Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Автор: Яковлева Ирина Васильевна)

Конструирования как средство коррекции дисграфии у младших школьников

 

Яковлева Ирина Васильевна.

г. Елец, «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», старший преподаватель, yakovlevairinavas070882@mail.ru.

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме коррекции дисграфии у младших школьников. Автор касается вопросов, которые указывают на необходимость использования конструирования на уроках, которое является продуктивным средством коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Ключевые слова: дисграфия, конструирование, коррекция.

 

DESIGNING AS MEANS OF DYSGRAPHIA CORRECTION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

 

Yakovleva Irina Vasilyevna.

Yelets, "The Yelets state university of I.A. Bunin", senior teacher, yakovlevairinavas070882@mail.ru.

 

Abstract. This article is devoted to a problem of dysgraphia correction of younger school students. The author concerns questions which indicate the need of designing use which is productive means of the correctional developing work with this category child.

Key words: dysgraphia, designing, correction.

 

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [3]. Наибольшей эффективности в коррекции дисграфии возможно добиться путем использования конструирования. Конструирование – наиболее сложный вид предметной деятельности, он требует развития таких мыслительных процессов, как пространственное воображение, логику, мышление [2]. Целенаправленное использование конструирования, как средства коррекции дисграфии в обучении детей, может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, а также формирование доступных элементов учебной деятельности, таких как мотивация, познавательный интерес, самоконтроль и самоанализ [4].

Методики коррекции письма необходимо отбирать в соответствии с программой «ШКОЛА РОССИИ». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Целями изучения технологии в начальной школе являются: овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями; освоение продуктивной проектной деятельности; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ по конструированию.  Итак, на уроках «Технология» осуществляется знакомство с набором «Конструктор». Младшие школьники учатся конструированию букв, изучают правила работы; овладевают приемами сборки простых узлов, закрепляют ранее полученные умения (аккуратное склеивание); развивают внимательность, аккуратность, умение работать с графической инструкцией. В процессе уроков происходит обучение детей технологии обработки бумаги (разметкой, с помощью шаблона, сгибанием, соединением деталей с помощью клея). Младшие школьники знакомятся с техникой бумажной скульптуры, осуществляется формирование умения делить лист бумаги на квадраты и тем самым происходит развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. На каждом уроке необходимо обновление предметно – развивающей среды класса презентациями, моделями, наглядными средствами, музыкальным сопровождением.

В процессе конструирования значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи [1].

Коррекция письма у младших школьников средствами конструирования будет наиболее успешной при выполнении следующих условий: отбор средств конструирования с учетом учебной программы по технологии для начальной школы и специфики дефекта; специально разработанная образовательная среда (наглядность, интерактивная доска, презентации); работа с конструктором интерактивных заданий.

Таким образом, конструирование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, конструирование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе него координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Конструирование значительно способствует формированию графических умений и навыков.

 

Библиографический список:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006 – 289 с.
  2. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателей детского сада / З.В. Лиштван.- М.: Просвещение, 2001.-159 с.
  3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 150 c.

Садовникова И.Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников. - М.: Просвещение, 2006. – 150 с.