Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПО ПРОБЛЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ И СОЗНАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К НЕМУ» В ПРОЦЕССЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ерошкина Наталья Александровна. Детский сад «Колобок» филиала ООО «Газпром добыча Уренгой», управление дошкольных подразделений, заместитель заведующего детским садом по воспитательной и методической работе. Аннотация. В статье представлен опыт работы детского сада «Колобок» филиала ООО «Газпром добыча Уренгой» Управление дошкольных подразделений по реализации годовой задачи «Формирование у дошкольников потребности в здоровье и сознательном отношении к нему в процессе валеологического воспитания детей дошкольного возраста». Освещены формы методической работы педагогического коллектива в рамках реализации годовой задачи, предложен конспект педагогического совета. Материал может быть интересен педагогам детских садов, использован сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, углубленно работающими по реализации образовательной области «Физическое развитие», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Ключевые слова: методическая работа, педагогический совет, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, валеологические представления дошкольников. Годовые задачи, стоящие перед коллективом детского сада, направлены на повышение качества образования, для выполнения которых администрация детского сада использует разнообразные формы работы с педагогическими кадрами. Методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов, целями которой являются: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения дошкольников; повышение методической компетентности педагога к организации воспитательно-образовательного процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Традиционные и инновационные формы организации методической работы: педсоветы, семинары, семинары-практикумы, методические объединения педагогов, мастер-классы, смотры-конкурсы, консультации, экспресс-опросы, тематический контроль, коллективные просмотры образовательной деятельности – основные формы работы, в ходе которых реализуются годовые задачи детского сада, принимаются важные решения для всего педагогического коллектива и повышается уровень профессионального роста кадров. Необходимость организации данных методических мероприятий заключается в следующем:  на семинарах педагогам дается теоретический материал по актуальной для детского сада проблеме, с целью профессионального и грамотного выполнения годовой задачи;  на семинарах-практикумах теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных методов, техник, приемов и способов работы;  на методических объединениях педагоги делятся непосредственно своим опытом работы, решают общие проблемы;  в ходе консультаций детально раскрывается сущность образовательной проблематики и рекомендуются пути ее решения;  смотры-конкурсы организуются с целью развития творческого потенциала педагогического коллектива, создания среды творческого общения между коллегами-педагогами, способствуют накоплению и обновлению дидактического материала, а также обмену опытом между педагогами детского сада по вопросам организации РППС;  в процессе открытого коллективного просмотра НОД демонстрируются конкретные, наиболее эффективные формы, методы, приемы, техники организации педагогического процесса с целью дальнейшего активного применения воспитателями;  педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью детского сада, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников. Детский сад «Колобок» филиала ООО «Газпром добыча Уренгой» Управление дошкольных подразделений предлагает свой опыт работы по проведению тематического педсовета и предварительной методической работы по проблеме «Формирование у дошкольников потребности в здоровье и сознательном отношении к нему в процессе валеологического воспитания детей дошкольного возраста», задачами которого является: систематизация знаний педагогов по реализации образовательной области «Физическое развитие», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», совершенствование профессионального мастерства педагогов, повышение методического уровня педагогов детского сада. Нет задачи более важной, чем вырастить здорового человека. Дошкольное детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и выстраиваются отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходим освоение самых разных способов деятельности и реализация себя в них, приобретается разносторонний опыт. В самом общем виде задачи воспитания культуры здоровья можно объединить в три группы, данные группы четко определены блоками задач образовательной области «Физическое развитие» в разделе «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» в соответствии с ФГОС ДО. Направлениями задач психолого-педагогической работы данного раздела являются: воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование представлений о системе организма человека. Теоретический аспект проблемы «Формирования у дошкольников потребности в здоровье и сознательном отношении к нему в процессе валеологического воспитания детей дошкольного возраста» актуально рассмотреть в процессе заседания Методической гостиной «Формирование у дошкольников представлений о человеческом организме и его здоровье», Педагогического журнала «Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста по формированию взглядов на здоровый образ жизни». Практический аспект проблемы можно организовать в форме деловой игры, для этого целесообразно педагогический коллектив разделить на команды. Педагогический совет начинается с объявления темы Педсовета, повестки дня. Далее озвучиваются итоги тематического контроля, подводятся итоги смотра дидактических игр, лэпбуков, интеллект-карт валеологического содержания. Обязательно включаются сообщения из опыта работы педагогов по тематической проблеме (например, «Особенности организации деятельности по формированию начальных представлений детей младшего возраста о здоровом образе жизни», «Организация совместной деытельности взрослого и детей среднего дошкольного возраста в процессе валеологического воспитания», «Повышение уровня валеологической образованности, формирование потребности к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»). Ход деловой игры «Знатоки методики формирования валеологической культуры дошкольников» может проходить по девизом арабской пословицы: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». Ход деловой игры отслеживает компетентное жюри. За каждый правильный ответ, правильно выполненное задание команде начисляются баллы. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. Задание 1. Визитная карточка команды. Каждая команда имеет эмблему в формате тематики игры. Игроки придумывают название, девиз команды выбирают капитана, и, проявив творчество, презентуют себя. Можно предложить презентовать команду в форме рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, на основе сказочного сюжета и сказочных персонажей. На выполнение данного задания отводится 5 минут. Задание 2. «Разминка». Оздоровительная работа в нашем детском саду ведется по двум направлениям: физкультурно-оздоровительная работа и оздоровительно-профилактическая работа – и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка. Педагогам предлагается назвать проводимые мероприятия в рамках физкультурно-оздоровительного направления и оформить «Ромашку здоровья». (записываются варианты на лепестках и крепятся на сердцевину цветка). Капитан команды выбирает посредством жеребьевки направление физкультурно-оздоровительной работы (физическое развитие, закаливающие мероприятия, охрана психического здоровья). На обсуждение и выполнение задания отводится 5 минут. Физическое развитие включает следующие мероприятия: Организация двигательного режима предусматривает организацию детской двигательной активности посредством следующих форм: подвижные, спортивные игры в спортивном, музыкальном, театральном зале, НОД по физической культуре, занятия в бассейне, оздоровительное плавание, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна, прогулки на свежем воздухе с подвижными играми и упражнениями, спортивные праздники, развлечения и досуги, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, глазодвигательная гимнастика, игры с песком и водой, дополнительное образование: «Сильные и смелые», «Веселые осьминожки», физкультминутки, динамический час (при неблагоприятной погоде), активизация двигательной активности с использованием игровых помещений детского сада, проведение «дней Здоровья» и «Недели Здоровья», участие в городской Спартакиаде «Старты надежд». В течение дня обеспечивается удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности и предусматривается ее рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов детской деятельности. Организация жизнедеятельности детей в детском саду предусматривает систему закаливающих мероприятий, ориентированных на профилактику и укрепление здоровья детей: воздушные ванны (облегченная одежда), соблюдение режима проветривания групп, хождение босиком по «Дорожкам здоровья», сон без маечек, контрастные ванны после прогулки в летний период, полоскание ротовой полости кипячённой охлаждённой водой, самомассаж рук, ног, пальчиков, самомассаж сухими рукавичками, «Рижский метод закаливания». С целью охраны психического здоровья педагоги детского сада в работе с детьми используют: сеансы релаксации в сенсорной комнате, музыкальные минутки, слушание музыки перед сном, минутки тишины, игры на развитие положительных эмоций, коммуникативные игры, беседы по разрешению конфликтных ситуаций по желанию детей, чтение художественной литературы, использование этюдов, физкультминуток. Задание 3. «Лучший теоретик» - работа с перфокартами по теме «Формирование валеологической культуры дошкольников». Членам команды предлагается определить, с какой возрастной группы вводятся задачи реализации образовательной области «Физическое развитие» раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»: 1. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. (6–7 лет). 2. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. (3–4 года). 3. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять на вкус) (2–3 года). 4. Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк») (4–5 лет). 5. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: голова – думать, запоминать (2–3 года). 6. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях (5–6 лет). 7. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить, кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат) (4–5 лет). 8. Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем (6–7 лет). 9. Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека (3–4 года). 10. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. (5–6 лет). 11. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: руки – хватать, держать, трогать, ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить (2–3 года). 12. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. (3-4 года). 13. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки») (5–6 лет). 14. Знакомить детей с понятием «здоровье» и «болезнь» (4–5 лет). 15. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур (6-7 лет). На выполнение данного задания отводится 7 минут. Задание 4. «Кресс – кросс». Педагогам предлагается найти в таблице зашифрованные названия частей тела и органов человека и обвести рамкой. Слова могут располагаться как слева направо, справа налево, так и сверху вниз и снизу вверх. На выполнение данного задания отводится 3 минуты. Задание 5. «Знатоки пословиц и поговорок о здоровье». Командам предлагается по очереди назвать известную им пословицу или поговорку. Команда последняя назвавшая поговорку, либо пословицу, является победителем и получает 1 балл. С результатами деловой игры знакомят члены жюри (объявление победителей). Опыт работы показал, данный материал может быть интересен педагогам детских садов и использован сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, углубленно работающими по реализации образовательной области «Физическое развитие», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Библиографический список: 1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 176 с. 2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 3. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 390 с. 4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 56 с. 5. Козлова С.А. Дошкольна педагогичка: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -416 с. 6. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.