Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 285-54-77
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Хороших Виктория Викторовна.

Белгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», учитель начальных классов, viktoriykhoroshik@yandex.ru.

Гендриксон  Ольга Леонидовна.

Белгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», учитель начальных классов, gendrikson.o@yandex.ru.

Аннотация. Проблема реализации инклюзивного образования в России как никогда актуальна. Безусловно, на сегодняшний день Министерством образования проведена огромная работа по созданию и реализации проектов для вовлечения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их личностного развития. Однако за рамки программ и проектов выходят мотивационные вопросы, именно эта составляющая образовательного процесса и будет рассмотрена в данной статье.

Ключевые слова: инклюзивное образование; учащиеся с ограниченными возможностями здоровья; личность; эффективность коррекционной работы; мотивация учащихся.

Как известно, основополагающий принцип инклюзивного образования заключается в реструктуризации условий обучения под потребности различных категорий учащихся. По данной системе образовательного процесса приоритет делается на агрегации усилий субъектов в части создания среды и культуры.

Ознакомимся с главенствующими положениями данного образовательного направления. Во-первых, это осознание всеми участниками социума ценности каждого человека, которая не зависит от способностей и достижений. Эту задачу решает инклюзия через полное сближение учащихся в школьной жизни. В образовательном процессе взаимопомощь должна обязательно проявляться через уважение и понимание.

Во-вторых, необходимо подготовить учащихся к тому, что каждый человек, не зависимо от его физического или психического здоровья, способен чувствовать, думать, имеет право на общение и быть услышанным.

В-третьих, подлинная реализация программы инклюзивного образования возможна лишь в контексте реальных взаимоотношений, когда в полной мере правильно организована школьная среда, ведь именно она представляет собой решающее условие дальнейшего социального развития учащихся с выявленными отклонениями.

Итак, учёными и исследователями в областях медицины, педагогики и социологии изучены механизмы и причины психологических отклонений, создана обширная классификационная база, разработаны различные диагностики коррекции нарушений. В рамках данной работы целесообразно рассмотреть мотивационную составляющую для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Учащиеся с ЗПР имеют органическую недостаточность мозга, что и приводит к ярко выраженным проблемам с психическими темпами развития. С возрастом, при переходе к учебной деятельности, у таких детей не сформирована готовность к образовательному процессу. В виду вышеизложенного, нельзя не опираться на мнение А.Н. Леонтьева, который утверждал, что «к решению познавательных задач побуждает существующая деятельность, интерес не есть мотивация»[4, с. 107]. Наряду с проблемами психического и физического развития, дети с ЗПР склонны к быстрой утомляемости и истощаемости, что создает проблему для учителя при реализации инклюзивных программ.

Из опыта работы с детьми, у которых выявлена задержка психического развития, достижение мотивационного интереса к учебной деятельности главным образом происходит посредством творческих игр. В программу должны быть включены коррекционно-развивающие упражнения, содержащие элементы, которые должны воздействовать на развитие навыков мышления, внимания, мелкой моторики [2, с. 83–85].

Согласно зарубежным исследованиям, на познавательную и мотивационную деятельность ребенка с ЗПР во многом воздействует внешняя среда. Так, присущий инфантилизм детям с ПЗР задерживает формирование готовности к обучению, обостряется замедление личностных характеристик, таких как ответственность и критичность своего поведения.

Одновременно отметим, если обучение детей в домашних условиях лишает их социального развития вовсе, то пребывание в специально приспособленной среде детей с отклонениями по здоровью, безусловно, облегчает создание комфортных условий, однако неизбежен риск усугубления ситуации.

Таким образом, инклюзия субъектов образовательного процесса является наиболее перспективной формой обучения. Несмотря на то, что при однородности ученического состава намного облегчается создание комфортных условий, однако их дальнейшее социальное развитие сводится к нулю. Именно ориентируясь на примеры адекватного социального поведения учащихся, ребенок с ЗПР постепенно осваивает поведенческие нормы, увеличивает мотивационную составляющую деятельности [2, с. 39].

Резюмируя, отметим, через осуществление инклюзивного образования при соблюдении педагогом профессиональных компетенций могут достигаться не только задачи по адаптации детей с отклонениями среди их сверстников, но и через такое совместное обучение другие учащиеся получают навыки коммуникации, взаимодействия и осознания, что вносит разнообразные коррективы в постижении ими социума.

Отметим, что российские образовательные условия в области инклюзивного образования находятся в периоде реформации. Безусловно, процесс инклюзии небыстротечен, он требует времени и усилий не только со стороны правительства. На налаживание данного общественного преобразования должны быть сосредоточены силы учителей, учащихся и их родителей.

Библиографический список:

  1. Волосникова Л.М., Чимаров В.М., Малярчук Н.Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. – 2015. – № 1. – С. 37–42.
  2. Гатжимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №1 (65). – С.82–87.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, –М.: Инфо-Пресс, 2011. – С. 87–110.
  4. Минобрнауки утвердило план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/minobrnauki-utverdilo-plan-po-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-na-2016-2017-god/ свободный. – (дата обращения:12.01.2017).