Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гайворонская Елена Александровна.

Норильск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Норильчонок», учитель-логопед Gaivoronskay100@mail.ru.

Кимбаева Венера Мухтаровна.

Норильск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Норильчонок», музыкальный руководитель.

Аннотация. Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Речевую патологию у дошкольников, в том числе с ОВЗ, наиболее успешно можно решить только путем взаимодействия специалистов, в частности логопеда и музыкального руководителя. Организация логоритмического проекта в детском саду в рамках коррекционно-развивающей деятельности имеет большие потенциальные возможности.

Ключевые слова: логоритмика, речевая деятельность, патология.

Конец XX – начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По данным статистики число детей с различными отклонениями в развитии растет. Причины роста детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) достаточно разнообразны.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. В виду того, что у особенных детей наблюдается более позднее развитие таких функций, как восприятие, внимание, память, мышление, речь; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, социальной адаптации – интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. Поэтому для решения задач необходимо применять социально-инновационные технологии с практическими навыками, отечественный и зарубежный опыт.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве ДОУ требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Ежегодная комплексная диагностика на базе МАДОУ «Детский сад № 5 «Норильчонок» показала, что большинство детей с ОВЗ имеют речевые нарушения наряду с малоактивным артикуляционным аппаратом, снижением фонематического слуха, нарушением ритмического слуха, немодулированным голосом, грудным или ключичным дыханием, затруднение в управлении собственным телом, при определении пространственной ориентации, эти дети замкнутые, малообщительные и имеют нарушения общей и мелкой моторики и т.д.

Изучив современные научно-теоретические подходы развития и воспитания детей дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) в рамках современного образовательного пространства ДОУ, мы пришли к выводу, что недостаточно уделяется внимание комплексному решению коррекционных задач для категории детей не способных усваивать в полном объеме программу ДОУ. Многие дети нуждаются в особых программах воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Важно, чтобы данная программа учитывала проблемы не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития (например, как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно исправляли неречевую симптоматику).

Мы пришли к выводу, что проблемы речевой патологии у дошкольников, в том числе с ОВЗ, наиболее успешно можно решить только путем взаимодействия специалистов, в частности логопеда и музыкального руководителя. Хотя данное сотрудничество служит лишь дополнением к медико-социальной и психолого-педагогической работе для детей с ОВЗ.

Так как логоритмика является одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое, так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, метод, основанный на неразрывном единстве с музыкой, движением, речью, пантомимикой, театральным искусством. С учетом вышесказанного нами был разработан логоритмический проект по работе с дошкольниками с ОВЗ «В гостях у сказки».

Логопедическая ритмика как метод неспецифической терапевтической коррекции обладает большим оздоровительным потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного обучения и воспитания детей с речевой патологией (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Е.А. Медведева, Н.А. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина). Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

В основе проекта лежат логоритмические технологии, которые способствуют адаптации к условиям внешней среды. Занятия включают в себя массаж, самомассаж, релаксация, элементы йоги, пение, музыкально-ритмические движения; пальчиковые, музыкально-дидактические, музыкальные, коммуникативные игры;  артикуляционные, дыхательные, фонематические упражнения;  элементы пантомимики, театральной деятельности, игры на традиционных и нетрадиционных музыкальных  инструментах. Логоритмические занятия строятся на основе сказок, рекомендованных программой.

Постоянная и планомерная работа в различных видах музыкальной деятельности: элементарном музицировании, пении, коммуникативных, дидактических играх, способствуют развитию чувства ритма.

Значительную роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Эти игры учат детей координировать движения со словом под инструментальный  аккомпонимент, что способствует, в первую очередь, речевому и ритмическому развитию детей.

При реализации данного проекта нами было сформировано две группы детей по 10 детей со статусом ОВЗ. По уровню развития речевой и неречевой симптоматики дети были схожи. В каждой группе было: 2 ребенка-инвалида с физическим недостатком в развитии и имели нарушения звукопроизносительной стороны речи, 5 детей с задержкой психического развития и  3 ребенка с тяжелым нарушением речи (общее нарушение речи I-III уровней, дизартрией).

С контрольной группой детей, имеющих статус ОВЗ, педагоги занимались в рамках реализации адаптированной общеобразовательной программы. Согласно планированию учитель-логопед и музыкальный руководитель занимались с детьми индивидуально по 20–25 минут один раз в неделю, воспитатель ежедневно по 20 минут проводил коррекционно-развивающие занятия, согласно индивидуальным маршрутам.

Вторая группа стала экспериментальной, дополнительно к таким же занятиям добавились логоритмические один раз в неделю 25–30 минут. Длительность занятий соответствовала возрастным возможностям и требованиям по САНпину.  Занятия проводились в первой половине дня. Тема занятий бралась на 1–2 занятия в зависимости от сложности материала, цели и задач, индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Логоритмическое занятие проводилось совместно, логопедом и музыкальным руководителем.

Также в рамках реализации данного проекта учитель-логопед проводила консультации для родителей и воспитателей, где предлагался речевой материал, необходимый для закрепления пройденного материала на логоритмических занятиях. Музыкальный руководитель ДОУ еженедельно подготавливала материалы по музыкальной деятельности для использования воспитателями и родителями при взаимодействии с детьми в дальнейшем. Надо отметить, что все упражнения на логоритмических занятиях проводились по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивался.

Цель проекта – развитие и коррекция речевых и неречевых психических функций детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) через создание оптимальной социальной ситуации и взаимодействия специалистов.

Данный проводился в учреждении в течение двух лет 2015–2017 годах. Была составлена программа по логоритмике, перспективный план, разработаны темы, конспекты на весь образовательный учебный год с внесением в годовой план образовательного учреждения с ориентированием на старший дошкольный возраст.

Мы применяли такие формы образовательной деятельности, как проблемную ситуацию, беседу, совместную с воспитателем, со сверстниками, индивидуальную игру,  праздники, экскурсии, ситуацию морального выбора, проектную деятельность, коллективное  обобщающее занятие.

Построенная в игровой форме образовательная деятельность имеет большее педагогическое, воспитательное значение, чем учебное занятие по типу школьного урока. Таким образом, у дошкольников зарождается мотивация и готовность к освоению нового вида деятельности – учебной.

Эффективно использование и игровых сказочных персонажей, занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (игры-путешествия, игры-развлечения с выполнением разнообразных познавательных, исследовательских заданий). Психологи считают, что каждый сказочный персонаж является образом человека. Путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире,  о таких явлениях, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Данная форма работы помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями: размышлять о своем предназначении, исследовать собственные способности и возможности. В сказке все испытания, которые выпали на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, поднять собственную самооценку, пробудить чувство эмпатии, а это так часто не хватает детям с ОВЗ. При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности  педагог занимает позицию партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

На основе данных, полученных в ходе диагностики, были сформулированы задачи практической работы с детьми дошкольного возраста имеющих статус ОВЗ:

Основные задачи учителя-логопеда:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Основные задачи музыкального руководителя:

  • развитие чувства ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок;
  • формирование грудобрюшного дыхания (вдох – задержка дыхания – выдох);
  • развитие певческого голоса в примарной зоне;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие координации общей и мелкой моторики;
  • развитие орального праксиса.

Данная системная, комплексная организация коррекционной помощи детям ОВЗ позволила нам решить больше задач за меньшее количество времени. Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.

В течение двухлетнего эксперимента специалистами были использованы не только готовые авторские конспекты таких авторов как М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, но и применялись различные авторские методы.

Основной метод, на который мы делали акцент, разработан вокалистом (в прошлом), а ныне – фонопедом, человеком, окончившим аспирантуру института им. Гнесиных Виктором Вадимовичем Емельяновым: фонопедический метод развития голоса – постановка голоса, применяемая к лицам с расстройством голосообразования. Основными критериями этого метода являются акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. То есть достижение максимального звучания голоса при минимальных нагрузках, основанные на естественных звуках доречевой коммуникации – хрип, скрип, шепот, крик, вой, визг.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа (педагогическая технология) установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому обучающемуся с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Фонопедический метод развития голоса также направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психоэмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении, обретению способности понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

 Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения В.В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Голосовые игры на основе фонопедического метода В.В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Ежегодное диагностическое обследование проводилось музыкальным руководителем согласно годовому плану ДОУ и рекомендации ГМО музыкальных руководителей  г. Норильска. Логопедическая диагностика в МАДОУ проводится в течение всего года, согласно годовому плану. Дети с тяжелыми нарушениями (дети с ОВЗ) направляются на ТПМПК для подтверждения диагноза. Для выбора и построения коррекционных мероприятий, обучающиеся, включенные в целевую аудиторию проекта и в контрольную группу, диагностировались три раза в год. Диагностический материал рекомендован ГМО логопедов города («Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, И.А. Смирновой).

Анализ итоговых и промежуточных результатов позволил выявить качественные изменения в речевой деятельности детей. В контрольной группе улучшение зафиксировано у 63% детей, но остались речевые нарушения различной степени. В экспериментальной же группе качество речи значительно возросло после системной и многоплановой работы специалистов. Качественные характеристики имели положительную динамику у 82% детей с ОВЗ. Трое детей из экспериментальной группы, имеющие диагноз «Задержка психического развития», после прохождения ТПМПК получили заключение – «Возрастная норма развития».

Таким образом, реализация проекта «В гостях у сказки» позволила нам расширить развитие и формирование познавательного интереса, общения детей, усовершенствовался навык ведения диалога, был сформирован навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Усовершенствовалось умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, умение одновременно выполнять движения под музыку в сочетании с речью, развилась пластичность, выразительность, и ритмичность движений детей с ОВЗ, уверенность в собственных возможностях. Данный вид коррекционной помощи открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Системная и планомерная работа в ДОУ в рамках коррекционно-развивающей деятельности педагогов помогла нам создать благоприятные условия для успешного развития «особых» детей. Мы пришли к выводу, что построенная таким образом работа привела к высоким результатам в речевом, умственном и музыкальном развитии дошкольника, использование в системе работы занятий по логоритмике позволило полностью скорректировать нарушенные речевые функции у детей и не дало развиться данным нарушениям у детей с тяжелыми речевыми проблемами.

Такая коррекционно-развивающая деятельность специалистов имеет большие потенциальные возможности и в дальнейшем может способствовать эффективным и качественным изменениям в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список:

  1. Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика/ Л.Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 5. – С. 4–10.
  2. Андреева А.  К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 6. – С. 51–52.
  3. Дорофеева И.И. Организация интегрированного обучения в детском саду комбинированного вида / И.И. Дорофеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 5. – С. 33–37.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – М.: Лань, 2003. – 194 с.
  5. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Развивающие голосовые игры: Методическая разработка Фонопедический метод развития голоса. – Тюмень: Тюм ГУ, 2005. – 40 с.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. – М.: Сфера, 2008. – 208 с.