Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Шишкина Татьяна Иосифовна.

Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», центр педагогического образования, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, mamatania5@mail.ru.

Сорокина Елена Львовна.

Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, научный консультант, so117@yandex.ru.

 

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Посредством подвижных народных игр ребенку прививается уважение к су­ществующему порядку вещей, обычаям. Народная игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельно­сти она связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загад­ками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педаго­гики.  В играх наиболее полно проявляются такие особенности народ­ного воспитания, народной педагогики, как естественность, непре­рывность, массовость, комплексность, завершенность [1].

Подвижные игры хороши тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Отсутствие в подвижных играх строго регламентированных правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго ограниченное (по размерам) поле, привлекает к подвижной игре всех независимо от возраста, способностей и подготовки. Поэтому народные подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического воспитания детей.

Игра, в отличие от строго   регламентированных  движений,   всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением   образовательных задач. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у человека положительные эмоции, чувство желания, приятного волнения. При этом данные эмоции можно рассматривать безотносительно к предполагаемым результатам игры. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. Однако условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления потребностей, к которым относится игра.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Установлено, что еще в период первобытнообщинного строя у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование на палках), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, «конские ристания», бег, плавание, ходьба на лыжах, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «Свайка», «Взятие городка», «Игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры и др [1].

Значительная часть древнерусских игр и «потех» была тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Коля­ды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного го­родка», устраивалась карусель на льду [1].

Необходимо отметить, что заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт, что приводит к спортизации детских игр. Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки», были переработаны в спортивные игры. Эти игры сохранились и в своей народной форме, имеющей много разновидностей.

Проведенный анализ научно-методической литературы позволил нам подобрать и классифицировать народные подвижные игры по преимущественной направленности на развитие физических качеств (таблица 1).

Таблица 1. – Классификация  народных подвижные игр по группам развития физических качеств.

Выносливость

Скоростно-силовые способности

Быстрота

Координацион-ные способности

Комплексные

Мяч от стены

Создавай круг

Салки простые

Кувшинчик

Косарь

Кто быстрее!

Отними ленту!

Заря

Игровая

Город за городом

Казаки-разбойники

Кто больше осилит!

Иголка, нитка, узелок

Коршун

Салки простые

Кто найдет

Горелки

У медведя во бору

Елы

Лапта

Гуси-лебеди

Салки в круге

Солнышко

Бой петухов

Ляпка

Заблудились

Медом или сахаром

На стульчике

12 палочек

Гуси

Ловля рыбы

Без соли соль

Хитрый лис

Удочка

В ногу

Гори, гори ясно

Зеленая репка

Наездники

 

Дударь

Жмурки

Капустка

Сковорода

 

В круги

 

Результаты организованного нами педагогического эксперимента позволили получить данные о влиянии применения народных подвижных игр на уроках физической культуры  на уровень развития физических качеств  школьников 9–10 лет (табл. 2).

Таблица – 2. Расчёт достоверности внутригрупповых различий показателей уровня развития физических качеств младших школьников 9–10 лет экспериментальной  группы.

Бег на 60 метров
(секунд)

Бег на 1 километр
(мин.сек)

Прыжок в длину с места (см)

 

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз)

 

Суммы

Суммы

Суммы

Суммы

Конст.

Формир.

Конст.

Формир.

Конст.

Формир.

Конст.

Формир.

114.4

 

111.9

58.3

58.1

1236

1284

39

54

tЭмп –4

tКр – 3.36

tЭмп – 1.7

tКр – 2.31

tЭмп – 6.4

tКр – 3.36

tЭмп – 5.1

tКр – 3.36

Достоверно,

при p≤0.01

Недостоверно

Достоверно,

при p≤0.01

 

Достоверно,

при p≤0.01

 

 

Можно заключить, что   в ходе преобразующего педагогического эксперимента, цель которого заключалась в обосновании эффективности применения народных подвижных игр на уроках физической культуры, были выявлены достоверные сдвиги в ряде физических качеств (таблица 2). Мы считаем, что это произошло, в связи с тем, что в подвижных играх они являются одними из ведущих.

На наш взгляд, улучшение результатов в тестах явилось следствием адекватно подобранных физических нагрузок, которые легче переносятся организмом в организованных народных подвижных играх.

Таким образом, насыщение уроков физической культуры учебным материалом по народным подвижным играм  содействует развитию скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей младших школьников.

 

Библиографический список:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. И доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.