочая программа, коррекционный курс учителя-дефектолога (сурдопедагога).

 

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF A WORKING PROGRAM OF CORRECTIVES OF CORRECTIVE DIRECTION OF A TEACHER-DEFECTOR FOR PRESCHOOLERS WITH DISCONTINUED HEARING

 

Belyaeva Olga Leonidovna.

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva ", Associate Professor, oliyass@mail.ru.

Bryukhovsky Lyudmila Alexandrovna.

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva ", Associate Professor, ladakspu@mail.ru.

Davydova Olga Gennadievna.

Municipal budget preschool educational institution "Kindergarten" 194 combined type "in Krasnoyarsk, ds194@list.ru.

 

Abstract. The article considers the procedure for developing a work program for the corrective course of a teacher-defectologist working with children with hearing impairment. The practical material of the working program for the senior preschooler who has transferred cochlear implantation is given.

Key words: working program, correction course of the teacher-defectologist (surdopedagogist).

 

В настоящее время дошкольники с нарушенным слухом получают дошкольное образование в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Если ребенок является воспитанником группы комбинированной направленности, то для него разрабатывается и утверждается индивидуальная адаптированная программа, где указываются специалисты сопровождения. Далее эти специалисты должны разработать рабочие программы курсов коррекционной направленности по тем направлениям коррекции, которые рекомендованы в заключении специалистами ПМПК.

Таким образом, разработка рабочей программы курсов коррекционной направленности любого специалиста сопровождения (дефектолога, логопеда) следует за разработкой адаптированной образовательной программы.

При этом разработчик учитывает:

  1. Анализ требований государственного образовательного стандарта дошкольных образования; содержание примерных образовательных программ дошкольного образования; адаптированной основной программы ДОУ.
  2. Результаты комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Содержание индивидуальной адаптированной образовательной программы.
  4. Временные границы реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы. При разработке адаптированной индивидуальной программы и рабочей программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении. Оптимальный вариант разработки программ – один год. На данный временной промежуток нужно предвидеть содержание образования, которое следует освоить обучающемуся. Корректировка содержания индивидуальной программы и рабочей программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.
  5. Требования к постановке цели. Четкое формулирование цели программы. Они (она) должны соотноситься с целями и задачами индивидуальной адаптированной образовательной программы.
  6. Требования к определению задач. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы. Задачи определяют направления работы с конкретным ребенком.
  7. Требования к определению содержания рабочей программы. Содержательное наполнение рабочей программы в основном зависит от ее целевого назначения, конкретизируется в тематическом планировании. Особое внимание при разработке рабочей программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
  8. Необходимость планирования форм реализации разделов программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
  9. Требования к структуре рабочей программы. Обязательными элементами рабочей программы являются [6]:
  • пояснительная записка: содержит цели, общую характеристику курса, описание места курса в содержании образования в целом, результаты освоения курса;
  • содержание коррекционного курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Алгоритмом разработки рабочих программ должны владеть современные специалисты [4; 16–21]. Формирование необходимых профессиональных компетенций является также обязательным для выпускников современных вузов [1; с. 114].

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие слухоречевого восприятия и устной речи» для дошкольника с нарушением слуха после кохлеарной имплантации, перенесенной в среднем дошкольном возрасте, например,  должна иметь такое содержание [3; с. 155]: во-первых, представляется пояснительная записка. В ней обозначается цель курса: формирование у дошкольника с кохлеарным имплантом навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи, активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию.

Далее, представляется характеристики коррекционного курса: данный коррекционный курс направлен на развитие речи, разнообразных видов слухоречевой деятельности (говорения, слухо-зрительного восприятия, слушания) у глухих детей с КИ на основе восстановленного слуха и посредством целенаправленных занятий с учителем – дефектологом (сурдопедагогом).

Описание места коррекционного курса содержит следующую информацию: данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в отношении дошкольника с кохлеарным имплантом, находящемся в начале основного этапа образовательной реабилитации и является элементом «Программы коррекционно-развивающей работы». Форма организации занятий – индивидуальные занятия. Частота индивидуальных занятий – 4 раза в неделю. Продолжительность проведения – 20 минут. Время проведения – первая половина дня.

Прохождение данного курса пронизывает содержание всех образовательных областей. Речевые эталоны предъявляются на слух и закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях с педагогом (воспитателем), логопедом. При  этом содержание курса опирается на темы, изучаемые в других областях. Взаимно дополняя друг друга, различные области деятельности позволяют закреплять навыки правильного воспроизведения речевого материала, воспринятого на слухозрительной и слуховой основе, употребления его в правильных грамматических категориях и синтаксических конструкциях. Содержание курса связано с содержанием коррекционных курсов учителя-логопеда «Произношение», «Развитие речи».

Затем представляются планируемые результаты освоения коррекционного курса. К целевым ориентирам данной программы, которую мы представляем в качестве образца, относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

Слуховое и слухоречевое развитие:

  • различает, узнает на слух неречевые звучания при выборе не менее, чем из 5-ти;
  • отзывается всегда на свое имя, выделяет из потока речи на слух изученные слова (развитие произвольного и непроизвольного слухового внимания);
  • узнает на слух не менее 30 фонем при предъявлении изолированно, определяет их место в слове в середине, конце, начале;
  • запоминает слова на слух, воспроизводит правильно их контур приближенно по звучанию (слухоартикуляторная координация);
  • контролирует на слух свой голос, понимает, когда он говорит тихо, нормально, громко;
  • воспроизводит по памяти на слух воспринятые слова – не менее 5-ти отдельных слов или 3-4 слов во фразе;
  • понимает существительные (не менее 3-4 по каждой лексической теме), глаголы и прилагательные (по 1-2 характеристике в каждой лексической теме); понимает обобщающие слова (игрушки, одежда и т.п. в соответствии с тематическим планированием), соотносит предметы с их словесным обозначением;
  • понимает и отвечает на простые вопросы с использованием изученного словаря: «Кто? Что делает? Где? Как зовут? Какой? Какая? Какие? Какое?»;
  • понимает, повторяет правильно воспринятые на слух и пробует самостоятельно использовать грамматические формы речи: единственного и множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода;
  • знает все буквы алфавита, читает слоги, сливает слоги при чтении слов;
  • самостоятельно записывает слоги под диктовку.

Во время прохождения программы предусмотрены: входящая (первичная) диагностика; текущий мониторинг;  итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом (автор Королева И.В.). Диагностические данные заносятся в протокол сурдопедагогического обследования, на основе которого заполняется сурдопедагогическое представление и составляется индивидуальный план дальнейшей работы. Для оценки речевых возможностей дошкольника можно воспользоваться традиционной речевой картой или протоколом сурдопедагогического обследования в развернутом виде И.В. Королевой.

Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством слухового, слухоречевого восприятия, лексико-грамматического оформления высказываний в связной речи.

Содержание коррекционного курса включает в себя четыре раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

  1. Развитие слухового и слухоречевого восприятия, содержательные линии:
  2. Расширение набора неречевых звучаний для выполнения операции различения, узнавания на слух [2]:
  • сначала при выборе из двух резко противопоставленных по акустическим признакам: барабан, колокольчик высокочастотный.
  • далее при выборе из трех: барабан, колокольчик высокочастотный или свисток, дудка среднечастотная;
  • далее при выборе из 4-5 и более: барабан, колокольчик высокочастотный, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон.
  1. Развитие слухового сосредоточения и внимания при использовании личного имени и изученных слов в разных условиях, при позыве разными людьми.
  2. Формирование фонематического слуха: умения узнавать на слух не менее 30 фонем при предъявлении изолированно, определять их место в слове в середине, конце, начале.
  3. Обучение контролю на слух своего голоса, его модуляции тихо-нормально-громко.
  4. Развитие слуховой и слухоречевой памяти: тренировка в запоминании слов на слух, воспроизведении по памяти на слух не менее 5-ти отдельных слов или 3-4 слов во фразе.

         К реализации данных разделов привлекаются логопед, сурдопедагог, музыкальный руководитель [5; с. 57–60].

  1. Развитие связной речи. Cодержательные линии раздела:
    1. Обучать воспроизведению правильно контуров слов, фраз приближенно по звучанию (слухоартикуляторная координация).
  2. Обогащать слуховой словарь существительными (не менее 3–4 по каждой лексической теме), глаголами и прилагательными (по 1-2 характеристике в каждой лексической теме), обобщающими словами и другими частями речи, встречающимися в речи.
  • Формирование коммуникативных навыков. Cодержательные линии раздела:
    1. Учить участвовать в диалогах с использованием изученного словаря; отвечать на вопросы «Кто? Что делает? Где? Как зовут? Какой? Какая? Какие? Какое?» и задавать эти вопросы.
    2. Формировать и совершенствовать навыки употребления грамматических формы речи: единственного и множественного числа существительных мужского, женского, среднего  рода, для самостоятельного инициативного общения со взрослыми и детьми.
  1. Обучение элементам грамоты. Содержательные линии раздела:
    1. Формировать графический образ всех буквы алфавита.
    2. Обучать чтению слогов, слиянию слогов при чтении слов.
    3. Формировать навык печатного письма под диктовку простых слов без смягченных согласных.

         Тематическое планирование на учебный год представляется по всем четырем разделам. За ним следует описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Для дошкольников с нарушенным слухом потребуются:

  • набор специальных дидактических пособий по лексическим темам (Л.Н. Павлов);
  • комплект рабочих тетрадей О.С. Жуковой «Ушарик идет в школу»;
  • Королева И.В. Комплект методических материалов "Учусь слушать и говорить" с рабочими тетрадями;
  • комплекс ЛСДО «Речь и речевое общение»;
  • комплекс ЛСДО «Мелодика, интонация, темп и ритм речи»;
  • игрушки и игровые пособия для развития мелкой моторики руки;
  • для развития слухового внимания звучащие игрушки: бубен, барабан, свистки, погремушки, колокольчик, дудочки, коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (сахар, крупа, горох, монеты), музыкальная неваляшка и др.;
  • для развития слухового восприятия и устной речи на материале раздела «Формирование элементарных математических представлений»: набор счетного материала, комплект ЛСДО «Мелкая моторика руки и графомоторные функции»; развивающий набор «Логика»; развивающий набор «Клоун».

         Звукоусиливающая аппаратура:

  • электроакустический аппарат для реабилитации слуха и речи СУВАГ ИТ 2;
  • стационарная индукционная система для создания звукового поля ILD1000G;
  • компьютер с принтером IntelCeleron;
  • набор музыкальных игрушек;
  • слуховые аппараты индивидуального пользования;
  • набор музыкальных инструментов.

В конце рабочей программы приводится список используемой литературы.

Вдумчиво разработанная программа курсов коррекционной  направленности учителя-дефектолога для дошкольников с нарушенным слухом позволит правильно спланировать коррекционную работу, получить положительные результаты в развитии детей.

 

Библиографический список:

  1. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 3 (37). – С. 111–114.
  2. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Дядяева Г.В. и др. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада / Практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». – Красноярск, 2014. – 130 с.
  3. Беляева О.Л., Давыдова О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 232 с.
  4. Беляева О.Л., Ломакина М.В., Федосеева М.П. Алгоритм разработки адаптированной образовательной программы для дошкольника с нарушенным слухом в условиях комбинированной группы ДОУ // Молодежь и наука XXI века: материалы научно-практической конференции / отв. ред. О.А. Козырева. – Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. – С. 16–21.
  5. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Узикова С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей // Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. – С. 57–60.

Мамаева А.В. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности: метод. рекомендации. / Составитель А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина. – Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева, 2016. – 112 с.