Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Косенко Юлия Евгеньевна.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, учитель-логопед,  yuliakvitka1@rambler.ru.

Надькина Галина Николаевна.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида», Россия, г. Петропавловск-Камчатский, заведующий.

 

Аннотация. В статье рассмотрены содержательные и организационные аспекты Логоритмики, направленные на преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

Ключевые слова: логоритмика, ритм, дети с ОВЗ.

 

Логоритмика – это преодоление речевых нарушений, с помощью систематизированных двигательных упражнений, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой.

        Задачи логоритмики:

  • развивать чувство ритма, научить детей ощущать в движениях, в музыке, в речи ритмическую выразительность;
  • развивать у воспитанников способность слушать и слышать, чувствовать настроение музыкальной композиции, музыкальных образов;
  • воспитывать положительное отношение к музыке;
  • преодоление речевого негативизма у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • развивать дыхание и силу голоса;
  • работать над фонематическим восприятием;
  • работа над вызыванием звуков по подражанию и автоматизация поставленных звуков у детей с ОВЗ.

Логоритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным  уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группах дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими диагнозами. Именно поэтому, предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики. С детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам, которые разрабатывают специалисты (дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель) и воспитатели комбинированной группы в начале учебного года. Специалисты и воспитатели объединенными усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ.

С учетом возрастных и психомоторных особенностей детей с ОВЗ речевая нагрузка на воспитанников в ходе занятия распределяется равномерно. Это достигается путем чередования различных видов деятельности, что позволяет удерживать детей на протяжении всего занятия. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.

Таблица – 1. Примерная структура занятия по логоритмике.

Виды работы

Цели

Ритмическая разминка

Установить эмоциональный контакт с детьми

Упражнения на развитие внимания и памяти

Развивать зрительную, слуховую, двигательную память. Вырабатывать быструю и точную реакцию на слуховой и зрительный раздражитель.

Упражнения на координацию движений с речью

Содействовать тренировке дифференцированных и точных движений с речью, ориентировке в пространстве. Формировать чувство ритма.

Артикуляционная и мимическая гимнастика

Отрабатывать статические упражнения органов артикуляционного аппарата, умение объединять   простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Следить за точностью, объемом и полнотой выполнения упражнений.

Дыхательные и голосовые упражнения

Развивать певческие способности. Отрабатывать диафрагмальный тип дыхания, продолжительный речевой выдох.

Речевые игры

Преодоление речевого негативизма. Активизировать словарь и грамматический строй речи. Автоматизировать поставленные звуки.

Релаксационные упражнения

Сосредоточить внимание на физических ощущениях в состоянии расслабления.

 

 

Как система логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет, немаловажную, оздоровительную функцию, помогает пополнить пассивный и активный словарь, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.

         Допускаются в структуре занятия замены и дополнительные виды работы с воспитанниками.

         Ожидаемые результаты:

  • ребенок реагирует на зрительный и слуховой раздражитель;
  • у ребенка возникает потребность общения и сотрудничества с детьми в коллективе, умение слушать друг друга и договариваться;
  • у ребенка совершенствуется познавательная активность, систематизируется знания об окружающем мире;
  • у ребенка развитое произвольное внимание, зрительная и слуховая память, мышление, логика;
  • развито чувство ритма, певческие способности;
  • ребенок различает силу и тембр голоса;
  • ребенок проявляет художественно–артистические способности;
  • автоматизированы поставленные звуки у ребенка на речевом материале;
  • сформирована звукослоговая структура слова.

 

Библиографический список:

  1. Басов М.Я. Движения под музыку. – В кн.: Избранные психологические произведения. - М.,1975. С.147–149.
  2. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. – В сб.: Расстройство речи и методы их устранения. – М., 19/5. С. 103-149.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 1985. –191с.
  4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста.– Л., 1982. С.53-69.