Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Гарькуша Никита Валерьевич.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, магистрант кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения института гуманитарного и социально-экономического образования.

Буторина Наталья Иннокентьевна.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения института гуманитарного и социально-экономического образования.

 

Общество, его структура, характер регулирования отношений между людьми определяются культурой, представляющей собой чрезвычайно многозначное понятие.

По определению А. Г. Сомова, культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям [6, c. 36].

Культура, разделяясь на нематериальную (созданные человеком абстракции) и материальную (физические артефакты или предметы), становится для человека:

  • основой интерпретации собственного опыта и устремлений действий;
  • средством и способом выделения человеческого общества из животного мира;
  • искусственно созданной при помощи языка, мышления и символических значений средой.

Э. Тейлор предлагает этнографическое по характеру определение культуры, делая упор на перечисление всего содержания понятия. «Культура, или цивилизация, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей, и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [9, с. 46].

Историческое определение с акцентом на процессы социального наследования и традиции предлагает Э. Сепир, определяя культуру, как «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» [5, с. 93]. Однако в этом определении упускается значение человека в развитии культуры.

Если культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей, то музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель ее уровня.

Музыкознание рассматривает музыкальную культуру в виде сложной системы духовных и материальных музыкальных ценностей; деятельность по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, восприятию музыкальных ценностей; композиторов, исполнителей, слушателей, музыковедой и др.; учреждений, инструментой и оборудования [7, с. 95].

Наиболее точное и емкое определение среди музыковедов предложил В.С. Цукерман, который писал, что музыкальная культура «представляет собой совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению и потреблению этих ценностей» [10, с. 72].

С позиции музыкальной педагогики ядром музыкальной культуры, ее основанием, «платформой», на которой она строится, является музыка. Именно эту мысль подчеркивал Б. В. Асафьев, считая, что музыкальная культура – это музыка вместе с ее ближайшим контекстом, со всей совокупностью общественных форм музицирования [1, с. 204].

Процесс формирования музыкальной культуры подрастающей личности имеет свою динамику развития. Каждый период школьного возраста чувствителен для формирования определенных компонентов музыкальной культуры, поэтому на каждом возрастном этапе общеобразовательной школой ставятся разные цели, отражающие доминирующую тенденцию в музыкальном развитии личности.

Особенно важен для воспитания музыкальной культуры подростковый возраст, который связан с переходом от специфических детских образований к новым психофизиологическим особенностям взрослеющей личности. В тесной связи с этими новообразованиями и происходит формирование музыкальной культуры подростков.

Рассматриваемый возраст благоприятен для активного накопления музыкальных знаний, расширения кругозора в силу таких основных характеристик подростков, как: познавательная активность и любознательность; устойчивый интерес к культуре и искусству; стремление к самостоятельному приобретению художественных знаний. Этому способствует становление теоретического мышления, связанного со способностью устанавливать максимальное количество смысловых связей, анализировать содержание и логику построения изучаемого материала.

В целом, музыкальное восприятие, при всей его противоречивости в подростковом возрасте, по мнению А. Г. Костюка, становится более интеллектуализированным, многосторонним, тонким (часто поверхностным) и созерцательным [4, с. 112].

Формирование музыкальной культуры подростков осуществляется, прежде всего, на уроках по музыке и мировой художественной культуры, а также в учреждениях дополнительного образования детей (детских музыкальных школах, детских школах искусств). Собственно процесс формирования музыкальной культуры личности включает в себя: постоянное изменение и развитие ее структурных компонентов, отраженное в новом уровне и качестве сформированности музыкальной культуры, и как следствие, изменение эстетического отношения личности к действительности; воздействие на музыкальное развитие личности многообразных социальных и педагогических факторов.

Важным компонентом любого дидактического процесса является содержание образования, которое включает в себя знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

Л. Г. Стоковский подчёркивает, что содержание процесса формирования музыкальной культуры подростков составляют:

  • система опорных музыковедческих знаний, обеспечивающих необходимую базу для самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • эмоционально-чувственный опыт, основанный на запасе эстетических впечатлений, возникающий в результате общения с музыкой;
  • умения и навыки в области музыкального творчества, позволяющие заниматься творчеством в различных видах музыкальной деятельности и преобразовывать окружающую действительность;
  • система ценностных ориентаций, проявляющаяся в музыкально-эстетических интересах и потребностях, в эстетической оценке и суждениях [8, с. 74].

С. М. Каргапольцев среди задач формирования музыкальной культуры учащихся, в том числе и подростков, выделяет такие, как:

  • формирование положительного социально-художественного опыта в процессе его целенаправленного приобретения, что приводит к широкой, социально-ценной направленности личного музыкального (художественного) вкуса;
  • развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной грамоты;
  • совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к высоко художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
  • приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению;
  • развитие умения общаться с лучшими образцами современной музыки, испытывать в этом потребность;
  • активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования знаний и умений, приобретенных на уроке, в деятельности классного и школьного коллективов, в собственном быту, досуге [3, с. 97].

Являясь одной из важнейших задач музыкального обучения и воспитания на уроках по музыке в общеобразовательной школе, формирование музыкальной культуры подростков может осуществляться различными способами, к ним относятся: освоение музыкальной грамоты; участие в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, импровизация); влияние в целом предметно-пространственной среды школы, содержания школьного предмета «Музыка», внеклассной музыкально-эстетической работы школы. Большое значение имеет обучение в организациях дополнительного музыкального образования детей, а также общение с друзьями, родителями, учителями, представителями культурной интеллигенции.

В педагогическом процессе, направленном на формирование музыкальной культуры подростков, используется все многообразие традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания.

Под методами музыкального воспитания понимаются различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Разнообразие методов музыкального воспитания, которые применяются в различных сочетаниях, определяется спецификой музыкального искусства. Наиболее эффективным для формирования музыкальной культуры подростков являются методы воспитания индивидуальных и коллективных творческих способностей: импровизация; концертное исполнение; индивидуальные и коллективные творческие поручения; участие в творческих мероприятиях и концертах и т.д.

Музыкальной педагогикой сегодня предлагается широкий круг методов, содержание которых определяется спецификой музыкального искусства: метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б. В. Асафьев); метод сопереживания (Н. А. Ветлугина); методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин); метод развития стилеразличения у подростков (Ю.Б. Алиев); метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова); метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр) и др. [11, с. 141].

Наряду с методами, определяемыми спецификой музыки, в практике музыкального воспитания применяются и общепедагогические: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой, проверка знаний, умений и навыков и т. п.

Для развития способности к музыкально-эстетическому восприятию используются: наблюдение, демонстрация, анализ воспринятого, повторное восприятие и выше перечисленные методы, специфичные для музыкального искусства.

Такие методы, как: объяснение, показ (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный) и упражнение (вокально-хоровое, ритмическое, интонационное, и т.д.) способствуют развитию практических умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Рассказ и объяснение служит для передачи подросткам музыковедческих знаний и развития интереса. В ходе беседы, диспута, дискуссии о музыке подростки учатся аргументировано давать эстетическую оценку, вырабатывают музыкальный вкус.

Логичным продолжением уроков по музыке в воспитании музыкальной культуры подростков становятся уроки по мировой художественной культуре в старших классах общеобразовательной школы.

Мировая художественная культура (далее по тексту, МХК) – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением МХК традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), исторические науки, искусствоведение и литературоведение. При этом мировая художественная культура рассматривается в основном как совокупность нескольких видов искусства, которые исследуются в онтологическом, генетическом, историко-хронологическом, формально-стилевом, художественно-технологическом и иных «внутрихудожественных» ракурсах познания.

Ядро МХК – искусство как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей, порождения и селекции специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах [2, c. 14].

Основная цель школьного предмета «Мировая художественная культура» – приобщение  школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры.

Занятия по МХК помогают ученику осмыслить явления культуры, учат его воспринимать культуру и интересоваться ею. Полученные знания помогут избежать подросткам стандартов и стереотипов в восприятии культуры, понимать связь культуры и исторического развития.

Учебная программа по МХК охватывает широкий спектр явлений. Одна из ведущих идей данного предмета заключается в том, чтобы через творчество одного художника, даже одно произведение искусства показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, создать ее неповторимый образ [2, c. 24]. Предмет «Мировая художественная культура» направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, на формирование умения понимать и оценивать творения художников разных эпох.

Следовательно, формирование музыкальной культуры подростков является одной из задач предмета, решаемой в тесной связи с формированием их целостной художественной культуры.

Специфика музыкального искусства, его временная протяжённость и сильное эмоциональное воздействие при недостаточном количества уроков и глобальности ставящихся перед предметом задач, обусловливают необходимость разработки педагогической системы с применением современных образовательных и информационных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности, обеспечивающей формирование музыкальной культуры подростков. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать подростков к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Педагогу важно определить наиболее эффективные компьютерные технологии, выделив два компонента передачи учебной информации: технические средства (компьютерная техника и средства связи) и программные средства различного назначения. В этой связи необходимо определить особенности построения (драматургию) уроков МХК, дидактически оправданно используя современные информационные технологии, в том числе мультимедийные.

Для формирования музыкальной культуры подростков на уроках по МХК могут использоваться такие мультимедийные ресурсы, как: справочные, энциклопедические издания; комплекты аудио и видео файлов с исполнением музыкальных произведений; зрительный ряд; музыкальные игры; тесты; программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.

Среди компьютерных программ энциклопедической направленности можно отметить следующие: «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки Кирилла и Мефодия», «Сокровища мирового искусства», «МХК от наскальных рисунков до киноискусства», «Учимся понимать музыку».

Есть возможность ввести в процесс изучения учебных тем по МХК компьютерных музыкальных программ, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видео записи исполнения шедевров мировой и отечественной музыки, но и дают доступ к интегрированному блоку информации, связанной с миром искусства (живопись, музыка, литература, народные промыслы и т.д.) и художественной культуры (театры, выставки, филармонии, музеи, экскурсии и т.д.).

Наряду с уроками по МХК для развития музыкальной культуры подростков эффективными являются и другие формы внеклассного и самостоятельного обучения: экскурсии, фольклорно-этнографические экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, объединения по интересам.

Таким образом, педагогически верно организованный процесс формирования музыкальной культуры школьников представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов: цели и задач, условий, деятельности преподавателя и воспитанников, средств, методов, организационных форм и результата. Интеграция традиционных и современных способов формирования музыкальной культуры подростков может обеспечить значимый результат, как для каждой отдельно взятой личности, так и для современного общества в целом.

 

Библиографический список:

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. М. : Музыка, 1978. – 376 с.
  2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура [Текст] Л. Г. Емохонова. – М. : Педагогика, 2007. – 196 с.
  3. Каргапольцев С. М. Музыка и нравственное воспитание школьников [Текст] / С. М. Каргапольцев. – М. : Просвещение, 1990. – 207 с.
  4. Костюк А. Г. Культура музыкального воспитания [Текст] / А. Г. Костюк. – М. : Академия, 2002. – 154с.
  5. Сепир Э. В. Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст] / Э. В. Сепир. – М. : Педагогика, 1977. – 254 с.
  6. Сомов А. Г. Объекты культурного наследия [Текст] / А. Г. Сомов. – М. : Просвещение, 2001. – 204 с.
  7. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. – M. : Музгиз, 2001. – 251 с.
  8. Стоковский Л. Г. Музыка для всех нас [текст] / Л. Г. Стоковский. – M. : Музгиз, 1992. – 200 с.
  9. Тейлор Э. Первобытная культура [Текст] / Э. Тейлор. –М. : Просвещение, 1983. – 111 с.
  10. Цукерман В. С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования [Текст] / В.С. Цукерман. – М. : Музыка, 1975. – 202 с.
  11. Школяр В. А. Музыкальное искусство [Текст] / В. А. Школяр. – М. : Педагогика, 1975. – 160 с.