Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ПРОФЕССИИ ТЬЮТОРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ярыгина Надежда Леонидовна.

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5», г. Красноярск, тьютор.

Сегодня одной из приоритетных задач социальной политики России выступает модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Это, в свою очередь, определяет изменение подходов к обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Образование ребенка с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи, на наш взгляд, является образовательная инклюзия, в рамках которой реализуется ключевая идея по созданию специальных образовательных условий. Согласно ст. 79., п.3 Закона «Об образовании в Российской Федерации», среди специальных условий – предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника).

В системе образования 2008 год ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря разработке группы учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Однако, сегодняшняя ситуация в образовании ребенка с ОВЗ свидетельствует о двух ключевых направлениях развития теории и практики тьюторского сопровождения данной категории обучающихся. Данные рекомендации объективно представляют подходы к пониманию тьюторского сопровождения в контексте классических идеи научной школы Т.М. Ковалевой и идей теории и практики инклюзивного образования С.В. Алехиной.

Тьюторское сопровождение особого ребенка, обучающегося по разным образовательным программам, требует:

  • знания функциональных обязанностей тьютора и содержания его деятельности в рамках междисциплинарной команды сопровождения;
  • понимания сущности тьюторства как технологии и практической деятельности, организационно-нормативных и психолого-педагогических оснований для его проектирования и реализации;
  • владения разными формами тьюторского сопровождения особого ребенка, приемами работы тьютора в разных образовательных ситуациях.

Подтверждается это тем, что по объективно сложившимся причинам с каждым годом увеличивается количество детей, которым необходимо дополнительно созданные, специальные условия для получения ими качественного и доступного образования. В Российской Федерации право каждого человека на образование закреплено не только законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ, № 273-ФЗ от 29.12.2012) [6], но и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181) [7], в данных документах указано, что закон не просто гарантирует получение данными категориями детей образования, но обеспечивает им необходимые условия для его получения.

К таким категориям детей относят обучающихся с ментальными нарушениями (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложными дефектами и РАС). Среди специальных условий для ребенка с ОВЗ в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79) указана деятельность ассистента, помощника. Согласно единого квалификационного справочника для сопровождения обучающегося с ОВЗ в школах должен работать тьютор [2].

По статическим данным отдела специального образования Министерства образования Красноярского края в настоящее время из 817024 детей от 0–18 лет проживающих в Красноярском крае, 2,3%, т.е. 19512 детей, относятся к категории детей с ограниченными возможностями.  При этом, только 10475 детей с ОВЗ включены в процесс общего образования, что составляет 56% от общего числа обучающихся с ОВЗ. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ на территории нашего края обсуждается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ. 

В концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае отмечается о необходимости принятия лиц с ОВЗ социальным окружением [4].

В настоящее время школа столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нами была изучена психолого-педагогическая, литература по данной тематике и найдены единичные источники, в которых рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ, а именно посвященные тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ. (Крапенкова И.В., совместная разработка Самсоновой Е.В., Кузьминой Е.В. Карпенковой И.В.)[3].

Имеются некоторые разработки в рамках инклюзивного образования Семаго Н.Я. о технологиях определения индивидуального образовательного маршрута и в книге Ержаковой Е.А., Резниковой Е.В. «Основы интегрированного обучения».

Категория обучающихся с умственной отсталостью и организационно методическое обеспечение таких обучающихся на данный момент не представлено и не разработано в достаточном количестве. Тьюторское сопровождение особых детей в образовательных учреждениях востребовано и имеет запрос со стороны родительской общественности имеющих обучающихся с умственной отсталостью, и продиктовано требованиями Специального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью[5], и Законом об Образовании РФ [6].

Наш интерес в рассмотрении данного вопроса обусловлен требованиями:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующими право каждому человеку на образование;
  • федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором указана необходимость обеспечивать равные возможности получения качественного образования обучающимися не зависимо от ограничений здоровья, психофизиологических и других;
  • повышения доступности качественного образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции модернизации Российского образования до 2020 года. Постановление правительства Российской федерации, распоряжение от 17 ноября 2008г. № 1662-р.

Отличительной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является, как правило, наличие сложности дефекта, сочетанности нескольких особенностей. «Сложный дефект – сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г.П. Бертынь) [1]. Дети со сложной структурой дефекта – это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота – имеют одно или несколько системных нарушений. Большинство из обучающихся безречевые, что существенно затрудняет процесс обучения и сопровождения, и является особенностями их психофизиологического развития в силу специфики имеющихся дефектов и нарушений. У каждого из обучающихся своя специфика свой комплекс дефектов, при которых затруднено освоение образовательной программы без помощи ассистента (помощника), тьютора.

При этом, мы отмечаем, что в отношении обучающихся с умственной отсталостью в современных исследованиях не представлено содержания и форм организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения этой категории обучающихся. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, как педагогический феномен, не достаточно изучен, а значит, на наш взгляд, требует разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки. Данный вид сопровождения всегда имеет адресный характер, продиктован запросом родителей. 

Проведенный анализ теории и образовательной практики позволил обнаружить ряд противоречий между:

  • складывающейся практикой тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей совместное образование обучающихся, и практикой тьюторского сопровождения данной категории обучающихся в условиях специализированной, отдельной образовательной организации;
  • необходимостью реализовывать тьютору сопровождение обучающихся с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью его организационно-методического обеспечения в специализированных, отдельных образовательных организациях;
  • потребностью тьютора в успешной профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности его профессиональной компетентности по разработке и реализации организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью

Таким образом на сегодняшний день существует разрыв в вопросах понимания профессии тьютор, запросом общественности родителей детей с ОВЗ на тюторское сопровождение, неразработанной методической, нормативной и законодательной базой сопровождения особых детей.

 

Библиографический список:

  1. Бертынь, Г.П., Розанова, Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом //Дефектология 1993, №4. – С.3–7.
  2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). [Точка доступа]: http://profstandart.rosmintrud.ru/eksd