Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИЗНАКОВ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Донская Марина Викторовна.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2», г. Черемхово, педагог-психолог.

 

В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Общество испытывает потребность в неординарной творческой личности. Мы полагаем, что неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его способности к творческому мышлению и нестандартному поведению. Доктор психологических наук, профессор М.А. Холодная утверждает, что одаренные люди – «это мощнейший естественный ресурс развития общества» [3]. Считаем, что назрела необходимость   формирования личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, мы считаем, что следует учитывать сложность самой проблемы одаренности детей.

Одаренность конкретно­го ребенка – в значительной мере условная характеристика. Исходя из этого, в своей работе мы руководствуемся рекомендациями Доровского А. И., который выделяет признаки одаренности, представленные в Таблице 1.

Таблица – 1. Характеристика детей с признаками одаренности [1].

Возраст

Признак одаренности

Раннее детство

(1–3 года)

Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, кото­рая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия

Дошкольный  период (4–7 лет)

Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реаль­ности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное вла­дение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активно­му исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.

 

Таблица – 2. Критерии диагностики одарённости

Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

         Дети с высокими творческими (художественными) способностями:

-        стремится создать какое-либо произведение, имеющее оче­видное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);

-        серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

-        не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. С ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке.

-        в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к ри­сунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение.

           Дети с литературными  способностями:

-        рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранно­го сюжета, не теряет основную мысль;

-        выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состоя­ния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

-        любят фантазировать или импровизировать на тему действи­тельного события, причем придает событию что-то новое и необычное.

           Дети с артистическими способностями.

-        меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

-        пластичен и обладает способностью передавать эмоциональ­ные образы средствами двигательной

-        часто, когда ребенку  не хватает слов, он выражает свои чувства ми­микой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает,

-        выразительности;

-        с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.

           Дети, имеющие спортивный талант.

-        двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;

-        ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

-        у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

-        предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования; 

-        физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

-        смелы и не боятся синяков и шишек;

-        почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в ка­кой-нибудь спортивной игре.

           Музыкально  одаренные дети.

-        Ребенок имеет музы­кальный талант, если:

-        любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послу­шать;

-        быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, вниматель­но вслушивается в них, легко запоминает;

-        сочиняет мелодии;

-        научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

-        если поет или играет на музыкальном инструменте, вклады­вает в исполнение много чувства и энергии, а также свое на­строение.

           Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими  способностями.

-        Дети с преимущественным преобладанием контактности, по­требности в общении и лидерстве отличаются

-        инициативностью.

-        высокими организаторскими способностями,

-        их обычно легко вы­бирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувству­ют себя среди сверстников и взрослых.

            Дети  с выраженными  техническими способностями.

-        У ребенка отмечают техни­ческие способности, если он:

-        интересуется самыми разнообразными механизмами и ма­шинами;

-        любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы меха­низмов;

-        сам «докапывается» до причин неисправностей и «капри­зов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорчен­ные приборы и механизмы;

-        может использовать старые детали для создания новых иг­рушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

-        любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

-        интересуется специальной, даже взрослой технической ли­тературой.

 

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства детей с признаками одаренности − повышенная активность и особенности саморегуляции.

Пользуясь классификацией видов одарённости Панова В.И. [4], мы разработали систему работы с детьми, она представлена в авторской карте «Развитие признаков одаренности по методике логические блоки Дьенеша»,  для того чтобы выявить воспитанников с признаками одаренности мы пользуемся картой выявления детей с признаками одаренности.

Таблица – 3. Развитие признаков одаренности по   методике   «Логические блоки   Дьенеша».

Виды одаренности

 (по В.И.Панову)

Развитие возможностей по   методике   логические блоки  Дьенеша

Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями

Помочь  родителям развить у детей   способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ,  классификация, обобщение,

абстрагирование, кодирование и декодирование  информации

Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Помочь  родителям развить у детей    нестандартное видение мира и нешаблонное мышление помогают интеллектуальные загадки и лабиринты

Дети с литературными  способностями

Превосходное владение искусством речевой коммуникации любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего характеризует  таких  детей, помочь родителям развить талант детей помогают придумывание собственных игр на основе блоков Дьенеша

Дети с артистическими способностями

Помочь родителям развить навыки общения, открытость, активность, оригинальность ассоциативного мышления помогают коллективные игры  на основе блоков Дьенеша

Дети, имеющие спортивный талант

Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Помощь родителям развить эти качества у детей способны тренинговые подвижные игры на основе блоков Дьенеша

Музыкально одаренные дети.

Помочь  родителям развить у детей    способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию помогают коллективные игры  на основе блоков Дьенеша

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими  способностями.

Помочь  родителям развить у детей    предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях, способности   сопереживать, ладить с другими помогают коллективные игры  на основе блоков Дьенеша

Дети,  с выраженными  техническими способностями

Помочь  родителям развить у детей    способность четким образом планировать предстоящую деятельность, в постановке и нахождении оригинальных решений у детей способны тренинговые подвижные игры на основе блоков Дьенеша

 

При определении степени одарённости применяем методики, представленные в таблице 3.

Таблица – 3. Методики диагностики одарённости.

Возраст

Диагностические методики

 

Педагог - психолог

Воспитатели групп

Родители

(законные представители)

2-3 года

«Коробка форм»

«Разрезные картинки»
«Конструирование по образцу»

«Дорисовывание фигуры»
 «Парные картинки»

«Рассказ по картинкам»

«Запомни картинки»

Игровые методики Н.В. Хазратовой  «Употребление предме­тов – заместителей» и «Модификация сюжета»  (Т.В. Лаврентьевой «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности»)

Методика   «Определение склонностей ребенка»

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Карта выявления детей с признаками одаренности

 

Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»

Методика   «Определение склонностей ребенка»

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Опросник для родителей одаренных детей (Дж.Рензулли, Р. Хартман)

Анкета  Ф.Татл, Л.Бекер «Исключительные данные моего ребенка»

 

4-7 лет

Методика экспертных оценок   по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Диагностическая проективная методика  «Древо желаний»

(В.С. Юркевич)

Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса.

«Дорисовывание фигур»

Диагностика творческого воображения «Несуществующее животное»

Исследование вербально-логического мышления

Методика:  «Назови картинку»

 

Диагностику признаков одаренности воспитанников мы проводим на всех этапах дошкольного возраста. Такую большую работу невозможно провести педагогу-психологу без педагогов и родителей – участников образовательных отношений. Они и являются нашими главными соратниками. Эти взрослые первые должны «увидеть уникальность ребенка, узнать его способности и понять его потребности; дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он, может быть; …принять его агрессивность как созидательную силу. Только тогда ребенок отважится реализовать свою одаренность и взять на себя ответственность работать для себя и окружающего мира» [5].  Мы отмечаем, что заинтересованность родителей в этом вопросе всегда очень высока.

На первом этапе родители и воспитатели групп при помощи методики  «Определение склонностей ребенка» и  методики экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) определяют сферы, в которых дети наиболее успешны.  На последующих этапах, родители с нескрываемым интересом наблюдают за диагностированием и его результатами [6].

Необходимо учитывать, что даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии ребёнка с признаками одаренности. Нами установлено, что большинство родителей одаренных детей предпочитают индивидуальную форму работы, а чуть меньшее число считают наиболее эффективной групповые занятия, которые «дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, … позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения» [7]. Это говорит о том, что тренинговая работа с родителями приобретает все большую популярность в родительском сообществе, хотя на первом месте остается привычная, но, безусловно, эффективная консультативная форма работы. Поэтому своей главной задачей считаем психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах поддержки детей с признаками одаренности.

Для этого мы используем совместные с детьми практико-ориентированные семинары для родителей: «Одаренность – не порок», «Мама + папа + Я  – уравнение с тремя неизвестными», «Логические блоки для детей и взрослых», на которых создаем атмосферу творческого поиска, раскрытия творческого потенциала и развития собственных творческих способностей. Вместе с детьми и родителями мы применяем технологии творческого развития личности, такие как ТРИЗ, РТВ. Прорабатываем упражнения из методики замещающего онтогенеза Б.А. Архипова и А.В. Семенович, гимнастики мозга П. Деннисона и дидактические игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, которые помогают сформировать интерес и желание творить.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов мы считаем логические блоки Дьенеша. 

В основе нашего опыта лежит использование логических блоков Дьенеша в работе  с детьми с признаками одаренности. Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом – (красные, синие, желтые), размером – (большие и маленькие), толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины [8].

Мы полагаем, что основная цель использования дидактического материала «Блоки Дьенеша»: формирование способности к самостоятельному  и творческому мышлению.

Золтан Дьенеш – венгерский теоретик и практик так называемой «новой математики» («newmathematics»). Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают через игру [8]. Дьенеш создал  теорию шести стадий изучения математики, которую перенес в дошкольную педагогику.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов,  обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры,  по мнению Дьенеша, – необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить [8].

Мы заметили, что после свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, «правила игры». Это символизирует переход на вторую стадию. Как только становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, ребенок делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца.  Изучение правил – важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах-то и закодирована «математическая», самая сложная часть обучения. Та информация, которую педагог хочет донести до детей непременно.

Третья стадия – стадия сравнения.  Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. «Наполнение» таких игр будет в таком случае очевидно, играющие со временем понимают, что то, чем и как играют в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у игр похожая структура. Мы полагаем, что понимание это – непременный шаг на пути к понимаю абстракций.

На четвертой – репрезентативной стадии ребенок понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут, как нельзя, кстати, приходятся разного рода диаграммы и таблицы, помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры [8].

Пятую стадию Дьенеш называет символической [8].  По нашим наблюдениям, на данной стадии ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, ребенок создаёт новые символические системы. 

И, наконец, шестая стадия формализации  длится дольше всех. На этом этапе мы предлагаем несколько вариантов описания карты, определяем правила, которые позволят сделать выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть аксиомами, а другие, – выводы к которым мы пришли, – теоремами, и как, собственно, переходить от аксиом к теоремам.

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Наш опыт  показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с родителями и детьми дошкольного, поскольку происходит:

  • совершенствование мыслительных умений: сравнение, анализироние, классифицирование, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развитие процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.

По нашим наблюдениям логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Вводятся такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Мы считаем, что игры с логическими блоками по методике Дьенеша способствуют не только тому, чтобы ребенок  думал, следил за координацией движений, но и связно говорил. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов (восприятие, память, внимание и воображение).

У многих   детей с признаками одаренности мы заметили проблемы с развитием  эмоционально-волевой сферы   и саморегуляцией.  Такие дети чаще всего занимаются только дея­тельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей,   избегают,  пользуясь снисхо­дительным отношением взрослых к избирательной деятельности детей. В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива [2]. Мы полагаем, что использование логических блоков Дьенеша помогает решить все эти проблемы, поскольку  сложность и вариативность  игры  позволяет ребенку проявлять активность, самостоятельность, а педагогу развивать психические процессы воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.

Мы считаем, что ценность игр заключается в том, что блоки Дьенеша позволяют детям, педагогам, родителям составлять новые варианты игр, играть и развиваться.

 

              Библиографический список:

  1. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М; 1997. – 274 с.
  2. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок – М.: Просвещение, 1997. –  228 с.
  3. Холодная М.А. Основные формы проявления одаренности у взрослых // Одаренный ребенок.– 2003. – №3. –  С 6–9
  4. Лейтеса Н.С. Психология одаренности детей и подростков – М; 2000. – 135 с.
  5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка  / Пер. с нем. А.П. Голубева. – М., 2002. –  144 с.
  6. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности – Курган. 2009. – 36 с. 
  7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми – СПб.,  – 78 с.
  8. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша). Учебное пособие к логическим блокам Дьенеша для детей от 2 до 7 лет. –  Санкт-Петербург. 1993. – 46 с.