Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (Автор: Ихно Светлана Владимировна)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

Ихно Светлана Владимировна.

Норильск, Детская поликлиника КГБУЗ «Норильская МДБ», логопед, ms.ihno@mail.ru.

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям логопедической работы с детьми с дизартрией. Описано влияние экстремальных климатических условий Заполярья на здоровье детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедическая работа, дошкольники, дизартрия.

 

SPEECH THERAPY WORK WITH PRE-SCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA IN THE FAR NORTH CONDITIONS

 

Ikhno Svetlana Vladimirovna.

Norilsk, Children's clinic of KGBUZ «Norilsk MDB», speech therapist, ms.ihno@mail.ru.

 

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of speech therapy work with children with dysarthria. The influence of extreme climatic conditions of the Arctic region on the preschool children health is described.

Key words: speech therapy work, preschoolers, dysarthria.

 

Норильск – крупнейший промышленный город Заполярья, где проживает около 178 тысяч жителей, 25560 тысячи из которых дети от 0 до18 лет [8].

И. В. Полуященко пишет, что согласно последним данным неврологов, происходит ухудшение состояния здоровья детей, родившихся на Севере: в частности – болезней нервной системы и органов чувств. Самый высокий процент патологии приходится на речевые нарушения [7].

Из всех обратившихся в 2015 году на прием в поликлинику, 91,6 % детей имеют речевую патологию, из них 77,7 % – тяжелую (дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), дисграфия, ринолалия), сочетанные формы – ОНР + дизартрия, моторная алалия + тугоухость, заикание + дизартрия и т. д.). В 2016 году было зарегистрировано 90,2 % детей с речевой патологией, из них 76,3 % с тяжелыми речевыми расстройствами и, соответственно, в 2017 году – 96,2% с речевой патологией, 77,3 % – с тяжелыми речевыми расстройствами.

Так, в 2015 году из всех обратившихся на прием в поликлинику, диагноз «Дизартрия» имели 13,9 % детей, в 2016 году – 22,8 % детей, а в 2017 году – 24,7 % детей.

 

 

Таблица 1

Дети с диагнозом «Дизартрия»

Года

2015

2016

2017

Дизартрия

13,9 %

22,8 %

24,7 %

 

Как мы видим, отмечается тенденция увеличения речевой патологии детей г. Норильска, особенно данный факт касается тяжелых и сочетанных патологий. Сравнивая результаты с общероссийскими показателями (25 % детей имеют нарушения речи, 30 % из их количества – тяжелые нарушения речи), видим, что в г. Норильске они выше более чем в 2,5 раза.

Известно, что дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. По определению Е. Ф. Архиповой, в клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [2].

Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова отмечают, что нарушение просодической стороны речи является одним из основных признаков дизартрии. Нарушения ритмоинтонационной стороны речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка с дизартрией [5].

Е. Ф. Архипова доказывает, что причина нарушения голоса при дизартрии – патология эфферентного и афферентного звеньев иннервации речевой периферии. Несмотря на различие клинической картины дизартрии, автор считает, что можно выявить некоторые общие закономнрности нарушения голосовой функции у этих детей. Причина эфферентного нарушения в паретичности, ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксии, нарушениях тонуса, гиперкинезах. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания, а также голосообразования [2].

Как утверждает И. В. Полулященко, из причин, влияющих на возникновение речевых нарушений у норильских дошкольников, наиболее часто встречаются такие как: неблагоприятный гинекологический анамнез матери, осложненное протекание беременности и родов, наследственная предрасположенность, профессиональная «вредность» родителей, алкоголизм, курение, наркомания родителей, наличие дефектов речи у родственников ребенка, нервно-психические стрессы и заболевания, травмы, сотрясения, ушибы головного мозга, соматическая ослабленность ребенка, врожденные аномалии развития (расщелины губы, неба и т. д.) [7].

Высокий процент речевых нарушений обусловлен так же влиянием неблагоприятных климатических факторов региона крайнего севера, инфекционными и частыми соматическими заболеваниями детей с рождения до 3 лет. Норильск является крупным промышленным центром Заполярья. Особенность данного региона – экстремальные природные и климатические условия, в сочетании с неблагоприятной экологией. Климат полярный, с продолжительной, суровой зимой девять месяцев и дождливым коротким летом три месяца. Нехватка кислорода в воздухе в Арктических широтах в зимний период составляет 10 %, что обуславливает увеличение риска возникновения внутриутробной гипоксии [7].

Геомагнитные колебания на фоне резких перепадов температур и атмосферного давления в экстремальных условиях проживания, оказывает на организм ребенка неблагоприятное воздействие. Также на здоровье детей оказывает свое влияние геомагнитное поле Земли северных широт, пониженные среднегодовые температуры, резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха в течение суток, фотопериодика – полярная ночь 46 суток в году, полярный день – 56. Неблагоприятная экология региона обусловлена загрязнением продуктами переработки медного и никелевого заводов, находящихся в черте города.

Учитывая опыт практиков, есть основание утверждать, насколько тяжело дети с дизартрией переносят полярную ночь. Соматически ослабленные дети, живущие в суровом северном климате, часто болеют, что является основной причиной пропуска занятий. Поэтому считаем необходимым более раннее подключение детей (начиная уже с 3–4 лет) к коррекционно-логопедической работе, особенно с дизартрией, что способствует повышению эффективности логопедической работы и, следовательно, коррекции речевого расстройства.

Следовательно, негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка, формирование речи и преодоление речевых дефектов.

А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, приводят веские доводы в пользу необходимости проведения логопедических занятий более разнообразно, используя игровые методы и приемы. Данные авторы обосновывают повышение заинтересованности детей в выполнении заданий логопедом через необходимую наглядность, которая должна быть тесно связана с практической ситуацией. Исходя из этого, применяются не только общепринятые традиционные методы работы, но и сочетающие проведение занятий с музыкальным сопровождением; проведение артикуляционной гимнастики параллельно с пальчиковыми играми, используя самодельную варежку-игрушку «Каркушу», которую ребенок надевает на руку и показывает ей движения и позы языка [3; 6].

В работе делается акцент на известные специальные принципы коррекционной педагогики: этиопатогенетический, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференциального подхода, поэтапности, развития, учета личностных особенностей формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Так как при дизартрии наблюдается два вида нарушений мышечного тонуса (гипертонус и гипотонус), который у одних ребят выражается в сильной заторможенности, а у других, наоборот, в гиперактивности, то используется дифференцированный подход к коррекции данного вида расстройства и соответственно нарушению мышечного тонуса подбирается музыкальное сопровождение.

Учитывая рекомендации авторов Е. С. Алмазовой, А. С. Герасимовой, О. С. Жуковой, В. Г. Кузнецовой, А. А. Гуськовой, О. Г. Фетисовой были разработаны методические рекомендации для логопедов по взаимодействию с детьми и возможной коррекции данной патологии [1; 3; 4; 9].

Рекомендации для организации логопедической работы с детьми с дизартрией, имеющими гипотонический вариант нарушения мышечного тонуса:

  • Давать острые приправы, кислое, соленое, сладкое для улучшения чувствительности.
  • Во время занятий ноги ребенка не должны быть фиксированы.
  • Для активирования мускулатуры использовать массажные движения отрывистые, поверхностные, короткие. Тонизирующий эффект в массаже может оказать использование масла (кокосового, виноградного).
  • Выполнять массаж языка от корня языка к кончику.
  • Для уменьшения гиперсаливации использовать вращательные движения против часовой стрелки ватными палочками на выходе слюнных желез.
  • Использовать движения с сопротивлением: для шеи (логопед ладошкой давит на лоб ребенка, а он «бодается»); нижней челюсти (кулаком ладони упереться под подбородок, пытаться открыть или закрыть рот, а кулак мешает); языка (выполняются упражнения «Горка» и «Чашечка» с отягощением – под языком или над языком вставляется ватная палочка, логопед пытается ее забрать, а ребенок ее удерживает языком; губ (ребенок делает «Слоника», логопед пытается растянуть губы в «Улыбку» и наоборот); захватить поперек язык и отпустить; захватить кончик языка, а ребенок забирает язык в рот.
  • Воздействовать на биологически активные точки (БАТ): по центру бровей, в углах крыльев носа, под носом посередине между носом и губами, между краем подбородка и нижней губой, пересечение линий центра зрачков и мышцей смеха, используя следующие приемы: легко ввинчивать 4 сек. и отпустить; потряхивать 4 сек.; ввинчивать 2 сек. и потряхивать 2 сек.; зондом или щеткой обколоть все массажные линии; поднять или опустить язычок туда, куда укололи зондом или палочкой (над верхней губой или под нижней губой или в уголках рта) для улучшения кинестетических ощущений.
  • Включать прыжки на двух ногах (для возбуждающих действий).
  • Включать музыку Вагнера, из оперетты Оффенбаха, Стравинского «Весна священная», Паганини «Каприз № 24».

         Далее опишем некоторые рекомендации, которые можно использовать в работе с детьми с дизартрией, у которых гипертонический вариант нарушения мышечного тонуса:

  • Еда должна быть нейтральная.
  • Во время занятий ноги должны касаться пола.
  • Для расслабления мускулатуры массажные движения производятся глубоко, долго, медленно.
  • Использовать непрерывное легкое растирание язычка по часовой стрелке, которое поможет убрать гиперкинезы (в течение 30сек. медленно).
  • Массаж выполнять от кончика языка к корню.
  • Использовать тальк при массаже, который окажет содействие и поможет снизить гипертонус.
  • Отодвинуть зону рвотного рефлекса помогут следующие приемы:
  • сложить пальцы щепоткой, открыть рот, произносить: «А-А-А» и, не касаясь рукой зубов и языка, занести щепотку в рот, вынуть пальцы изо рта; так проделывать по 6-8 раз, два раза в день, пока не отодвинется зона рвотного рефлекса (это упражнение ребенок сможет позднее выполнять сам);
  • логопед ставит указательный и средний пальцы под язычком по бокам уздечки, большим пальцем упирается под подбородком, надавливает-отпускает (выполнять 6-8 раз).
  • Для расслабления мускулатуры использовать контрастное расслабление (напряжение-расслабление): логопед захватывает поперек язык ребенка, удерживает его 5–7 сек, затем отпускает; ребенок произносит «пя-пя-пя», стуча губами по языку и дует на «Блинчик»; логопед отодвигает язык ребенка вглубь рта пальцем или крестовиной, удерживает 5–7 сек, отпускает, ребенок произносит «пя-пя-пя», стуча губами по языку и дует на «Блинчик»; ребенок захватывает и удерживает 5–7 сек. пластиковую пробку зубами, губами и отпускает (можно носовой платочек); ребенок открывает рот, под подбородок ставит кулак, в течение 5–7 сек. давит, отпускает и так 5–6 раз; движение головы с сопротивлением в течение 5–7 сек. в разные стороны.
  • Воздействовать на биологически активные точки (БАТ): 2 сек. палец стоит на точке, 6 сек. вкручивающие движения, 2 сек. стоит, 6 сек. раскручивающие движения (особенно эффективно для расслабления мышц языка – большой палец ставится под подбородком и выполняется данное упражнение; ребенок может выполнять это упражнение сам).

– Использовать фонограммы леса, пения птиц, музыки Чайковского «Времена года», Бетховена «Лунная соната».

– Включать прыжки на одной ноге, как действие успокаивающее.

Коррекция темпоритмоинтонационной системы проводится так же в игровой форме. Сначала формируются  навыки речевого дыхания (упражнения «Цветочный магазин» – тренировка глубокого медленного вдоха через нос», «Упрямая свеча» – тренировка ровного, медленного выдоха на воображаемое или реальное пламя свечи, «Насос» – тренировка продолжительного, сильного выдоха при произнесении звука сссс и др.) и нижнедиафрагмального дыхания (игра «Бегемотики» – учить ребенка «дышать животом»: вдох – живот поднимается, выдох – живот опускается). При интонировании гласных звуков использовать красочные картинки – девочка поет -а-а-а , мышка пищит -и-и-и, зуб болит -о-о-о, волк воет -у-у-у, медведь рычит -ы-ы-ы, -э-э-э; опираться на зрительный образ букв.

Далее предлагается упражнение «Полоска – точка» с использованием ведущих сенсорных каналов восприятия – зрительного, слухового, тактильного. Ребенок проводит по своей левой руке указательным пальцем правой руки «полоску», одновременно проговаривая по очереди базовые фонемы. Затем просим ребенка пальцем правой руки легким нажимом поставить «точку», интонационно завершая звучание, произнося звук отрывисто.

Далее отрабатываются гласные я, ё, ю, е. Отрабатывая грудной и головной резонаторы, просим ребенка произносить звуки, как медведь и как мышка, положив одну руку на голову, другую на грудь (а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е). При уточнении произношения согласных звуков использовать таблицы по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.

Коррекция ритмического контура слов начинается с прохлопывания, протопывания, отстукивания мячом заданного ритма (I-II, II-I, II-II, I-III, III-I и т. д.) и переходу к 1-2-3 сложным словам с перемещением ударения с опорой на картинный материал (бак, банка, труба и т. п.). При отработке навыка паузирования целесообразно научить ребенка «ощущать паузу». Предлагается игра «Говори-молчи». В конце фразы ребенок молчит, делая паузу под счет «два» или «раз -и». Предложения предлагается произносить в вопросительной, повествовательной или восклицательной интонации.

Таким образом, применение комплексного воздействия на детей с дизартрией (массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, музыкотерапия) будут способствовать более быстрому и качественному устранению речевого нарушения.

 

Библиографический список:

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
  3. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 352 с.
  4. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  5. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Монография. – М.: Медицина, 1981. – 272 с.
  6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стёртой дизартрии). – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.
  7. Полулященко И. В. Особенности формирования речевой функции дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования (25-26 апреля 2005 г.) / Под ред. В. Н. Скворцова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. П. Герцена, 2005. – С. 210-215.
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 05.04.18).

Фетисова О. Г. Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №4(16). – С. 282–284; С. 282–284.