Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В КГКУ ДЕТСКИЙ ДОМ 2

Пивень Анна Валентиновна. г. Хабаровск, краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2»», кандидат экономических наук, методист, sagadohnay@mail.ru. Аннотация. В статье представлены основополагающие аспекты Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ в КГКУ Детский дом 2. Ключевые слова: дети с ОВЗ, моделирование деятельности учреждения, модель комплексной программы реабилитации. Концепция комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ в КГКУ Детский дом 2 имеет четыре раздела: научно-теоретический, организационно-управленческий, профессионально-педагогический и технологический. В статье представлены основополагающие разделы указанной концепции. В научно-теоретическом разделе Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ определены актуальность, тенденции, основные проблемы, понятийный аппарат, стратегические направления деятельности КГКУ Детский дом 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в посл. ред.) и предполагает развитие дошкольного образования как системы инклюзивного образования. Согласно указанному документу КГКУ Детский дом 2 самостоятельно разрабатывает и утверждает свою основную образовательную программу, а также адаптирует ее под возможности своих воспитанников. Однако учреждение обязано осуществлять указанный процесс с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, сделанных опытными разработчиками, размещенных в федеральном реестре и заключающих основы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Основанная адаптированная образовательная программа КГКУ Детский дом 2 направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на адаптацию условий для детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов. Стратегические направления деятельности КГКУ Детский дом 2 разработаны на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г. № 1014, и включают воспитательно-образовательную деятельность по Основанной адаптированной образовательной программе в группах воспитанников, которые имеют компенсирующую направленность. В организационно-управленческом разделе Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ представлена инфраструктура КГКУ Детский дом 2, а также условия организации реабилитационно-образовательной и безбарьерной среды. Содержание воспитательно-образовательной деятельности и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Условия организации реабилитационно-образовательной и безбарьерной среды для детей с ОВЗ в КГКУ Детский дом 2 обеспечиваются:  для детей с ОВЗ по зрению через обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудио-файлы;  для детей с ОВЗ по слуху через обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;  для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата через обеспечение беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней и расширенных дверных проемов). В КГКУ Детский дом 2 дошкольное образование детей с ОВЗ организовано совместно с другими детьми, при этом численность воспитанников в группе устанавливается до 15 человек. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, обучение по адаптированной образовательной программе организовано в медицинских организациях. В профессионально-педагогическом разделе Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ определены требования к уровню компетенций руководящих и педагогических работников КГКУ Детский дом 2. При этом требования к кадровому потенциалу включают в себя:  обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;  поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей, т.е. недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности;  установление правил взаимодействия в разных ситуациях через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений, развитие коммуникативных способностей, а также развитие умения работать в группе;  построение вариативного развивающего обучения и воспитания, ориентированного на уровень развития через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи и воображения, физического и художественно-эстетического развития, поддержку спонтанной игры и ее обогащение, а также оценку индивидуального развития. Требования к уровню компетенций руководящих КГКУ Детский дом 2 включают в себя: готовность культурно-личностных качеств и способности в областях социально-коммуникативной, информационно-аналитической, контрольно-регулятивной и мотивационно-познавательной деятельности. Требования к уровню компетенций педагогических работников КГКУ Детский дом 2включают в себя: готовность культурно-личностных качеств и способности в организации педагогической деятельности, постановке ее целей и задач, разработке программ и принятии решений, а также мотивировании воспитанников. В целом компетенции педагога можно представить в виде карты ключевых компетенций (таблица 1).   Таблица 1 Карта ключевых компетенций Ответственность Общие компетенции Специальные компетенции Необходимые знания Специфика и особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основы дошкольной педагогики, включая системы воспитания Закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Основы теории познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Специфика дошкольного образования детей с ОВЗ; Общие закономерности развития ребенка с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте Необходимые умения Организовывать предметную, познавательно-исследовательскую, и продуктивную деятельность, конструирование Применять методы познавательного и личностного развития Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга Трудовые действия Участие в разработке основной образовательной программы Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы в группе Организация и проведение педагогического мониторинга и анализа воспитательно-образовательной работы в группе Формирование психологической готовности к школьному обучению Организация предметной, познавательно-исследовательской и продуктивной игры, конструирования Организация конструктивного взаимодействия, создание условий для свободного выбора деятельности, ее участников и материалов Активное использование недирективной помощи и поддержки инициативы и самостоятельности Участие в разработке основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы в группе Участие в планировании и корректировке воспитательно-образовательных задач по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка Реализация рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности, а также с детьми с особыми потребностями Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений Организация воспитательно-образовательного процесса на основе непосредственного общения В технологическом разделе Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ определены содержание учебно-методического обеспечения, соотношение программ и технологий, а также организация целостности педагогического процесса в КГКУ Детский дом 2. Содержание учебно-методического обеспечения включает специальные условия для получения воспитания и образования воспитанниками с ОВЗ через использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и другие условия. Целостность педагогического процесса обеспечивается через интеграцию содержания образовательных областей, которая основывается на общности психических процессов, при этом интеграция охватывать все виды деятельности детей дошкольного возраста: художественную, речевую, изобразительную, музыкальную и игровую, включая дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Примерный план мероприятий по реализации Концепции комплексной программы реабилитации детей с ОВЗ представлен в таблице 2. Таблица 2 План мероприятий Этапы Мероприятия Сроки реализации Аналитический Проведение квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей детей Участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ Обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях Март – август 2018 г. Поисковый Подготовительный этап.  формирование нормативно-правовой, методической, образовательной и психолого-медико-социальной баз  выстраивание системы повышения квалификации Основной этап:  формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников  апробация базового пакета документов по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации  формирование и деятельность рабочей группы  формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации Заключительный этап:  обобщение и анализ результатов деятельности по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации  построение системы передачи опыта по вопросам коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации  подведение итогов работы, оценка результатов и распространение опыта работы Сентябрь – декабрь 2018 г. Практический Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации Улучшение положительной динамики оздоровления детей с ОВЗ Обобщение и распространение опыта педагогов Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями Январь – май 2019 г. Библиографический список: 1. Бенькович Е.С. Практическое моделирование сложных динамических систем [Текст] / Е.С. Бенькович, Ю.Б. Колесов. – СПб.: Питер, 2014. – 441 с. 2. Лоскутов А.Ю. Введение в синергетику [Текст] / А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов. – М.: Наука, 2014. – 272 с. 3. Рыжиков Ю.И. Имитационное моделирование [Текст] / Ю.И. Рыжиков. – М.: Логос, 2015. – 357 c. 4. Самарский А.А. Математическое моделирование [Текст] / А.А. Самарский. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012. – 347 с. 5. Советов Б.Я. Моделирование систем: учебник [Текст] / Б.Я. Советов. – М.: Высшая школа, 2011. – 343 с.