Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Болгова Анастасия Борисовна.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого образования «Престиж», г. Красноярск, учитель-логопед, asja210390@rambler.ru.

 

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии  и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы  и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Опираясь на современные требования к образованию, педагоги, в первую очередь, должны учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворять особые потребности каждого ребенка. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития любого человека, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более раннем возрасте и с помощью соответствующих методов и приемов [10; 11].

У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом [4]. В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.

Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука – это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие [1].

Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) [2; 12].

Всем известно, что слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно, тем более детям с ОВЗ (в автоматизации подбираются слова, показывающие разное место звука в слове, и они не всегда соответствуют словарному запасу ребенка). Если такое слово «заучить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Многим детям данный способ и вовсе не доступен.

Для прочного и одновременно лёгкого запоминания, слово наполняется содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. У детей с ОВЗ это может быть опора на сохранный анализатор (если говорить о сочетанных дефектах).

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Актуальность и целесообразность использования мнемотехники  в логопедической практике объясняется тем, что технология:

  • открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя-логопеда;
  • гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
  • способствует обогащению и актуализации словаря;
  • способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;
  • способствует более качественной автоматизации звуков;
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Мнемосхемы служат дидактическим материалом в работе, в основном, по развитию связной речи детей [9]. Но мало кто использует их для автоматизации звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами [5], предметно-схематическими моделями [12], блоками-квадратами [6], коллажем [3].

Существует несколько основных приемов мнемотехники:

  • образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
  • рифмизация;
  • запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
  • нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
  • метод Цицерона на основе пространственного воображения;
  • метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;
  • методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа [8].

В логопедической работе с детьми ОВЗ наиболее приемлем способ нахождения ярких необычных ассоциаций (картинки), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Суть данного способа заключается в том, что ребенок придумывает рисунок [3], соответствующий (шифрующий) одно из слов стихотворения, содержащее автоматизируемый звук, тем самым облегчая его запоминание.

В дальнейшем, глядя на эти рисунки, ребенок с легкостью воспроизводит информацию [7]. При выборе данного способа автоматизации звука учитываются все особенности детей, в том числе даже художественные способности детей: картинки можно нарисовать, приклеить, изобразить схематично.

Мнемотехника может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать стихотворение, выучить и т.д.

В ходе работы ребенку предлагается одно из стихотворений, соответствующее автоматизируемому звуку, прослушав которое, ребенок может нарисовать свой собственный рисунок-ассоциацию:

Пример, звук «Л»:

Лодка, лапа, ложка, лук,

Колокол, пила, каблук,

Белка, молоток, лопата,

Лампа, ласточка, свекла,

Клумба, платье, луч, луна,

Скалка, вилка и клубок,

Лошадь, дятел, поплавок.

С данными стихотворениями могут быть использованы такие задания:

  1. Выучить стихотворение по картинкам;
  2. Назвать все предметы по порядку;
  3. Поставить на каждый предмет фишку и добавлять к называемому слову «мой» (для развития умения согласовывать существительные с местоимением);
  4. Назвать все предметы, добавляя живой – неживой;
  5. Назвать предмет, на который ставят фишку, сначала в единственном числе, затем, во множественном;
  6. Закрыв каждый предмет, ответить на вопрос: «Нет чего?» и т.д.

Таким образом, практический опыт доказывает, что составление и использование стихов с помощью мнемотехники облегчает процесс усвоения автоматизируемого звука, способствует расширению и актуализации словарного запаса, лексико-грамматической стороны речи, развивает память, мышление, воображение, а технология «Мнемотехника» гармонично сочетает в себе элементы основных образовательных систем и может успешно применяться в логопедической практике.

Библиографический список:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109 с.
  2. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
  4. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Инфра-М., 2015. – 703 с.
  5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005. – 88 с.
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 182 с.
  7. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1985. – 87 с.
  8. Лапинская Л. Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации: сайт Память + [Электронный ресурс]. – URL: http://pamyatplus.ru/razvitie/uprazhneniya-mnemotexniki.html#h2_2 (дата обращения: 16.01.2017).
  9. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Воспитание и обучение. – 2004. – № 6. – 7 с.
  10. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., 2009. – 60 с.
  11. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2006. – № 7, 8. – 22 с.
  12. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990 – №10. – 16 с.