Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Гордиенко Татьяна Валентиновна .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Северок», г. Норильск, учитель-логопед.

 

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Задача педагога – расширить, обогатить и  активизировать в самостоятельной речи словарь ребенка, научить  строить связное речевое высказывание.

Одним из эффективных приемов, направленных на  решение этой задачи является метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

На целесообразность применения наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста указывали Л.В. Эльконин,  Л.А. Венгер,  В.П.  Глухов,  О.И. Киселева, т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать.

Доступность метода обусловлена тем, что в основу наглядного моделирования положен основной  и самый важный вид деятельности, присущий ребенку – игра. Именно в детской игре первоначально возникает замещение: кубик – хлеб, стул – автомобиль. Ребенок, используя какой-либо предмет в качестве заместителя реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит рождение символа.

Использование метода наглядного моделирования помогает ребенку  с ОНР представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, задействовав для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Метод помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию, что  характерно для детей с ОНР. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок  видит главное, систематизирует полученные знания.

Результат диагностики актуального состояния речевого развития и базового словаря детей с ОНР показывает, что ребенок может подобрать один – два  слова признака (при ответе на вопрос: «Какой?»), в основном, указывая размер и цвет предмета: «Мячик большой, синий. Зайчик беленький» и один – два слова действия («Что делает?») – «Зайчик прыгает». Аналогично  с умением составлять рассказ об игрушке: «У меня есть кукла. Я ее люблю» или «У меня есть машина. Она большая».  Из чего видно, что дети затрудняются в определении и выявлении свойств и качеств предметов, явлений, у многих детей не сформировано целостное восприятие предмета.

В ходе коррекционной работы решаются следующие задачи:

  1. Увеличение объема словарного запаса (включая все лексико-грамматические категории – существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, частицы).
  2. Развитие описательного типа речи, т.е. рассказывание о свойствах и качествах предмета. Предметно-символическое моделирование, включение символов.
  3. Развитие повествовательного типа речи, обучение рассказыванию по картинке, пересказыванию с переходом к символическому способу моделирования.

Обучение приемам наглядного моделирования происходит последовательно, в трех основных направлениях. На начальном этапе работа по составлению модели включает в себя обследование предмета в специально организованных играх и упражнениях. По мере выявления определенных свойств, характеристик для данного предмета, вводится графический или наглядный символ, обозначающий  данное свойство. В работе используются  как традиционные графические символы, например, обозначающие величину, форму, цвет предмета, так и произвольные, выбор которых являлся продуктом воображения ребенка. Одновременно проводится работа по выявлению свойств и качеств предметов в ходе дидактических игр: «Найди по описанию», «Что бывает?», «Определи на ощупь», «Цепочка слов», «Сравни», «Кто что делает?», «Подбор объектов к действию»  и др.

По мере накопления сенсорного опыта и лексического базиса начинается работа по обучению чтению элементарных схем, отражающих признаки исследуемого предмета. Так от простой  схемы «большое красное яблоко» количество признаков доводится до 5–8. На этом этапе вводится конкретный символ для обозначения самого объекта, его действий и качеств. Символы вводятся  по мере усвоения и используются на протяжении всей работы. Особое  внимание уделяется образованию грамматических конструкций методом согласования: гладкий мяч, гладкое яблоко, гладкая доска и т.п., что способствовало развитию понимания родовой принадлежности различных частей речи. На этом этапе работы значительно расширяется словарный запас детей, отрабатывается слоговая и грамматическая структура, усваиваются следующие символы наглядного моделирования: «существительные» – живой предмет – треугольник с глазками с черточкой по середине, неживой предмет – аналогично без глаз; «глагол» – треугольник с двумя черточками по середине, «прилагательное», «наречие» – треугольник с волнистой черточкой по середине.

Следующий этап работы – обучение составлению рассказов и пересказов. Оба умения формируются одновременно. Задача педагога  состоит в том, чтобы донести до ребенка принцип построения рассказа. Для этого  нужно научить  его строить предложения по принципу цепи, т.е. объект первого предложения становится субъектом сообщения последующего. Вначале ребенку предлагаются три пары предметных картинок (щенок – девочка, девочка – колбаса, щенок – колбаса) для составления простых предложений: «Щенок подбежал к девочке». «Девочка принесла колбасу». «Колбаса – лакомство для щенка». Графическая модель рассказа строится в ходе беседы и записывается на доске с помощью символов, далее ребенок, опираясь на модель, строит рассказ.

Следующая группа заданий развивает у ребенка умение усложнения простых предложений, за счет включения в них прилагательных, наречий и увеличения их количества. Например: «Маленький, веселый, щенок подбежал к девочке. Курносая, рыжеволосая девочка принесла колбасу. Вкусная колбаса – лакомство для щенка» и т.д. На этом этапе для обозначения «коротеньких слов» предлога и союза мною был предложен, как элемент наглядного моделирования, маленький кружочек. Использование этого символа формирует умение детей с ОНР проводить полный анализ предложения, использовать в самостоятельной речи предлоги, союзы, частицы.

Обучаясь пересказу, ребенок после прослушивания текста, отвечая на вопросы «записывает» ответы символами. Построенную модель предложения использует как зрительную опору для построения речевого высказывания при пересказывании текста.

Благодаря методу наглядного моделирования дети овладевают умением пересказывать рассказы по полученной схеме, строить правильное речевое высказывание в самостоятельной речи, в исходный рассказ вводить до 4-5 прилагательных, увеличивать количество глаголов, употреблять синонимы, наречия переводить предметно–графический план на символическую основу. Использование метода активизирует мышление, развивает память, воображение, внимание, логику. Дети овладевают приемами сравнения, обобщения, классификации.

      

        Библиографический список:

  1. Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. – С. 84-91.
  2. Киселева О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи: Учебное пособие для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, – 32 с.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников, 2004. – 59 с.     [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0046/1_0046-1.shtml (дата обращения: 19.05.2015).